Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: «С.В. Михалков «Мой щенок»».
Цель:
Учить определять отношение автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения, уметь выразить свое отношение к происходящим событиям.
Задачи:
Обучать самостоятельной работе с текстом.
Формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения.
учить правилам дискуссии, разным видам чтения.
Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.
воспитывать, интерес к чтению, умение слушать и слышать других;
развивать критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы;
Оборудование: портрет С. В. Михалкова, выставка книг, карточки с заданиями, рефлексия карточки.
Формирование УУД
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1)формируем умение слушать и понимать других;
2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4)формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Ход урока.
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).
Здравствуйте, ребята. Улыбнёмся друг другу, улыбнёмся гостям.
-На ваших партах лежат солнышки. Напишите на них слова- пожелания. Обменяйтесь ими с соседом по парте и подарите друг другу хорошее настроение.
Ужасно интересно, все то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но, чтоб добыть нам знания
Проявим мы старание,
Тогда с тобою многое удастся нам понять.
Речевая разминка
Чистоговорка
Ра-ра-ра – начинается….
Ре-ре-ре – стоит домик на …
Су-су-су – очень холодно в …
Жа-жа-жа – есть иголки у …
Аш-аш-аш – у Ирины …
Ор-ор-ор - созрел красный …
Ир-ир-ир – мой папа …
Арь-арь-арь – на стене висит …
Ок-ок-ок – продолжаем наш …
2.Актуализация знаний.
-С какими произведениями С. В. Михалкова вы знакомы? (Мой секрет»,» « Сила воли»)
-О ком пишет поэт в своих произведениях? (о детях, животных)
3. Проверка д. з
- Как вы продолжили предложения на облаках?
4. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока.
Сегодня мы продолжим знакомиться с новым произведением Сергея Владимировича.
- Определим название. Для этого надо эти слова прочитать слова справа налево.
( КОНЕЩ ЙОМ)
- Какова же тема урока? (С.В.Михалков «Мой щенок»)
- Какие задачи мы сегодня на уроке будем решать?
Продолжите предложения:
Мы познакомимся с…
Мы научимся… выразительно читать
Мы будем учиться… анализировать стихотворение
5.Подготовительная беседа.
- Поднимите руки те, у кого дома живут кошки (собаки, попугаи, хомячки, черепашки). Больше всего у ребят кошек и собак. Расскажите, нужно ли заботиться, ухаживать за домашними питомцами?
- Девизом у нас на уроке будут слова французского писателя Антуана де Сент Экзюпери : «Мы в ответе за тех, кого приручили»
-Как эти слова связаны с произведением С. В. Михалкова узнаем в конце урока.
6.Изучение нового материала.
- Можно ли по названию определить о ком будет говориться в стихотворении?
- Вы уже догадались, кто главный герой в произведении?
- Кто такой щенок? ( детёныш собаки)
- на стр. 35. рассмотрите иллюстрацию.
- Что вы можете сказать о девочке? (Грустит)
-А вы можете сказать, почему она грустит? –
-Давайте предположим с вами, что случилось. Поработайте в группах.
- Что нужно сделать, чтобы узнать точно, что произошло? Чтобы узнать, надо прочитать стихотворение.
Первичное чтение учителем.
- А что должны делать вы? (следить, слушать)
- Какие чувства вы испытывали при чтении?
- Почему же грустила девочка? Верны ли были наши предположения?
7.Повторное чтение стихотворения учащимися сам-но
-Сейчас мы ещё раз перечитаем произведение.
-Найдите слова, значение которых вам не понятно.
Словарная работа
ЖБАН – кувшин с крышкой.
КЛАДОВАЯ – помещение для хранения припасов
ПЕРЕКОШЕНА ЩЕКА – щёки неодинаковые
СБИЛАСЬ С НОГ – много ходила, устала.
ЛЕЖИТ ПЛАСТОМ - лежит вытянувшись, не двигаясь
ПЧЕЛИНЫЙ РОЙ – семья пчел
- Какую работу сейчас выполняли? (узнали значение слов)
- зачем?
7. Чтение вслух
Выборочное чтение.
Поработаем с текстом.
- Как вёл себя щенок утром?
- Как девочка ждала щенка?
- Каким вернулся малыш?
- Сердилась ли на него девочка?
- Почему?
8.Закрепление пройденного материала.
Работа по карточкам в группах
- Сколько частей можно выделить в произведении? (4)
- О чём будет говориться в каждой части?
Деление текста на части
Укажи последовательность частей стихотворения (1,2,3,4) | Укажи последовательность интонации для каждой части стихотворения (1,2,3,4) |
4 | Возвращение щенка. | 2 | Спокойно с удивлением. |
2 | Проказы щенка. | 3 | С грустной интонацией. |
1 | Щенок пропал. | 1 | С тревогой. |
3 | Девочка грустит. | 4 | Со страхом, а потом с чувством жалости. |
- Определим отношение автора к героям.
- Как относится автор к девочке? (ему её жалко)
- Как относится автор к щенку? (он за него переживает вместе с девочкой)
- Какими словами охарактеризуем девочку: ответственная, заботливая
-ТПО с.60 № 3 Выбери и подчеркни слова, характеризующие щенка: непоседливый ,шаловливый
Выразительное чтение стихотворения по частям.
-Чему научились? определять настроение, с которым надо читать произведение)
- Что надо было сделать, чтобы щенок не убежал? (погулять со щенком, закрывать дверь)
Домашнее задание на выбор: 1. Выразительное чтение стихотворения. 2. Составить рассказ о своём питомце. 3.Придумать свою историю про щенка.
- А если бы щенок не вернулся домой, что тогда можно бы было предпринять? (написать объявление)
Один ученик работал с дополнительной литературой и узнал, как пишутся объявления.
Ученик читает доклад.
В объявлении нужно указать, что продаёшь или покупаешь, кто пропал или что нашли. Описать внешность, признаки, особые приметы. Обязательно указать свой адрес или телефон.
Давайте посмотрим на объявления, которое написали дети. Всё ли верно написано? Исправьте ошибки.
- В начале урока мы девизом взяли слова Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили!»
- Кто может теперь объяснить слова эпиграфа? ( Прежде чем взять животного в дом, надо прочитать специальную литературу, правильно ухаживать за домашними животными, любить их)
-Что нового узнали? (Узнали, как писать объявление)
9. Итог урока.
- Чьё произведение мы сегодня читали?
- Какое произведение С. В. Михалкова мы сегодня читали?
- Что главное хотел сказать нам автор в этом произведении? Любите животных!
-А теперь подведем итог работы на уроке.
Получили ли мы новые знания? Продолжите предложения.
1. Сегодня на уроке я научился…
2.Сегодня на уроке было интересно …
3. Сегодня на уроке было трудно…
4. Сегодня на уроке я понял, что…
5.Мне захотелось…
Д.з с.35-37 выраз чт, тпо .с.60№ 2
Укажи последовательность частей стихотворения (1,2,3,4) | Укажи последовательность интонации для каждой части стихотворения (1,2,3,4). |
| Возвращение щенка. | | Спокойно с удивлением. |
| Проказы щенка. | | С грустной интонацией. |
| Щенок пропал. | | С тревогой. |
| Девочка грустит. | | Со страхом, а потом с чувством жалости. |
Укажи последовательность частей стихотворения (1,2,3,4) | Укажи последовательность интонации для каждой части стихотворения (1,2,3,4). |
| Возвращение щенка. | | Спокойно с удивлением. |
| Проказы щенка. | | С грустной интонацией. |
| Щенок пропал. | | С тревогой. |
| Девочка грустит. | | Со страхом, а потом с чувством жалости. |
Укажи последовательность частей стихотворения (1,2,3,4) | Укажи последовательность интонации для каждой части стихотворения (1,2,3,4). |
| Возвращение щенка. | | Спокойно с удивлением. |
| Проказы щенка. | | С грустной интонацией. |
| Щенок пропал. | | С тревогой. |
| Девочка грустит. | | Со страхом, а потом с чувством жалости. |