Тема: Е.А.Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Е.А. Баратынского; учить видеть прекрасное с помощью поэзии; воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к ней; развивать, речь, память, воображение.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение стихов А.А. Фета выразительно.)
III. Актуализация знаний
—объясните смысл пословиц
• Весной оглобля за ночь травой обрастет.
• Весной что рекой прольет — капли не видно, осенью ситом просеет — хоть ведром черпай.
• Зима не лето — в шубу одета.
• Идет Варюха — береги нос да ухо.
(Словарная работа.)
ОГЛОБЛЯ — в упряжи: одна из двух круглых длинных жердей, укрепленных на передней оси повозки и соединяющихся с дугой.
ВАРЮХА — народное название зимы.
IV. Сообщение темы и постановка целей урока
— Вспомните пословицы, с которыми вы только что работали, попробуйте связать их с именем поэта. Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?
V. Работа по теме урока
Знакомство с жизнью и творчеством Е.А. Баратынского
Сегодня мы будем читать стихи, посвященные этим временам года. А написал их Евгений Абрамович Баратынский.
— Что вы знаете об этом писателе?
Презентация
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа над стихотворением «Весна, весна!..»
(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер. Затем проводится словарная работа.)
— Поясните слова: древа (деревья), обнажены (голые), ветхий (старый), незримый (невидимый).
— Подберите синонимы и антонимы к словам.
ШУМНЫЙ — (грохочущий, гремучий; тихий).
ТОРЖЕСТВУЮЩИЙ — (победоносный, радостный; грустный, скорбный).
— Подберите синонимы к словам «лазурь», «взревев». (Синева; крикнув.)
— Назовите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.
— Какие чувства переполняют поэта? Почему?
т- Как вы будете читать стихотворение? Подготовьте выразительное чтение. (Выразительное чтение стихотворения нас. 143—144 учебника.)
2. Работа над стихотворением «Где сладкий шепот...»
(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер. Затем проводится словарная работа.)
— Подберите синонимы к словам «ропот», «бушует». (Недовольство; неистовствует, бесчинствует.)
— Подберите антонимы к словам «немеет», «кроет». (Оживает; срывает.)
(Работа по вопросам и заданиям на с. 144 учебника.)
— Приготовьте выразительное чтение. (Выразительное чтение стихотворения на с. 144 учебника.)
VII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?
Домашнее задание
Найдите другие стихи поэта и подготовьте выразительное чтение, иллюстрации.