СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по Литературному чтению. 4 класс. Тема: Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по Литературному чтению. 4 класс. Тема:  Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Литературному чтению. 4 класс. Тема: Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»»

Конспект урока по Литературному чтению. 4 класс.

Тема: Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

Цели: познакомить с новым разделом учебника; учить прогно­зированию содержания раздела; познакомить с понятием «зару­бежная литература», с жизнью и творчеством Дж. Свифта; разви­вать умение характеризовать героя и его поступки; пересказывать текст от имени героя, составлять картинный план; прививать интерес к зарубежной литературе; продолжить формирование навы­ков связной речи, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты: предметные: знание зарубежной литературы, определение ее особенностей, составление пересказов самых интересных эпизодов из произведений от лица главных героев, самостоятельное составление рассказов о герое с использованием авторского текста; метапредметные. Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев, умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги, К - ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы; личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.

Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), вы­ставка книг, портрет Дж. Свифта, видеофрагмент мультфильма «Путешествие Гулливера».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение жужжащим способом.

Случайно на ноже карманном

Найдешь пылинку дальних стран —

И мир опять предстанет странным,

Закутанным в цветной туман.

А. Блок

— Прочитайте с интонацией удивления, раздражения, с сер­дитой интонацией, с веселой, выразительно.

— Как вы думаете, о чем хотел сказать нам автор этого стихо­творения?

— Какой раздел мы изучали? (Раздел «Страна Фантазия».)

III. Проверка домашнего задания

— Послушаем, какие истории о путешествии на другую пла­нету вы придумали.

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство с новым разделом учебника

- Прочитайте на с. 158 учебника название раздела, который мы начнем изучать сегодня.

- Как вы его понимаете? Какие произведения мы уже читали, каких авторов вы помните? (Во 2 классе мы читали сказ­ки Ш. Перро, Г.Х. Андерсена, Э. Хогарта, в 3 классе — мифы Древней Греции.)

- Сегодня мы познакомимся с новым автором - Джонатаном

Свифтом. Что вы о нем знаете?

2. Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Свифта

(Сообщение делает учитель. См. материал к уроку.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа над произведением «Путешествие Гулливера»

— Прочитайте название произведения на с. 160 учебника. Зна­комы ли вы с ним? (Высказывания учеников.)

Сегодня мы прочитаем отрывок из произведения Дж. Свиф­та «Путешествие Гулливера». Главный герой - английский врач и моряк Гулливер, который попадает в удивительные страны, где с ним происходят разные истории. Одну из них мы услышим

сейчас. (Чтение текста отрывка из произведения учащимися на с. 160—165 учебника.)

- Понравилось вам произведение?

- Как называлась страна, в которую попал Гулливер?

- Как назывался народ этой страны?

- Объясните значение слов.

КОЛЧАН— (футляр для стрел).

ВРАССЫПНУЮ — (в разные стороны (о разбегающихся)).

МАЛЬЧИК-ПАЖ — (молодой человек из дворян, состоящий при знатной особе, монархе).

- Какое слово вошло в наш язык благодаря Дж. Свифту и что оно означает? (Лилипут — человек очень маленького роста, карлик.)

VII. Рефлексия

- Продолжите предложения.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел мы начали изучать?

- С каким писателем познакомились? Что вы о нем узнали?

Домашнее задание

Перечитать текст, нарисовать иллюстрации к нему.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии Дж. Свифта

Джонатан Свифт — величайший английский сатирик, родился в 1667 г. в ирландском городе Дублине в семье англичан. Будучи двоюрод­ным братом поэта Джона Драйдена, Свифт обучался в колледже Святой Троицы в Дублине, где у него были неприятности из-за нарушения дис­циплины. Затем Свифт стал секретарем сэра Вильяма Темпля. Находясь у него на службе, Свифт написал свои первые значительные сатирические произведения — «Битву книг» и «Сказку бочки», которые были опубли­кованы в 1704 г. Когда в 1699 г. Темпль умер, Свифт стал священником и получил приход в Ирландии. Он часто ездил в Англию, где серьезно занимался политикой и литературой.

В «Путешествиях Лемюэля Гулливера» (1726) сатирический талант Свифта раскрылся наиболее полно. Его страстная любовь к языку вы­лилась в изобретение наречий для всех неизвестных стран, которые посещает Гулливер, а увлечение политикой нашло отражение в сатире на интриги в английском правительстве (описание двора в Лилипутии). Его недоверие к теоретической науке проявилось в сатирическом изобра­жении Великой Академии в Лагадо, пародии на Лондонское королевское общество.

Ничто не отражает характер Свифта лучше, чем эпитафия которую он написал для себя: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этой кафедральной церкви, и суровое негодование уже не раздирает его сердце».