Конспект урока по литературному чтению 2 класс
Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель урока: - знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина;
- обобщение знаний о сказках А.С. Пушкина;
- формирование у детей умение выразительно и вдумчиво читать сказки;
- расширение кругозора детей и обогащение их словарного запаса, обобщить изученный материал на уроках русского языка по теме «Лексика», закрепить знание терминов «устаревшие слова, антонимы,
синонимы, омонимы, фразеологизмы».
Задачи: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.
Ход урока:
1.Организационный момент.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
К нам снова приходит сказка.
2. Сообщение темы, цели.
-Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина « Сказка о золотой рыбке». Познакомимся с героями этой сказкой.
3. Рассказ учителя об авторе.
Александр Сергеевич Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку. Отец разрешал пользоваться своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Он любил книги. Они были его верными друзьями.
Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Эти две замечательные сказочницы подарили мудрость, заключённую в волшебных образах. Образы перешли в сказки.
Няня знала много песен, сказок, замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил слушать.
ученик: Арина Родионовна ласково пела Пушкину народные песни. Саша легко запоминал сказки и песни, а позднее использовал их, сочиняя свои стихи и сказки. А сочинять стихи он начал, когда ему было 3 года. Его сказки - это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.
-А.С. Пушкин не писал эту сказку для детей, но она оказалась такой интересной и поучительной , что её с удовольствием читают и дети. В своих сказках поэт показал борьбу тёмных и светлых сил, борьбу добра и зла.
- Чему научит нас сказка, узнаем, прочитав её.
4. Работа по учебнику.
Учебник с.90
- Можно ли по названию определить о каких главных героях пойдёт речь в сказке?
- Где будут происходить события?
- Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка. Она не написана сплошным текстом, а поделена на части.
Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.
Первая часть (читает учитель).
Словарная работа до чтения.
Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод – рыболовная сеть.
Откуп – плата.
Простофиля – глупый, несообразительный человек.
Вторая часть (читают хорошо читающие дети).
Словарная работа до чтения.
Кликать – звать.
Пуще – больше.
Корысть – выгода.
( Работа со словарем в учебнике. Объяснение слов выделенных в тексте сказки).
Дворянка - женщина, у которой много богатства, денег, много слуг.
Работа над текстом.
- Расскажите о жизни старика и старуху в начале сказке.
- Расскажите как изменилась их жизнь после того как старик поймал золотую рыбку.
-Почему старухе не понравилось, что старик отпустил рыбку.
- Как вы думаете, хорошо быть жадной?
- К чему приводит жадность.
-Обрадовалась ли старуха новому корыту? Что она сказала?
Словарная работа. Корысть – это когда хотят получить что-нибудь, не отдавая взамен ничего, бесплатно. Хотят взять все только себе. Таких людей называют «корыстолюбивые».
- Можно ли сказать, что старуха корыстолюбива. Обоснуйте свое мнение.
- Старуха получила корыто. Какое желание исполнила рыбка после этого.
- Объясните, кто такая дворянка.
5. Работа в паре.
- Как выглядела старуха, после того как стала дворянка. Докажите словами из текста.
- Вы сделали вывод, что старуха красиво одета. Она в самой дорогой одежде. В народе говорят: одежда красит человек. Всегда ли так?
- Красит ли старуху ее одежда? Обоснуйте свое мнение.
- Пушкин называет ее старухой. Почему старуха. А не старушка.
Чтение «по цепочке».
Словарная работа.
Чупрун – чуб.
Е) Чтение детьми вполголоса.
Работа над текстом.
Кем теперь захотела быть старуха?
- Как старик пытался усовестить, успокоить свою старуху. Докажите словами из текста. ( Работа в паре).
- Как старуха относилась к старику и слугам, когда стала богатой?
- О каких качествах личности старухи говорит ее отношение к старику и слугам?
- Кто такая царица?
- Какой должна быть царица?
- Может ли старуха стать царицей? Обоснуйте свое мнение.
- Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?
- Почему народ над старичком насмеялся?
( Не садись не в свои сани!»
- Когда так говорят? ( Когда человек не соответствует месту, которое занимает).
- Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?
- Если сходство у сказки Пушкина с народными сказками.
4 часть
Просмотр фрагмента мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Кем захотела теперь быть старуха?
- Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?
Найдите и прочитайте в тексте.
5 часть
Чтение вполголоса. Анализ содержания.
- Как встретило море?
-Но старику пришлось отправляться к золотой рыбке просить царский сан для своей старухи. Почему?
- Все беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивает. Прочтите слова рыбки.
6 часть
Громкое чтение. Обмен впечатлениями.
-И вот старуха уже хочет быть вольною царицей. Описание самой царицы нет. Она просто “сидит царицей” - уселась на трон в роли царицы. На время.
-А почему народ над старичком насмеялся и говорил
“Не садися не в свои сани!”
-Когда так говорят?
Словарь. Невежа
7 часть
Начало читают дети по учебнику
Далее просмотр фрагмента из мультфильма или чтение учителем.
- Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала стать владычицей морскою, а сама Золотая рыбка была бы у нее на посылках?
-Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады никому.
-Как повела себя сдержанная спокойная рыбка в последний раз? Прочитайте.
- Почему?
-Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле, но и на море.
Чтение сказки завершено.
- Как вы думаете, за что золотая рыбка
наказала старуху?
- А за что рыбка наказала старика?
- Как вы думаете, какая основная мысль
-Ребята, как вы думаете, почему в названии сказки нет старухи, хотя сюжетная линия сказки строится вокруг нее?
5. Работа над образом моря.
- Перед вами весь ряд рисунков моря. Соберите в нужной последовательности.
6. Итог урок.
-Понравилась ли вам сказка? Что понравилось?
-Какой урок вы извлекли?
-Оцените свою работу на уроке
- Действительно, все ребята сегодня хорошо трудились, за работу вам - золотые рыбки.
- Если бы вы вдруг оказались в этой сказке, о чем бы вы попросили Золотую рыбку?
- Почему?
-Если вам сегодня понравился урок, понравилось как вы работали, прикрепите свою рыбку на море, которое спокойное и красивое.
Если вам не очень понравилось на уроке, вам что-то было не понятно, прикрепите рыбку на море , которое неспокойно, а если вам совсем было не интересно, вы плохо оцениваете свою работу, прикрепите рыбку на море, на котором чёрная буря.
7. Домашнее задание по выбору:1) выразительное чтение сказки,2) рисунок к сказке,3) написать мини-сочинение на тему: « Если бы я поймал Золотую рыбку».