СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению 3 кл "Внеклассное чтение стихи С. Есенина рассказы К. Паустовского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предлагается разработка урока по литературному чтению в 3 классе "Внеклассное чтение стихи С.Есенина рассказы К.Паустовского". Целью урока является учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся, формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; развитие исследовательских умений и познавательной активности детей, способствовать воспитанию у учащихся чувства переживания, сострадания, доброты и милосердия  и уважительного отношения к природе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению 3 кл "Внеклассное чтение стихи С. Есенина рассказы К. Паустовского"»

Литературное чтение Дата _____________________ Урок ______

Тема: внеклассное чтение Рассказы К.Г. Паустовского. Стихи С.А. Есенина

Цель

Задачи

учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся, формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; развитие исследовательских умений и познавательной активности детей, способствовать воспитанию у учащихся чувства переживания, сострадания, доброты и милосердия.  и уважительное отношение к природе.

Тип урока

комбинированный

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: Обучающийся научится или получит возможность научиться:

работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), выделять информацию;работать с несколькими источниками информации ( учебной книгой и дополнительными источниками информации ( сведениями из Интернета)

Метапредметные: познавательные: Уметь понимать, принимать и сохранять учебную задачу;; уметь извлекать нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; выполнять логические действия с языковым материалом

регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; оценивать свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.);коммуникативные: опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование

Учебник, портрет К. Г. Паустовского, С.А.Есенина, выставка книг,

Ход урока

1. Оргмомент.   Объявление темы и цели урока.  

-Разгадывание загадок.

 Стоит Алена

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан.  (Берёзы)

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся  (Гриб)

Вот он деревце качает

И разбойником свистит,

Вот последний лист срывает

И кружит его, кружит.   (Ветер)  

- По какому признаку мы можем объединить все эти загадки? (О природе)

Работа с выставкой книг.

- Какие книги, каких поэтов вы принесли сегодня на урок?

- Какой темой они все объединены?

2. Беседа по биографии С.Есенина

В осенний день 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии на берегу красивейшей реки Оки родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло почти все его детство.

Дяди мои были озорные и отчаянные. Однажды, когда мне было три с половиной года, они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я очумел, но крепко держался за холку. А как меня учили плавать! Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня одежду и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал надо мной. После восьми лет другому дяде я заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Среди других мальчишек я был коноводом и большим драчуном, ходил всегда в царапинах.

Так протекало его детство. Когда Сережа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский университет и стать сельским учителем. Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сережа начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось в 16-17 лет.

Поэт прожил на земле до обидного мало - всего три десятилетия. Сколько это?

«Какой русский и какой чистый поэт», - говорил о нем Максим Горький. Поэт Руси, он взял у её природы даже характерные черты своей внешности. Чарующую синеву очей - у бездонных озер и голубых небес; мягкие кудри -у крон родных берез; Золото волос - у российских нив:

«Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи -

Я нисколько не чувствую боли...»

Сергей Есенин воспевал в своих стихах природу, и не зря его называли певцом русской природы. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.

3. Чтение стихотворений С.Есенина учащимися

- Послушаем выразительное чтение стихотворений, которые вы подготовили

- Да, нам с вами очень повезло, мы живём в такой части земного шара, где ярко выражены все времена года. У каждого человека есть своё любимое время года

4. Литературная викторина «Времена года».

- О каких временах года писали поэты?

   «Гремят раскаты молодые,

                     Вот дождик брызнул, пыль летит,

                     Повисли перлы дождевые,

                     И солнце нити золотит». (О весне. Ф.Тютчев «Весенняя гроза»)

    «То, как зверь она завоет,

                То заплачет, как дитя,

                То по кровле обветшалой

                Вдруг соломой зашумит,

                То, как путник запоздалый,

                К нам в окошко застучит». (О зиме. А.Пушкин «Зимний вечер»)  

   «Листья в поле пожелтели,

    И кружатся, и летят;

    Лишь в бору поникши ели

    Зелень мрачную хранят».  (Об осени. М.Лермонотов «Осень»)  

- Молодцы. А какое любимое время года у вас?

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6.Беседа о творчестве К.Паустовского

- Что такое кольцо? Каково лексическое значение этого слова?

- Предмет в форме окружности, ободка из твердого материала (например, связка ключей на кольцах). Украшение, надеваемое на палец. 
- А какое отношение имеет кольцо к нашему уроку? - Одна из сказок К. Паустовского называется «Стальное колечко». 
- Но к уроку вы читали и другие сказки Паустовского. Какие из них о природе родного края? 

Особое место в творчестве К. Паустовского занимает Мещёрский край, где он подолгу жил один или с друзьями-писателями. О любимой им Мещёре Паустовский писал: "Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещёрском краю…Средней России - и только ей - я обязан большинством написанных мною вещей»
Тринадцать последних лет своей жизни Константин Георгиевич Паустовский провел в Тарусе, маленьком городке Средней России на реке Оке, где он пользовался уважением и любовью жителей, стал первым «почетным гражданином» города.

«Места вокруг Тарусы поистине прелестны, они погружены в чистейший легкий воздух... Осенью эта земля стоит вся в сквозном золоте, в багрянце и тишине». - Писал К. Паустовский. 
Паустовский умер в 1968 году в Москве, но согласно его завещанию похоронен на городском кладбище Тарусы.Место, где находится могила, высокий холм, окруженный деревьями с просветом на реку Таруску, было выбрано самим писателем.

- К. Г. Паустовский оставил народу большое литературное наследие. В его творчестве есть рассказы и сказки для детей. 
- «Барсучий нос», «Кот Ворюга». «Теплый хлеб», «Растрепанный воробей», «Квакша», «Дремучий медведь», «Похождение жука-носорога», «Стальное колечко». 

- Эти произведения имеют «особый подчерк автора». Сейчас мы попробуем это проследить.

- Паустовский по жанру определил эти произведения как сказки. Так ли это? 
- Да, так как в них совершается волшебство. 
- В сказках Паустовского прослеживается тема Великой Отечественной Войны. Каким образом? 
- Можем ли мы утверждать, что автор сказок большой знаток природы? Приведите примеры. 
- Главные герои этих сказок – дети. Назовите их. 
- Сын Петра Терентьева - Степа, внук бабки Анисьи - Петя-маленький, дочка балерины - Маша, девочка пяти лет - Таня. Варюша. Филька. 
- Дети стремятся совершать добрые поступки. Какие? 
- Как вы уже сказали, в сказках Паустовского живет волшебство. А есть ли в них темные (злые) волшебные силы? Назовите. 
- А кто «играет роль» добрых волшебников в этих сказках? 
- Совершая добрые поступки, просили ли герои благодарности? Почему? 
- Верно. Добрые дела в сказках делались незаметно, как бы, между прочим, не на показ. Природа в произведениях Паустовского – милосердная и карающая. Она вторгается в дела детей, награждает добрых и наказывает злых. 
- Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее.

7. Итог урока.

- Произведения каких авторов сегодня вспомнили?

- Какой темой они объединены?

8.Домашнее задание.

К следующему уроку внеклассного чтения читать волшебные сказки братьев Гримм, подготовить пересказ и выразительное чтение понравившихся отрывков.