Конспект урока по литературному чтению
для 3 класса 3-я четверть
В. Л. Дуров. "Наша Жучка"
I. Урок можно начать с рассказа учителя об удивительном человеке - В. Л. Дурове.
Справка для учителя.
Дуров Владимир Леонидович (1863-1934). В столице нашей Родины – Москве множество различных театров. На самый диковинный театр – это, пожалуй, тот, который находится на улице Дурова.
В этом театре собираются дети со всех концов Москвы. Многие приезжают из других городов. Всем хочется здесь побывать. А основал этот необыкновенный театр известный русский дрессировщик зверей Владимир Леонидович Дуров.
С ранних лет, когда Дуров был еще мальчиком, его тянуло к зверям и птицам. В детстве он возился с голубями, собаками и другими животными.
Он уже тогда мечтал о цирке, потому что там показывали дрессированных животных. Когда он подрос, то поступил в передвижной цирк. Там завел козла, гуся и собаку. Стал их дрессировать – проделывать разные номера на арене. Владимир Дуров первым в истории цирка стал примерять новый способ дрессировки – не побоями и палкой, а лаской, хорошим обращением, лакомством. Он зверей не мучил, а терпеливо приучал к себе. И звери любили его, привязывались к нему. Сам дрессировщик выходил на сцену в смешном и ярком костюме клоуна.
В. Л. Дуров был не только дрессировщиком, но и ученым. Он внимательно изучал зверей, их повадки, поведение, нравы. Написал об этом целую книгу. А еще он писал рассказы о своих питомцах.
II. Знакомство с рассказом "Наша Жучка" можно начать с объяснения смысла слов и словосочетаний: военная гимназия, надзиратель, дядька, брать на караул, укромный уголок, поперечная балка, мерещилась, накануне.
После этого рассказ выразительно читает учитель (книги у детей закрыты).
III. Анализ содержания прочитанного.
При работе над содержанием важно довести до сознания детей, что страх за собаку, жалость к ней вызвали в ребенке сильную любовь, а собачья преданность и доверчивость усилили эту любовь к животному. Детский поступок и вызванные им чувства определили привязанность, любовь к животным, понимание их сути и помогли В. Л. Дурову выбрать свою будущую профессию.
IV. Задание на дом: подготовиться к выразительному чтению рассказа, уметь передать близко к тексту эпизод, иллюстрация которого есть на с. 104 учебника.
Дополнительный материал к уроку.
В. Л. Дуров
У классной доски
На арене — школа. На партах, будто настоящие школьники, сидят морские львы, свиньи, слон, телёнок, ослик, пеликан, фокстерьер Пик и большой сенбернар Лорд.
Бэби — один из первых учеников. Он получает круглые пятёрки, и даже с плюсом. Особенно он силён в арифметике.
Я вызываю Бэби к доске:
— Бэби, сколько будет три и четыре?
Бэби берёт хоботом громадный кусок мела и выводит на доске семь толстых палок. Порой он писал таким размашистым, слоновьим почерком, что единицы не помещались на доске.
— Лорд, сколько не хватает единиц на доске?
И Лорд лаял ровно столько раз, сколько надо было. А пеликан, сидевший на второй скамье, шипел на весь «класс».
Я журил пеликана:
— Нельзя подсказывать... Нехорошо.
Как видите, совсем как в настоящей школе. И даже книги на партах лежат.
Книги были особенные, деревянные, и ученики перелистывали их кто как мог: свинья — пятачком, осёл — мордой, пеликан — длинным, будто ножницы, клювом, а морские львы — ластами.
Случалось, Бэби выводил на доске больше палок, чем нужно. Тогда Лео, морской лев, подбегал к доске, становился на задние ласты, упирался левым ластом в доску, а правым стирал лишние единицы.
Публика аплодировала и удивлялась. Ей всё это казалось чем-то вроде чуда. А тут никакого чуда нет. Я долго и терпеливо обучал зверей всем этим движениям. А некоторым вещам и учить не надо было. Так, например, сидя на арене за партой, старый пёс Лорд нередко зевал, широко раскрывая пасть. Я его этому не учил — он зевал от усталости. А я говорил:
— Лорд — плохой ученик: зевает на уроке. Надо ему поставить четыре по поведению.
И публика смеялась.
Но вот урок окончен. Парты убираются, и ученик Бэби подходит к своему учителю. Я ложусь на землю. Бэби высоко поднимает ноги и осторожно переступает через меня. Публика ахает и аплодирует.
Бэби быстро бежит вокруг арены и снова, ещё выше поднимая ноги, шагает через моё беспомощно раскинутое тело.
Вот он стоит надо мной. Я командую:
— Алле, Бэби!
И слон медленно начинает подгибать задние ноги, становится на колени, затем подгибает передние и осторожно опускается на меня.
— Раздавит, раздавит! — кричит публика.
— Довольно!
— Ай, раздавил!..
Но Бэби и не думает меня давить. Правда, в нём примерно три тонны, и если бы он действительно лёг на меня, от учителя осталось бы мокрое место, но Бэби чувствует свой громадный вес. Как только его живот приближается ко мне, Бэби каменеет. Он напрягает все мускулы, старается удержаться в трудной позе и только тревожно гудит. По этому гуденью я узнаю, что Бэби хочет поскорее окончить утомительный номер и подняться.
— Алле!
Бэби медленно поднимается, выпрямляя толстые, как колонны, ноги. В публике облегчённо вздыхают.
— Бэби, алле!
И громадный слон поднимает передние ноги. Вот он стоит на одних задних ногах, высоко подняв передние, и балансирует. А я с распростёртыми руками стою под ним. И, кажется, вот-вот слон не устоит на двух ногах, и тяжёлая туша рухнет на меня.
— Алле!
Я отскакиваю. Бэби ставит передние ноги на землю и с облегчением выпускает воздух через хобот. Публика аплодирует.
Я заставляю Бэби поднять хобот и открыть рот. Он послушно исполняет это. Затем я вкладываю в его рот голову и расставляю руки. Публика замирает. Бэби стоит смирно, несмотря на то что мои волосы щекочут его скользкий язык. В такой позе я не могу крикнуть: «Алле!» Я жду, пока публика не начнёт аплодировать и кричать: «Довольно!» Иногда приходится ждать долго, но ничего не поделаешь. И когда, наконец, публика начинает хлопать, я вынимаю голову из пасти Бэби, и мы оба кланяемся. Надо отвечать на аплодисменты, нехорошо быть невежливым.