СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использован к любому УМК.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению 2 класс Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»»

Конспект урока по литературному чтению 2 класс

Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель урока: - знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина;

- обобщение знаний о сказках А.С. Пушкина;

- формирование у детей умение выразительно и вдумчиво читать сказки;

- расширение кругозора детей и обогащение их словарного запаса, обобщить изученный материал на уроках русского языка по теме «Лексика», закрепить знание терминов «устаревшие слова, антонимы,

синонимы, омонимы, фразеологизмы».

Задачи: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.



Ход урока:

1.Организационный момент.



О чем-то скрипит половица,

 И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

К нам снова приходит сказка.



2. Сообщение темы, цели.

-Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина « Сказка о золотой рыбке». Познакомимся с героями этой сказкой.



3. Рассказ учителя об авторе.

Александр Сергеевич Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку. Отец разрешал пользоваться своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Он любил книги. Они были его верными друзьями.





Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Эти две замечательные сказочницы подарили мудрость, заключённую в волшебных образах. Образы перешли в сказки.

Няня знала много песен, сказок, замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил слушать.

ученик: Арина Родионовна ласково пела Пушкину народные песни. Саша легко запоминал сказки и песни, а позднее использовал их, сочиняя свои стихи и сказки. А сочинять стихи он начал, когда ему было 3 года. Его сказки - это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.

-А.С. Пушкин не писал эту сказку для детей, но она оказалась такой интересной и поучительной , что её с удовольствием читают и дети. В своих сказках поэт показал борьбу тёмных и светлых сил, борьбу добра и зла.

- Чему научит нас сказка, узнаем, прочитав её.



4. Работа по учебнику.

Учебник с.90

- Можно ли по названию определить о каких главных героях пойдёт речь в сказке?

- Где будут происходить события?

- Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка. Она не написана сплошным текстом, а поделена на части.

Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.



Первая часть (читает учитель).

Словарная работа до чтения.

Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод – рыболовная сеть.

Откуп – плата.

Простофиля – глупый, несообразительный человек.

Вторая часть (читают хорошо читающие дети).

Словарная работа до чтения.

Кликать – звать.

Пуще – больше.

Корысть – выгода.

( Работа со словарем в учебнике. Объяснение слов выделенных в тексте сказки).

Дворянка - женщина, у которой много богатства, денег, много слуг.

Работа над текстом.

- Расскажите о жизни старика и старуху в начале сказке.

- Расскажите как изменилась их жизнь после того как старик поймал золотую рыбку.

-Почему старухе не понравилось, что старик отпустил рыбку.

- Как вы думаете, хорошо быть жадной?

- К чему приводит жадность.

-Обрадовалась ли старуха новому корыту? Что она сказала?

Словарная работа. Корысть – это когда хотят получить что-нибудь, не отдавая взамен ничего, бесплатно. Хотят взять все только себе. Таких людей называют «корыстолюбивые».

- Можно ли сказать, что старуха корыстолюбива. Обоснуйте свое мнение.

- Старуха получила корыто. Какое желание исполнила рыбка после этого.

- Объясните, кто такая дворянка.



5. Работа в паре.

- Как выглядела старуха, после того как стала дворянка. Докажите словами из текста.

- Вы сделали вывод, что старуха красиво одета. Она  в самой дорогой одежде. В народе говорят: одежда красит человек. Всегда ли так?

- Красит ли старуху ее одежда? Обоснуйте свое мнение.

- Пушкин называет ее старухой. Почему старуха. А не старушка.



Чтение «по цепочке».

Словарная работа.

Чупрун – чуб.

Е) Чтение детьми вполголоса.

Работа над текстом.

Кем теперь захотела быть старуха?

- Как старик пытался усовестить, успокоить свою старуху. Докажите словами из текста. ( Работа в паре).

- Как старуха относилась к старику и слугам, когда стала богатой?

- О каких качествах личности старухи говорит ее отношение к старику и слугам?

- Кто такая царица?

- Какой должна быть царица?

 - Может ли старуха стать царицей? Обоснуйте свое мнение.

- Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?

- Почему народ над старичком насмеялся?

( Не садись не в свои сани!»

- Когда так говорят? ( Когда человек не соответствует месту, которое занимает).

- Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?

- Если сходство у сказки Пушкина с народными сказками.




4 часть

Просмотр фрагмента мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»

- Кем захотела теперь быть старуха?

- Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?

Найдите и прочитайте в тексте.



5 часть

Чтение вполголоса. Анализ содержания.

- Как встретило море?

-Но старику пришлось отправляться к золотой рыбке просить царский сан для своей старухи. Почему?

- Все беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивает. Прочтите слова рыбки.


6 часть

Громкое чтение. Обмен впечатлениями.

-И вот старуха уже хочет быть вольною царицей. Описание самой царицы нет. Она просто “сидит царицей” - уселась на трон в роли царицы. На время.

-А почему народ над старичком насмеялся и говорил

Не садися не в свои сани!”

-Когда так говорят?

Словарь. Невежа





7 часть

Начало читают дети по учебнику

Далее просмотр фрагмента из мультфильма или чтение учителем.

- Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала стать владычицей морскою, а сама Золотая рыбка была бы у нее на посылках?

-Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады никому.

-Как повела себя сдержанная спокойная рыбка в последний раз? Прочитайте.
- Почему?

-Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле, но и на море.

Чтение сказки завершено.

- Как вы думаете, за что золотая рыбка

наказала старуху?

- А за что рыбка наказала старика?

- Как вы думаете, какая основная мысль

-Ребята, как вы думаете, почему в названии сказки нет старухи, хотя сюжетная линия сказки строится вокруг нее?


5. Работа над образом моря.

- Перед вами весь ряд рисунков моря. Соберите в нужной последовательности.



6. Итог урок.
-Понравилась ли вам сказка? Что понравилось?

-Какой урок вы извлекли?

-Оцените свою работу на уроке

Действительновсе ребята сегодня хорошо трудились, за работу вам - золотые рыбки.

- Если бы вы вдруг оказались в этой сказке, о чем бы вы попросили Золотую рыбку?

- Почему?

-Если вам сегодня понравился урок, понравилось как вы работали, прикрепите свою рыбку на море, которое спокойное и красивое.

Если вам не очень понравилось на уроке, вам что-то было не понятно, прикрепите рыбку на море , которое неспокойно, а если вам совсем было не интересно, вы плохо оцениваете свою работу, прикрепите рыбку на море, на котором чёрная буря.



7. Домашнее задание по выбору:1) выразительное чтение сказки,2) рисунок к сказке,3) написать мини-сочинение на тему: « Если бы я поймал Золотую рыбку».