СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению"Единицы времени".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа России

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению"Единицы времени".»

Тема: Единицы времени.

Цели: систематизировать знания об известных единицах вре­мени (сутки, неделя, месяц, год); развивать умение определять время по часам; совершенствовать устные и письменные вычис­лительные навыки, умение решать задачи.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая задача

В одном классе учатся три мальчика: Чернов, Белов и Ры­жов. Однажды черноволосый сказал Белову: «Забавно, что один из нас белокурый, другой - брюнет, а третий - рыжий, но при этом ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией». Какой цвет волос у каждого из мальчиков? (Белов -рыжий, Чернов - бе­локурый, Рыжов брюнет.)

2. Устный счет

— Найдите значения выражений.

(80 : 4 - 60 : 30) • 5 + 96 : 3

56:4 +2-(120:6-80: 20)

III. Самоопределение к деятельности

— Решите задачи устно.

• Голубая ель живет до 1200 лет, а береза — только до 80 лет. Какую часть от продолжительности жизни ели составляет продолжительность жизни березы.

• За 30 мин в кастрюле сварились 6 картофелин. Сколько ми­нут варилась в кастрюле одна картофелина? (30мин.)

— Какие единицы измерения встретились в этих задачах? На­зовите их. (Единицы времени: год, минута.)

— Какие еще единицы времени вы знаете?

— Сформулируйте задачи урока. (Повторить изученные еди­ницы времени, их соотношения.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 47. Ответьте на вопросы и выполните задания.

217 (с. 47). (Устное выполнение.)

218 (с. 47).

— Прочитайте задачу.

— Из каких частей состояли каникулы Юры? (У бабушки, на турбазе и время, которое осталось.)

— Как найти общую продолжительность каникул? (Сложить время, которое Юра провел у бабушки, на турбазе, и время, которое осталось: 30 + 31 + 12 • 2 + 7 = 92 (д.).)

219 (с. 47).

— Прочитайте задачу.

— Что нужно сравнить? (Цену ткани.)

— Как найти цену? (Стоимость разделить на количество.)

— Запишем задачу кратко в таблице.


Цена

Количество

Стоимость

Ситец

7

На?П

сруб.

Шерстяная ткань

?


А: руб.

— Как найти цену ситца? (с: 6.)

— Как найти цену шерстяной ткани? (к: 4.)

— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше дру­гого? (Из большего числа вычесть меньшее.)

— Запишите выражение, (к: 4 —с: 6.)

(Один ученик записывает выражение на доске.)

220 (с. 47).

— Как найти делимое? (Частное умножить на делитель и при­бавить остаток.)

— Выполните задание. (Коллективная проверка.)

Работа по учебнику

— Прочитайте на с. 48, чем мы будем сейчас заниматься. (Учиться узнавать время по часам.)

— Прочитайте текст рядом с красной чертой.

— Чем отличается время 2 ч и 14 ч? (2ч - ночь, 14ч — это 2ч дня.)

223-225 (с. 48). (Устное выполнение.)

226 (с. 48). (Коллективное выполнение с комментированием по цепочке.)

222 (с. 47), 228 (с. 48) - базовый уровень.

229, 230 (с. 48) — уровень повышенной сложности.

(Самостоятельное выполнение. Уровень выбирают учащиеся.)

V. Подведение итогов урока

— Какую величину мы вспомнили сегодня на уроке?

— Какими единицами измеряют время?

Домашнее задание

№227

Дополнительный материал

Старик-годовик (сказка-загадка)

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каж­дая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полянах показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз — и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали рожь жать.

Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каж­дом крыле по семи перьев, каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.

В. Даль

Как люди учились измерять время

Считать предметы мы умеем с 1 класса. Это очень просто — один, два, три... Измерить расстояние тоже несложно. А как и чем измерять время? Самыми древними «часами», которые никогда не останавлива­лись и не ломались, оказалось солнце. Утро, вечер, день — не очень точ­ные мерки, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эти наблю­дения сделали египтяне, и они же назвали эту звезду Сириус. Когда появ­лялся Сириус, в Египте отмечали наступление нового года. Так появилась хорошо известная сейчас мера времени — год. Оказалось, что промежуток между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Как видите, подсчеты древних египтян оказались достаточно точными. Ведь и наш год состоит из 365 дней. Но год слишком уж большая мера времени. А для того чтобы вести хозяйство (посев, выращивание, сбор урожая), нужны были более мелкие единицы времени, и люди вновь обратились к небу и звездам. На этот раз на помощь пришла луна, или, по-другому, месяц. Все вы наблюдали за луной и знаете, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуние).

Промежуток между двумя полнолуниями и назвали месяцем. Оказалось, что месяц состоит примерно из 29 дней. Вот как точно в Древнем мире умели определять время!

А семидневная неделя возникла в Вавилоне благодаря тем планетам, которые появлялись на небосклоне и были известны вавилонянам:

суббота — день Сатурна;

воскресенье — день Солнца;

понедельник - день Луны;

вторник — день Марса;

среда — день Меркурия;

четверг — день Юпитера;

пятница — день Венеры.

Если бы в Вавилоне были известны и другие планеты Солнечной си­стемы, возможно, наша неделя состояла бы не из 7, а из 9,10 или 8 дней. Смена этих светил в течение месяца происходила примерно 4 раза. Вот и оказалось, что в месяце 4 недели.

Итак, самое сложное — найти мерки времени — было сделано уже в Древнем мире. Этими мерками пользуются и по сей день. Только на­зывают их по-разному. На Руси названия дней недели произошли от по­рядкового номера дня:

понедельник — по неделе, день, начинающий неделю;

вторник — второй день;

среда — середина недели;

четверг — четвертый день;

пятница — пятый день;

суббота, воскресенье — эти названия взяты из церковного словаря.

Выходит, что все главные меры времени (год, месяц, неделя) люди позаимствовали у природы еще много лет назад. Хотя этими мерками нельзя было измерить точное время, но главный шаг все-таки был сделан.