Урок 4. Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Цель урока: продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Речевая разминка
- Прочитаем хором эти строки: Слайд 1 Портрет Пушкина
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
- Найдите в этом отрывке глаголы. Прочитайте эти строки, выделяя глаголы ударением.
- Теперь найдите имена существительные. Также прочитайте этот отрывок, выделяя ударением все существительные.
- Есть ли здесь имена прилагательные? Какие?
3.Актуализация знаний
Давайте вспомним, что мы знаем об Александре Сергеевиче Пушкине.
Что вы знаете о родителях А.С. Пушкина? (Мальчик родился в дворянской семье. Его родители, Надежда Осиповна Ганнибал и Сергей Львович Пушкин, были людьми не только хорошо образованными, но и поклонниками литературы, поэзии. Часто у них собирались литераторы, а родной дядя Пушкина, Василий Львович, был автором довольно известной в то время комической поэмы «Опасный сосед». Своим детям родители дали хорошее образование.)
В каком учебном заведении учился А.С. Пушкин? (Первоначальное образование он получил, как и большинство дворянских детей, дома. У него были хорошие учителя. Он много читал. В 1811 году он поступил в Царскосельский Лицей, в котором учились дети из знатных дворянских семей России).
Кто привил ему любовь к русской речи, к русскому языку, к русской истории? (Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, которая часто рассказывала внукам историю их предков и была первой наставницей Пушкина в русском языке).
От кого будущий поэт впервые услышал русские народные сказки? (От своей няни Арины Родионовны Яковлевой. В письме друзьям он рассказывал об услышанном от няни и добавлял: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма»).
4. Мотивация к учебной деятельности
--Сколько сказок Пушкина известно вам? (5) Назовите их.
-На самом деле Пушкиным написаны 7 сказок. Одна не была закончена (Сказка о медведихе), а другая не предназначена для детского чтения (Жених).
- Ребята, с какой сказкой мы знакомились последние уроки?«Сказке о царе Салтане. ». Это сокращённое название сказки. Кто мне скажет, как полностью называется это произведение? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
- Дома вы прочитали до конца всю сказку. А сегодня мы сделаем обобщение.
- Какие цели мы перед собой поставим?
5. Усвоение знаний и способов деятельности
1.Работа над 3 частью сказки ( с. 118-128)
- Дома вы должны были дочитать сказку до конца. На сколько частей вы поделили прочитанное? (4 части) Слайд 2
1. Женитьба Гвидона.
2. Встреча гостей.
3. В гостях у Салтана.
4. Счастливая встреча.
а) Женитьба Гвидона
- Найдите эпизод, где описывается встреча князя Гвидона и царевны-Лебедь.
( чтение по ролям)
- Ожидал ли князь, что царевна - это лебедь? ( Нет, хотел идти далеко)
- Обрадовался ли он, когда её увидел?
- Почему не сразу призналась Царевна Лебедь, что она и есть прекрасная царевна?
- Как надо понимать её слова «Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнёшь и за пояс не заткнёшь» ?
(жениться, вступать в брак надо осознанно, чтобы потом не жалеть, не сделать друг друга несчастными).
- О чем говорят слова царевны? (о ее мудрости).
- Можно ли назвать намерения Гвидона серьезными? (да, он пережил в детстве потерю отца, он хочет соединить отца с матерью, восстановить семью и на радость всем построить свою).
-Почему именно царевну он выбирает в жены? (она мудра, чиста, благодарна, она помогает ему преодолеть трудности и встретиться с царем-отцом).
б) Встреча гостей
Чтение отрывка с. 122 « Чем вы, гости, торг ведёте…» - О чём Гвидон не забывает напомнить корабельщикам даже в момент женитьбы?
в) В гостях у Салтана
- Чтение отрывка с. 123 « Ой вы, гости, господа…»
- 3 чуда ( отрывки наизусть)
- Почему ткачиха с поварихой не хотели пустить царя на остров?
г) Счастливая встреча
- Чтение отрывка с. 126 « Все теперь идут в палаты…»
- Почему Салтан простил ткачиху с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой?
- Что побеждает в сказке? ( добро) –
- А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?
Физминутка
В тёмном лесу есть избушка,
Стоит задом наперед ( повороты).
В той избушке есть старушка (грозим пальцем),
Там баба Яга живет (грозим другим пальцем).
Нос крючком (показ),
Глаза большие (показ),
Словно угольки горят.
Ух сердитая какая ( топот),
Дыбом волосы стоят (руки вверх).
6.Повторение, обобщение и систематизация знаний.
Давайте вспомним, чем стихотворная речь отличается от прозаической. (Стихотворная речь имеет ритм и рифму). Давайте найдём рифмы в первых 6 строчках сказки (окном-вечерком, царица-девица, мир-пир).
Какие выразительные средства вы знаете? ( олицетворение, эпитеты, метафоры)
«Терем высокий»; «сети шелковые»; «земля сырая»
- Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? (Иван Яковлевич Билибин.) Как вы это узнали?
Слайд 3.Иван Яковлевич Билибин - русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель.
- Давайте попробуем кратко восстановить последовательность событий сказки, используя иллюстрации Ивана Яковлевича Билибина:
Слайд 4. «Во всё время разговора он стоял позадь забора...». (Царь подслушивает под окном и выбирает себе невесту).
Слайд 5. «Бочка по морю плывёт…»
Слайд 6. «В колымагах золотых, Пышный двор встречает их ...».
Слайд 7. «Белка песенки поёт, Да орешки всё грызёт...».
Слайд 8. «Расплескалось в шумном беге, И оставило на бреге…...».
Слайд 9. И садятся все за стол; И весёлый пир пошёл...».
Итог урока
-Чему учит эта сказка?
- Чем она интересна современному читателю?
Домашнее задание: перечитать сказку, составить словарь устаревших слов и подобрать синонимы.