Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению для 2 класса. А. И. Введенский. "Ученый Петя", "Лошадка"»
Конспект урока по литературному чтению
для 2 класса 4-я четверть
А. И. Введенский. "Ученый Петя", "Лошадка"
I. Проверку домашнего задания можно провести в форме выставки рисунков к стихотворениям Ю. Владимирова, когда каждый ученик должен будет объяснить (или прочитать), какой эпизод из какого стихотворения он изобразил.
II. Знакомство учащихся с биографией А. Введенского.
Введенский Александр Иванович (1904-1941) - поэт, переводчик. Родился в Петербурге; отец был экономистом, мать врачом.
Писать стихи Введенский начал еще в гимназии. В январе 1921 года он вместе с другими гимназистами посылал свои стихи А. Блоку и Н. Гумилёву. Введенский интересовался литературной жизнью, увлекался символизмом. Первым, кто оценил его творчество, был, по воспоминаниям современников, школьный учитель литературы.
Будущий писатель учился в Петербургском университете (юридический и восточные факультеты), но не окончил его. Работал сначала письмоводителем, потом на электростанции и писал. В 1923 году в одном из журналов появился отзыв о стихах Введенского, где впервые было употреблено слово "игра" по отношению к его поэзии: "основной принцип композиции - "игра" или использование всех видов ассоциаций".
Вместе с Д. Хармсом, Н. Заболоцким, Ю. Владимировым Введенский был активным автором ОБЭРИУ (Объединение реального искусства). В 20-30-е годы все эти поэты часто печатали свои произведения в популярных детских журналах "Чиж" и "Ёж". В конце 20-х годов А. Введенский по совету С. Маршака начинает работать для детей. Он публикует многочисленные книжки стихов и рассказов, много переводит. До сих пор дети с интересом читают сказки братьев Гримм в пересказе Введенского. Всего при жизни поэта было издано более сорока его книг для детей.
Несмотря на то, что поэт прожил недолгую, трагическую жизнь, Введенский оставил интересное литературное наследие. Его составляют не только стихи для детей, но и пьеса "Ёлка у Ивановых" (1939), повесть-сказка "О девочке Маше, о собаке Петрушке и о кошке Ниточке (1937), книги рассказов "Авдей - Ротозей" и "Бегать, прыгать" (обе - 1930). Некоторые из этих произведений можно рекомендовать для домашнего чтения.
Далее дети про себя читают текст стихотворения "Ученый Петя", готовясь к последующему его чтению в лицах.
- Можете ли вы после того как самостоятельно прочитали стихотворение, сказать, что Петя был действительно ученым? Как вы можете его охарактеризовать: выдумщик, лгун, фантазёр?
III. Беседа по вопросам:
- С каким из недавно прочитанных вами произведений схоже стихотворение "Ученый Петя"?
- Чем похожи Петя и врун, о котором вам рассказал Д. Хармс?
Возвращаясь к тексту стихотворения "Ученый Петя", учитель может провести его выборочное чтение:
- Найдите в стихотворении рассказ Пети о снеге. Постарайтесь сами объяснить, почему зимой идет снег, а не дождь.
- Как объяснил Петя детям, почему облетают листья? Расскажите, в какое время года это бывает и почему на самом деле листья облетают с деревьев.
IV. Задание на дом: подготовиться к выразительному чтению в классе стихотворения А. Введенского "Лошадка".