Тема: С.Лагерлеф «Святая ночь»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством С. Лагерлеф; раскрыть содержание произведения; учить анализировать характер и поступки героев; обогащать словарный запас; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: знание зарубежной литературы, определение ее особенностей, составление пересказов самых интересных эпизодов произведений от лица главных героев, самостоятельное составление рассказов о герое с использованием авторского текста; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев, умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги, К -ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы; личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг и портрет С. Лагерлеф, видеозапись (отрывок) мультипликационного фильма об Иисусе.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение с разными интонациями.
Я знаю, праздника вы ждете!
На этом празднике найдете
Смех, игры, сказку, волшебство!
Ведь наступило Рождество!
А что такое Рождество?
Конечно, это волшебство!
А слово «Рождество» откуда?
То день и час рожденья чуда!
(Заучивание стихотворения за 2 мин. Декламация выученного стихотворения.)
III. Работа по теме урока
Работа над рассказом «Святая ночь»
— Почему смерть бабушки была для писательницы самым большим горем?
— Подтвердите свое мнение цитатами из текста.
— О чем история, которую рассказала бабушка?
— Чему она хотела научить свою внучку?
— Почему рассказ разделен на две части?
— Каким был пастух? Охарактеризуйте его.
— Какие перемены произошли в сердце пастуха? (Он понял, что надо быть внимательным к окружающим, помогать тем, кто нуждается в помощи.)
— Как бабушка объяснила девочке то, что произошло с пастухом? («То, что увидел тогда пастух, могли бы и мы увидеть, потому что ангелы каждую рождественскую ночь летают над землею и славословят Спасителя, но если бы мы были достойны этого».)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Составление плана рассказа
— А сейчас вы будете работать с текстом самостоятельно. Составьте план бабушкиного рассказа о рождественской ночи для пересказа.
(Ученики работают самостоятельно. Затем идет проверка выполненной работы. Наиболее удачные пункты выписывают на доску. Слушают пересказ отрывка о рождественской ночи по составленному плану.)
VI. Рефлексия
— Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Какое впечатление произвела на девочку рождественская история? Почему вы так думаете?
Домашнее задание
Подготовить пересказ текста от имени пастуха.