Дата 30.01.19
Тема: А.И.Куприн. "Слон" (3 урок)
Цель: формировать у детей речевую активность, навыки аналитического, быстрого и правильного чтения; формировать умение осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку; воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к людям.
Оборудование: поисковая таблица, карточки-характеристики, аудиозапись физкультминутки, видео физкультминутки для глаз, карточки для рефлексии.
Ход урока
І Организационный момент
- Ребята, какое сегодня число?
- Это последний месяц зимы?
- Кто знает, какая температура воздуха сегодня?
II. Актуализация знаний.
1.Речевая разминка
Городу ночью холодно стало,
Ночь для него одеяло достала.
Снегом заботливо город одела
И посветлела от доброго дела.
- Прочитайте способом «птичий базар».
- Прочитайте, разделяя слова на слоги.
- Какие слова я выделила голосом?
(Дети называют, учитель помечает их сверху крестиком.)
- Прочитайте выразительно.
- О каком добром деле идет речь?
- Какие добрые дела и кому делали вы в последнее время?
- Какое доброе дело сделал хозяин зверинца со своим слоном?
2. Игра
- А вот что произошло в зверинце потом:
Это было в воскресенье
У слона на дне рожденья.
Гости пели, веселились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать:
(работа с поисковой таблицей)
у | а | н | т | и | г | р | п | а | р | а |
е | н | к | р | о | к | о | д | и | л | о |
ж | и | р | а | ф | р | а | з | л | т | ь |
р | и | г | о | б | е | з | ь | я | н | а |
о | б | е | г | е | м | о | т | е | л | т |
с | о | р | к | о | б | р | а | п | р | о |
IП Физкультминутка (для глаз)
ІV Проверка домашнего задания.
- Был ли сюжет о Дне рождения в произведении? В мультфильме?
- Чем отличается содержание мультфильма от произведения. (В мультфильме показана причина болезни девочки)
- Какую информацию вы нашли о слонах?
V Постановка учебной задачи.
Тема сегодняшнего урок: рассказ Александра Ивановича Куприна “Слон”. Задача: постараться понять внутренний мир человека, его чувства и переживания, его мечты и надежды, мир его воображения. Ведь человеческая душа - самая большая загадка литературы.
VІ Анализ прочитанного.
1. Беседа по вопросам:
- Как вы думаете, что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки?
(Речь идет о здоровье, и даже жизни девочки. Она очень больна и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него самого дочь Лиза - ровесница больной девочки.)
- Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?
(Самый большой слон - самый талантливый и обученный. Он умеет показывать очень много интересных вещей.)
- О чем этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство!
- Как вы думаете, зачем Александр Иванович Куприн придумал такую историю «Слон»? Что хотел сказать автор этим произведением?
(Дарите друг другу радость, не огорчайте близких.)
- По словам Константина Георгиевича Паустовского, Александр Куприн именно тот автор, который «… каждым своим рассказом призывает к человечности».
2. Словесный конструктор. Составление характеристики героев.
- Назовите героев рассказа.
- Давайте составим характеристики героев. Выберите из перечисленного те черты характера, которые присущи герою.
Надя | Родители | Слон Томми |
упрямая | чуткие | глупый |
мечтательная | заботливые | приветливый |
гордая | ленивые | хитрый |
капризная | находчивые | умный |
гостеприимная | любящие | добродушный |
щедрая | равнодушные | талантливый |
доброжелательная | внимательные | нежный |
3. Физкультминутка 2 (под песню «Дорогою добра»)
4. Работа с текстом
- Найдите в тексте и перечитайте отрывок:
чем девочка больна; (Поймите же, ваша дочка больна равнодушием к жизни и больше ничем.(с.26)
как папа переживал болезнь девочки; (с.26-27)
прочитайте по ролям разговор девочки и папы (с.28 «Я тебя очень, очень благодарю…»)
когда папа нашёл выход из положения; (с.29)
подтверждающий гостеприимство Нади.(с.35)
- Сбылась ли мечта девочки?
- Как можно охарактеризовать семью Нади? Похожа ли она на ваши семьи? Что вы можете сделать для родителей?
Запомните, ребята:
Пусть проходят дни, столетья,
Тысячелетья пронесутся –
Доброта и милосердье
Ценностями остаются.
VII Домашнее задание
Перечитать ещё раз произведения раздела. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению.
VIII Рефлексия
1. Дополните предложения:
- Мне захотелось…
- Я понял, что…
- Своей работой на уроке я …
Информация о слонах
На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийский слон легче африканского. Он весит, в среднем 5-6 тонн, а его африканский собрат 7-8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2-3 метра в высоту. Несмотря на это слон не так уж и неуклюж, как это может показаться. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко двигаться по горным тропам, превосходно плавать.
Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. Хобот ещё и очень страшное оружие. Но слоны редко используют его в бою. В случае опасности они сворачивают хобот. Ведь его потеря грозит животному голодной смертью. На кончике хобота у африканского слона находятся два выроста – пальца, а у индийского – один. С его помощью слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей.
Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят.
У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки. Нанесённые обиды помнят всю жизнь и могут отомстить спустя десятилетия. Покровителей, завоевавших слоновью любовь и доверие, не забывают никогда.
В 19 веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид занесён в Красную книгу, как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.
Надя | Родители | Слон Томми |
упрямая | чуткие | глупый |
мечтательная | заботливые | приветливый |
гордая | ленивые | хитрый |
капризная | находчивые | умный |
гостеприимная | любящие | добродушный |
щедрая | равнодушные | талантливый |
доброжелательная | внимательные | нежный |
Надя | Родители | Слон Томми |
упрямая | чуткие | глупый |
мечтательная | заботливые | приветливый |
гордая | ленивые | хитрый |
капризная | находчивые | умный |
гостеприимная | любящие | добродушный |
щедрая | равнодушные | талантливый |
доброжелательная | внимательные | нежный |
Надя | Родители | Слон Томми |
упрямая | чуткие | глупый |
мечтательная | заботливые | приветливый |
гордая | ленивые | хитрый |
капризная | находчивые | умный |
гостеприимная | любящие | добродушный |
щедрая | равнодушные | талантливый |
доброжелательная | внимательные | нежный |
Надя | Родители | Слон Томми |
упрямая | чуткие | глупый |
мечтательная | заботливые | приветливый |
гордая | ленивые | хитрый |
капризная | находчивые | умный |
гостеприимная | любящие | добродушный |
щедрая | равнодушные | талантливый |
доброжелательная | внимательные | нежный |
у | а | н | т | и | г | р | п | а | р | а |
е | н | к | р | о | к | о | д | и | л | о |
ж | и | р | а | ф | р | а | з | л | т | ь |
р | и | г | о | б | е | з | ь | я | н | а |
о | б | е | г | е | м | о | т | е | л | т |
с | о | р | к | о | б | р | а | п | р | о |
у | а | н | т | и | г | р | п | а | р | а |
е | н | к | р | о | к | о | д | и | л | о |
ж | и | р | а | ф | р | а | з | л | т | ь |
р | и | г | о | б | е | з | ь | я | н | а |
о | б | е | г | е | м | о | т | е | л | т |
с | о | р | к | о | б | р | а | п | р | о |
у | а | н | т | и | г | р | п | а | р | а |
е | н | к | р | о | к | о | д | и | л | о |
ж | и | р | а | ф | р | а | з | л | т | ь |
р | и | г | о | б | е | з | ь | я | н | а |
о | б | е | г | е | м | о | т | е | л | т |
с | о | р | к | о | б | р | а | п | р | о |
у | а | н | т | и | г | р | п | а | р | а |
е | н | к | р | о | к | о | д | и | л | о |
ж | и | р | а | ф | р | а | з | л | т | ь |
р | и | г | о | б | е | з | ь | я | н | а |
о | б | е | г | е | м | о | т | е | л | т |
с | о | р | к | о | б | р | а | п | р | о |
6