– Какое чувство вызвало это произведение? - Что вас поразило, удивило? – Какую главную мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе? Чему нас учит? (Дружбе, верности) -Как окружающие относились к Барбосу? -Как Барбос относился к другим собакам? (с «Едва только ...показывалась … Барбос никогда не пропускал ни одной драки, сам первым бросался в бой - «он твёрдо памятовал великий закон всех …..; Барбос как молния, настигал соперника…. ») - А как Барбос повёл себя при проявлении бешеной собаки? («вместо того чтобы, по обыкновению, кинуться в бой, он только дрожал всем телом и жалобно повизгивал») - Ожидали ли вы от него такого поведения? Как бы вы оценили поступок Барбоса? (Такого поведения от Барбоса не ожидал никто. Бешеной собаки он испугался, повёл себя трусливо…) - А почему отступила бешеная собака? (в схватку с бешеной собакой вступила Жулька.) -Можно ли сказать, что Жулька и Барбос не любили друг друга? -Почему изменилось поведения Барбоса? -Чувствовал ли себя Барбос виноватым? - Подтвердите словами из текста («царствовало редкое согласие и самая нежная любовь») - Как автор рассказа говорит о дружбе Барбоса и Жульки? - Почему Жулька прощала Барбосу его буйный нрав и дурные манеры? - Как вы думаете, что является главной мыслью рассказа? (Самоотверженный поступок Жульки) - Можно ли поступок Жульки считать геройским? Почему? - Какой эпитет использует автор, описывая поступок Жульки? (героический порыв) - Ожидали ли вы от Жульки такого поступка? - Как вы думаете, зависит характер, поведение от внешнего облика? Вывод: Характер, поведение, смелость, отвага собаки (человека) не зависит от ее внешнего (вида) облика. Большая собака может быть трусливой, а маленькая может быть смелой, как и человек.) - Как вы думаете, почему Жулька заболела? Подтвердите свой ответ словами из текста. (Жулька пережила сильное потрясение, которое подорвало её здоровье «Но напряжение героического порыва и ужас пережитых мгновений не прошли даром бедной Жульке») - Чем же заканчивается рассказ? (Рассказ заканчивается прощанием собак и смертью Жульки) - Как вы думаете, переживал ли Барбос за Жульку? Учащиеся высказывают свои мнения - Прочитайте последний абзац. Что же произошло? Как все узнали о смерти Жульки? (Высказывания детей) - Как вы думаете, можно ли Барбоса и Жульку считать друзьями? -Какие вы знаете пословицы о дружбе? •Друзья познаются в беде. •Не мил и свет, когда друга нет. •Большей дружбы не бывает, когда друг за друга погибает. •Друга любить – себя не щадить. -Чему учит нас этот рассказ? |