СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению А. Куприн "Слон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Третий урок в теме А. Куприн "Слон"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению А. Куприн "Слон"»


Дата 30.01.19

Тема: А.И.Куприн. "Слон" (3 урок)

Цель: формировать у детей речевую активность, навыки аналитического, быстрого и правильного чтения; формировать умение осуществлять  контроль и самоконтроль, оценку  и самооценку; воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к людям.

Оборудование: поисковая таблица, карточки-характеристики, аудиозапись физкультминутки, видео физкультминутки для глаз, карточки для рефлексии.

Ход урока

І Организационный момент

- Ребята, какое сегодня число?

- Это последний месяц зимы?

- Кто знает, какая температура воздуха сегодня?

II. Актуализация знаний.

1.Речевая разминка

Городу ночью холодно стало,

Ночь для него одеяло достала.

Снегом заботливо город одела

И посветлела от доброго дела.

- Прочитайте способом «птичий базар».

- Прочитайте, разделяя слова на слоги.

- Какие слова я выделила голосом?

(Дети называют, учитель помечает их сверху крестиком.)

- Прочитайте выразительно.

- О каком добром деле идет речь?

- Какие добрые дела и кому делали вы в последнее время?

- Какое доброе дело сделал хозяин зверинца со своим слоном?

2. Игра

- А вот что произошло в зверинце потом:

Это было в воскресенье

У слона на дне рожденья.

Гости пели, веселились,

Так кружились, так вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Помоги гостей собрать:

(работа с поисковой таблицей)



у

а

н

т

и

г

р

п

а

р

а

е

н

к

р

о

к

о

д

и

л

о

ж

и

р

а

ф

р

а

з

л

т

ь

р

и

г

о

б

е

з

ь

я

н

а

о

б

е

г

е

м

о

т

е

л

т

с

о

р

к

о

б

р

а

п

р

о


Физкультминутка (для глаз)

 ІV Проверка домашнего задания.

- Был ли сюжет о Дне рождения в произведении? В мультфильме?

- Чем отличается содержание мультфильма от произведения. (В мультфильме показана причина болезни девочки)

- Какую информацию вы нашли о слонах?

V Постановка учебной задачи.

Тема сегодняшнего урок: рассказ Александра Ивановича Куприна “Слон”. Задача: постараться понять внутренний мир человека, его чувства и переживания, его мечты и надежды, мир его воображения. Ведь человеческая душа - самая большая загадка литературы.

VІ Анализ прочитанного.

1. Беседа по вопросам:

- Как вы думаете, что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки?

(Речь идет о здоровье, и даже жизни девочки. Она очень больна и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него самого дочь Лиза - ровесница больной девочки.)

- Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?

(Самый большой слон - самый талантливый и обученный. Он умеет показывать очень много интересных вещей.)

- О чем этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство!

- Как вы думаете, зачем Александр Иванович Куприн придумал такую историю «Слон»? Что хотел сказать автор этим произведением?

(Дарите друг другу радость, не огорчайте близких.)

- По словам Константина Георгиевича Паустовского, Александр Куприн именно тот автор, который «… каждым своим рассказом призывает к человечности».

2. Словесный конструктор. Составление характеристики героев.

- Назовите героев рассказа.

- Давайте составим характеристики героев. Выберите из перечисленного те черты характера, которые присущи герою.

Надя

Родители

Слон Томми

упрямая

чуткие

глупый

мечтательная

заботливые

приветливый

гордая

ленивые

хитрый

капризная

находчивые

умный

гостеприимная

любящие

добродушный

щедрая

равнодушные

талантливый

доброжелательная

внимательные

нежный


3. Физкультминутка 2 (под песню «Дорогою добра»)

4. Работа с текстом

- Найдите в тексте и перечитайте отрывок:

  • чем девочка больна; (Поймите же, ваша дочка больна равнодушием к жизни и больше ничем.(с.26)

  • как папа переживал болезнь девочки; (с.26-27)

  • прочитайте по ролям разговор девочки и папы (с.28 «Я тебя очень, очень благодарю…»)

  • когда папа нашёл выход из положения; (с.29)

  • подтверждающий гостеприимство Нади.(с.35)

- Сбылась ли мечта девочки?

- Как можно охарактеризовать семью Нади? Похожа ли она на ваши семьи? Что вы можете сделать для родителей?

Запомните, ребята:

Пусть проходят дни, столетья,
Тысячелетья пронесутся –
Доброта и милосердье
Ценностями остаются.

VII Домашнее задание

Перечитать ещё раз произведения раздела. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению.

VIII Рефлексия

1. Дополните предложения:

- Мне захотелось…

- Я понял, что…

- Своей работой на уроке я …



Информация о слонах

На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские.  Индийский слон легче африканского. Он весит, в среднем 5-6 тонн, а его африканский собрат 7-8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2-3 метра в высоту. Несмотря на это слон не так уж и неуклюж, как это может показаться. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко двигаться по горным тропам, превосходно плавать.



  Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом  он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. Хобот ещё и очень страшное оружие. Но слоны редко используют его в бою. В случае опасности они сворачивают хобот. Ведь его потеря грозит животному голодной смертью. На кончике хобота у африканского слона находятся два выроста – пальца, а у индийского – один. С его помощью слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей.



  Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят.



У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки. Нанесённые обиды помнят всю жизнь и могут отомстить спустя десятилетия. Покровителей, завоевавших слоновью любовь и доверие, не забывают никогда.




  В 19 веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид занесён в Красную книгу, как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.



Надя

Родители

Слон Томми

упрямая

чуткие

глупый

мечтательная

заботливые

приветливый

гордая

ленивые

хитрый

капризная

находчивые

умный

гостеприимная

любящие

добродушный

щедрая

равнодушные

талантливый

доброжелательная

внимательные

нежный




Надя

Родители

Слон Томми

упрямая

чуткие

глупый

мечтательная

заботливые

приветливый

гордая

ленивые

хитрый

капризная

находчивые

умный

гостеприимная

любящие

добродушный

щедрая

равнодушные

талантливый

доброжелательная

внимательные

нежный




Надя

Родители

Слон Томми

упрямая

чуткие

глупый

мечтательная

заботливые

приветливый

гордая

ленивые

хитрый

капризная

находчивые

умный

гостеприимная

любящие

добродушный

щедрая

равнодушные

талантливый

доброжелательная

внимательные

нежный




Надя

Родители

Слон Томми

упрямая

чуткие

глупый

мечтательная

заботливые

приветливый

гордая

ленивые

хитрый

капризная

находчивые

умный

гостеприимная

любящие

добродушный

щедрая

равнодушные

талантливый

доброжелательная

внимательные

нежный

у

а

н

т

и

г

р

п

а

р

а

е

н

к

р

о

к

о

д

и

л

о

ж

и

р

а

ф

р

а

з

л

т

ь

р

и

г

о

б

е

з

ь

я

н

а

о

б

е

г

е

м

о

т

е

л

т

с

о

р

к

о

б

р

а

п

р

о


у

а

н

т

и

г

р

п

а

р

а

е

н

к

р

о

к

о

д

и

л

о

ж

и

р

а

ф

р

а

з

л

т

ь

р

и

г

о

б

е

з

ь

я

н

а

о

б

е

г

е

м

о

т

е

л

т

с

о

р

к

о

б

р

а

п

р

о


у

а

н

т

и

г

р

п

а

р

а

е

н

к

р

о

к

о

д

и

л

о

ж

и

р

а

ф

р

а

з

л

т

ь

р

и

г

о

б

е

з

ь

я

н

а

о

б

е

г

е

м

о

т

е

л

т

с

о

р

к

о

б

р

а

п

р

о


у

а

н

т

и

г

р

п

а

р

а

е

н

к

р

о

к

о

д

и

л

о

ж

и

р

а

ф

р

а

з

л

т

ь

р

и

г

о

б

е

з

ь

я

н

а

о

б

е

г

е

м

о

т

е

л

т

с

о

р

к

о

б

р

а

п

р

о


6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!