Тема: Б. Заходер «Сморчки»
Цель: создать условия для знакомства учащихся со стихотворением Б. Заходера «Сморчки»
Задачи: содействовать формированию умения эмоционально откликаться на прочитанное, умению выразительного, выборочного, ролевого чтения; навыкам общения и взаимодействия при работе в парах, группах; воспитывать дружеское отношение к семье.
Тип урока: комбинированный урок получения новых знаний.
Ход урока
Организационный момент.
Всем говорю я «Здравствуй!»
С добрым утром, друзья!
День наступил прекрасный!
Потому что в нём Вы и Я.
Прекрасное слово - здравствуй.
-Представим, что в слове здравствуй, спрятались пожелания для тех, кто присутствует у нас на уроке. Давайте сейчас улыбнёмся друг другу, нашим гостям и тихонько скажем: «Здравствуй !» друг другу и пожелаем...
3- здоровья, С-счастья,
Д-добра, Т-терпения,
Р-радости, В-веры,
А-активности, У- успехов,
В-веселья, Й- искренности.
Дыхательная и артикуляционная разминка.
Упражнение «В лесу»
- Представьте, что в руках у каждого подснежник. Вдохните его аромат. Вытяните губы и подуйте слегка на воображаемый цветок: слегка, посильнее.
Упражнение «Язык-маляр»
- Покрасим небо в голубой цвет. Сегодня у нас второй день недели начальных классов –день синего цвета.
- Прочитаем предложение: Какое небо голубое.(Обыденно повествуя, вопросительно, с удивлением, с восторгом)
Упражнение «Губы»
- Прочитайте слова молча. Для этого крепко сожмите губы, приложите к ним палец. Старайтесь, чтобы губы не шевелись.
Зима, весна, лес, жаворонки, небо, медведь, охотник, ведьма, трезвон, снег.
- Назовите слова, которые встречаются в стихотворении Фёдора Тютчева.
3. Чистоговорка «Доскажи словечко»
Чтение чистоговорок.
Прочитаем скороговорку.
Работа с карточками (тексты, скороговорки).
Проверка домашнего задания
Конкурс чтецов в группах, выбор для чтения на класс.
Подготовка к восприятию произведения.
Какая прекрасная пора года –весна! Каждый поэт смог увидеть в весне что-то своё, особенное… Они писали и о солнышке, и о весёлой капели, и о нежных подснежниках…. А оказывается, весной ещё и грибы бывают!
Весенние грибы – сморчки и строчки. Шляпки у них особенные: удлинённые и кругловатые, сморщенные. А ножка упругая, белая.
Вот она какая весна!!! Кто-то кораблики пускает по ручейкам, а кто-то грибы собирает.
Об этом мы прочитаем в стихотворении Б. Заходера «Сморчки».
Какую цель поставим перед собой на уроке? Продолжим предложения…
Ещё во втором классе, а позднее и в третьем и в четвёртом, мы не раз знакомились с произведениями этого автора.
(Фотография Б. Заходера с годами жизни).
Что же вы запомнили о знаменитом поэте Борисе Заходере?
- Борис Заходер родился 9 сентября 1918 года. Его семья недолго прожила в Молдавии. Вначале переехали в Одессу, потом в Москву. Отец работал юристом, мать – переводчицей.
В детстве Борис Заходер, по собственному признанию, был очень «приличным мальчиком». Он не только не играл в футбол, но даже почти не дрался. Правда несколько «боевых эпизодов» даже такому «тихоне» вспомнить удалось.
«Боевой эпизод» : «Я за что-то очень обиделся на своих родителей. На обоих сразу. И вот, когда они ушли на службу, убежал из дома. Чуть ли не целый день странствовал по Москве, а потом благополучно добрался до своего приятеля Яшки. Там меня и отыскали. Меня не наказали, хотя и было за что. Может потому, что к нам пришли гости. Но только папа вслух прочитал и всем гостям показал записку, которую я оставил родителям.
И это было хуже всякого наказания. Там было написано: «СИВОДНЯ Я УХАЖУ НАВСИГДА». Я сгорал от стыда. Писать и читать я научился рано и очень гордился своей грамотностью. А тут такой позор – четыре ошибки в четырех словах!».
-Всё время читал и … очень любил животных
- Он - поэт. Писал стихи и смешные, и довольно грустные, и сердитые.
-Заходер – сказочник. Мы совсем недавно читали сказку Бориса Заходера «Серая Звёздочка».
- Борис Заходер ещё и переводчик. Благодаря ему появились замечательные мультики «Винни Пух и все-все-все», «Малыш и Карлсон», «Алиса в стране чудес», «Питер Пэн».
-Заходер Борис Владимирович – поэт, прозаик, драматург, один из признанных классиков русской детской литературы.
6. Работа с текстом
1.Чтение стихотворения учителем.
2. Проверка эмоционального восприятия произведения.
- Кому понравилось стихотворение? Поднимите ручки. Почему?
- Посмотрите под ножки…а теперь на экран…время отдохнуть…
Физкультминутка.
Ёжик
3.Речевая разминка.
-На экране записаны слова, которые встретятся в стихотворении.
Прочитаем их плавно по слогам, целыми словами.
Про-би-ва-ют-ся
во-дят-ся
пол-сморч-ка
тол-стень-ких
4.Читай правильно
Смешки, палою листвой, торчат, похвальбы.
5.Чтение и анализ произведения учащимися.
Нашим гостям не терпится послушать, как
вы читаете. Чтение по столбикам
1-ый –читает один ученик вслух.
-Чему удивлялся сосед? Прочитайте его вопросительные предложения с удивлением.
2-ой – чтение жужжащее (птичий базар, чтоб я слышала).
-Как вы понимаете примету деда «Где сошлись зима и лето — там и водятся сморчки»?
3-ий – чтение в паре вдвоем.
-Почему семья не хотела уходить из леса без грибов?
4-ый – 1-ый вариант читает 2-ому варианту.
Кому понравилось чтение товарища?
Как герой нашёл первый гриб?
5-ый – 2 вариант читает первому варианту.
Кому понравилось чтение товарища?
Как менялось настроение грибников?
Каким вам представился дед? Расскажите, какой он? (Фронтальный опрос.)
Все внимательно слушали ваше чтение и высказывания, радовались, что вы правильно отвечаете, умеете рассуждать.
Физкультминутка для глаз.
-Найдите в классе предметы синего, голубого цвета. Назовите их.
Читают самостоятельно. Стр.48-51
Как поэт описывает весеннюю природу? Прочитайте.
Чтение в парах, по ролям.
- Какие художественные средства использует автор в этом стихотворении?
7.А домашнее задание Выр. чтение стихотворения по ролям, найти оттенки зелёного цвета
8. Подведение итогов урока, рефлексия.
– Какое стихотворение мы с вами читали?
– Кто написал это стихотворение?
– Так что же это за грибы - сморчки?
Оцените свою работу и работу своих товарищей.
Запомнил (а ) …
Научился (лась) …
Понял (а) …
- Что вы сегодня запомнили?
- Чему научились?
- С какими трудностями вы столкнулись?
- Что хотели бы ещё узнать?
Представьте, что у нас нет телефонов, фотоаппаратов.. мы решили нарисовать небо …вернее тучки . Какие оттенки могут они иметь?
У каждого из вас на столе лежат облака …они …..
весна - новые листочки – новые знания.