СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению 3 класс Теме: «И.А. Крылов «Ворона и Лисица».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению 3 класс Теме: «И.А. Крылов «Ворона и Лисица».»

Конспект урока по литературному чтению

3 класс

Теме: «И.А. Крылов «Ворона и Лисица».

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи:продолжить знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова, расширять представление учеников о басне, учить детей находить скрытый смысл, заключенный в басне; развивать мышление, речь учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

научатсяназывать некоторые уже известные особенности басенного жанра; воспроизводить наизусть строки из ранее изученных басен; осмыслять специфику рассказа и басни; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному

Метапредметные:

познавательные: воспроизводят информацию, полученную в ходе урока, фиксируют информацию в виде таблицы;

регулятивные: определяют учебную задачу урока в совместном обсуждении, соотносят ее выполнение с формулировкой в конце урока; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; оценивают себя на различных этапах урока;

коммуникативные: принимают участие в дискуссиях, задают вопросы собеседникам, отвечают на вопросы своих одноклассников

Личностные:

проявляют интерес к творчеству И. А. Крылова и чтению его басен; самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению

Ресурсы урока

учебник, презентация, портрет И. А. Крылова


Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Все ли правильно сидят,

На учителя глядят. (Слайд 2)

-Пусть урок принесет всем радость общения, а помогать вам будут

внимание, находчивость, смекалка.

II. Актуализация учебной деятельности

1. Повторение пройденного.

- Сейчас я проведу викторину, я прочитаю вам строчки из басен, а вы определите их название.

Да только воз и ныне там (Лебедь, рак и щука).

Чем кумушек считать трудить не лучше ль на себя кум оборотиться (Зеркало и обезьяна).

Ты всё пела это дело так пойди же попляши (Стрекоза и муравей).

К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, цены не зная ей (Мартышка и очки).

- Кто автор этих басен? (Слайд 3, 4)

2.Проверка домашнего задания.

- Пришло время проверить ваше домашнее задание. Итак, на дом вам было задано выучить наизусть басню «Зеркало и обезьяна» сейчас 5-7 желающих пойдут к доске прочитают эту басню выразительно.

А мы с вами ребята выберем лучшего чтеца, поэтому слушаем внимательно и обращаем внимание на то, как читают наши чтецы. Смотрим на то, как они читают: громко ли, без ошибок, сказали ли автора и название.

- Чьё чтение было лучше и почему? (Выставляются оценки)

III. Изучение нового материала.

1.Постановка учебной задачи и определение темы урока.

- Сегодня на уроке будем работать над басней И. А. Крылова. А как она называется, вы должны догадаться сами.

- Посмотрите на слайд (Слайд 5, 6), Кто изображён внизу на памятнике?

- Что вы знаете о Крылове? (первые басни написал в 37 лет, подписывал их «Нави Волырк», написал более 200 басен, работал библиотекарем в Петербурге, его басни любили все от солдат до императоров Александр I, Николай II, главные герои животные с характерами людей и т.д.).

-Вы очень много знаете о Крылове, а я хочу дополнить ваши знания рассказом об истории необычного памятника, который изображён на слайде.

(После смерти Крылова было решено поставить ему памятник. Средства на воздвижение этого памятника были собраны народом за 2 года. Скульптором, воздвигшим этот памятник был Петр Карлович Клодт. Было решено поставить этот монумент в Летнем саду в городе Санкт-Петербурге. Клодт решил украсить памятник скульптурами героев басен великого баснописца, для этого он прочёл их все и составил список животных: осёл, кот, собаки, волк, ворона, журавль, обезьяны, лисица и другие. Скульптуры животных лепились с натуры. Говорят, что во время работы в доме Клотда был целый зверинец. Старания скульптора оправдали себя животные, украшающие пьедестал, выглядят естественно и правдоподобно).

- Мы сегодня с вами поговорим о двух героях, которые изображены в виде скульптур на памятнике (о вороне и лисице –догадываются дети)

- Давайте попробуем догадаться каково же название басни, с которой мы сегодня познакомимся.

- Давайте назовём тему нашего урока и какие цели мы перед собой поставим. (Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица»). Слайд 7,8)

- Расскажите о повадках этих животных. Где они живут? (Ворона живет рядом с человеком. Не отличается красотой, голосом.

Лиса живет в лесу. Это хищное животное.)

2. Повторим понятия о басне и о морали.

Басня – небольшое стихотворное произведение, часто в басне содержится насмешка над дурным и глупым поступком. В басне есть мораль.

Мораль – нравственные нормы поведения, отношения с людьми, общественная оценка – осуждение или одобрение. В басне рассказывается о животных , а подразумеваются поступки людей: ложь, грубость, злость, лень, жадность, лесть, глупость. (Слайд 9)

3. Знакомство с басней. (Грамзапись.)

Вы прослушайте и ответьте на вопрос.

Какими на первый взгляд показались вам персонажи басни?

Определения будут записываться на доске под картинками персонажей в течение всего урока.

4. Самостоятельное чтение учащихся (жужжащее).

Внимательно читайте о Вороне и Лисице.

5. Словарная работа.

–Прочитайте слова, смысл которых вызвал у вас затруднения.

Постарайтесь объяснить их смысл. При необходимости воспользуйтесь

толковым словарем. (Слайд 10, 11)

Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.

Гнусный - отвратительный, омерзительный.

Не впрок – не на пользу

Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на что-либо.

Пленить – очаровать, покорить чем-либо.

Плутовка – обманщица, хитрая.

Ангельский - нежный, добрый.

Вещуньина – вещун – предсказывающий несчастье.

Зоб – у птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и

предварительно обрабатывается пища. У человека: увеличенная щитовидная

железа, а также ожирение шеи под подбородком.

На цыпочках подходит - подходит тихо, осторожно.

Вскружилась голова - утратила способность здраво рассуждать.

Была такова - исчезла, скрылась.

Дыханье сперло - трудно стало дышать.

Бог послал - нашёл случайно, без особого труда.

IV. Физкультминутка

Мы заходим с вами в лес
(Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес!
(Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
(Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков.
(Раз, два, три ...)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим.
(Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.

- выполняют.

V. Продолжение работы по теме урока.

1. Выборочное чтение.

-Какими словами автор характеризует Ворону?

-Какими словами автор характеризует Лисицу?

На доске появляется запись:


Ворона

Лисица

Взгромоздясь - тяжелая

Близехонько - быстрая

Призадумалась - неуклюжая

Сыр пленил - легкая



Бог послал - медлительная

Вертит хвостом - ловкая

- Найдите слова, в которых автор предугадывает события?

Плутовка обманщица на ту беду

-Как лиса задумала получить сыр?

-Зачитайте, какими словами Лиса хвалит Ворону? (Голубушка как хороша…….какая шейка, глазки…)

-Правда ли Ворона такая красивая птица?

-Правда ли Ворона хорошо поет?

-Значит, Лиса обманывает, приукрашивает достоинства Вороны. Она льстит.

-Прочитайте выразительно, как Лиса восхваляет Ворону.

-Зачитайте, что случилось с Вороной?

-Итак, Ворона поверила, поддалась на лесть, не выдержала, каркнула.

-Вывод. Что осуждает Крылов в басне? (Глупость, доверчивость, обман, лесть.)

- Чему учит автор? (Не верить, не поддаваться на лесть, самому не льстить.)

- А теперь найдите и зачитайте мораль басни. («Уж сколько раз твердили миру…..».)

- Кого подразумевает Крылов, рассказывая нам о Вороне и Лисице?

Ворона – этим словом называют людей рассеянных, глупых, доверчивых, поддающихся на похвалу.

Лисица – изображает человека, который хочет добиться цели, во что бы то ни стало, чтобы войти в доверие.

Показан человек хитрый, ловкий, угодливый.

-Что осуждает Крылов?

2. Закрепление изученного материала.

Приём «Перевёрнутые логические цепочки». (Слайд 12, 13)

Расположите цепочки слов в нужной последовательности:

а) ворона нашла кусочек сыру;
б) лиса близёхонько бежала;
в) ворона каркнула;
г) лисица говорит сладкие слова вороне;
д) плутовка подходит на цыпочках;
ж) лисица схватила сыр и убежала;
к) сыр выпал.

VI. Творческая работа

Работа в тройках. Подготовка к чтению басни по ролям.

1. Подготовительный этап.

Распределение ролей. Обсуждение декораций, костюмов.

2. Чтение по ролям в группах.

3. Оценивание прочитанной басни группой. (Интонация, темп,

громкость).

-Какая группа лучше всех справилась с заданием и почему?

VII. Итог урока.

- Давайте подведем итог. С какой басней мы сегодня с вами работали? Кто автор? Какова мораль? Достигли ли цель?

(Оценивание работы учащихся.)

Домашнее задание: (Слайд 14)

а) обязательное задание: выразительное чтение басни стр.137-138;

б) задание по выбору учащихся:

- чтение басни по ролям;

- инсценировка басни;

- выучить басню наизусть;

VIII. Стадия рефлексии: (Слайд 15)

- Ребята, понравилась ли вам урок?

- Что вам больше всего понравилось?

- Что вызвало затруднение?

- На этом урок окончен. Спасибо всем.