СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица»

Нажмите, чтобы узнать подробности

пнш

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица»»

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица»

Цели:

  1. Формировать умения выделять жанровые особенности басни.

  2. Формировать умение сравнивать басни по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали.

  3. Обеспечить развитие у школьников умения работать с источниками информации (словари).

  4. Формировать умение высказывать свои мысли, строить доказательства, вести диалог.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

II. Актуализация прежних знаний обучающихся.

- Как называется раздел, который мы изучаем? (Набираемся житейской мудрости).

- Что мы изучаем в этом разделе? (Басни)

- Что такое, басня? (Басни - небольшое, чаще всего стихотворное произведение с нравоучительным содержанием)

- Из скольких частей состоит басня? Назовите их. (Основная часть басни и вывод). Как называется основная часть басни? (Повествование) Вывод? ( Моралью)

- А половицы появились из басен? (Нет. Пословицы – это остроумные народные выражения. У них нет авторов))

- А у басен, есть авторы? (У басен есть авторы.)

- Какие имена самых известных баснописцев вам известны? (Эзоп, Жан де Лафонтен, И. Крылов)

- Когда работали самые известные баснописцы? (Эзоп, древне – греческий баснописец, жил в 6 веке до нашей эры, 2500 лет назад; Лафонтен - французский баснописец – 350 лет назад; И.А. Крылов - русский писатель , баснописец – 200 лет назад)


  1. Постановка цели и задачи урока.


- Откройте учебник, посмотрите, с какими 2-мя баснями мы сегодня познакомимся. (Эзоп. «Ворон и лисица», И. Крылов. « Ворона и лисица».)

- Чему мы, научимся сегодня? (Сравнивать басни с одинаковым названием, но написанные в разное время)

  1. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.

- Давайте прочитаем басню Эзопа Ворон и лисица. (Читает ученик)

- Прочитав басню, давайте ответим на вопросы. (Дети читают вопросы)



-Чему посвящена первая часть басни - её повествование: взаимоотношениям животных или людей? (Животных) А мораль, басни? (Мораль басни посвящается людям)



- А в сказках о животных тебе встречались уже сделанные выводы, относящиеся к людям? (В сказках нет выводов относящихся к людям)

- Теперь вы можете сказать, чем отличается БАСНЯ от сказки о животных? ( Басня отличается от сказки о животных наличием отдельно сформулированной морали, в которой говорится о поведении или взаимоотношениях людей)



-Давайте вернемся к тексту басни. Какого испытания не выдержал ворон? (Лести)

- Прочитайте, что означают слова «лесть» и «льстить». Применимы ли они в данном случае? (Да)



- Кто, кому льстил? (Лисица льстила ворону)

- Кто, не выдержал лести? (Ворон)

- Кого, осуждает басня: глупого ворона или хитрую лисицу? (Басня осуждает глупого ворона)

- Докажи свою точку зрения используя мораль басни. (Ворон не выдержал испытания лестью, поддался угодливым восхвалениям лисицы. То, что басня осуждает именно глупого ворона, а не хитрую лисицу, видно из её морали: «Басня уместна против человека неразумного».

- Прочитайте пословицы.

- От чего они предостерегают? (Предостерегают глупого человека, способного поддаться лести, и, значит, их можно применить в качестве морали к басне «Ворон и лисица»

- Кому сочувствуют: льстецу или тому, кто стал жертвой лести? (Тому, кто стал жертвой, вороне»)

- Применимы ли, эти пословицы в качестве морали к этой басне Эзопа? (Да)

  1. Восприятие и усвоение нового учебного материала.

- Чаще всего басни пишутся в стихах. Сегодня мы познакомимся ещё и с прекрасным миром басен И. А. Крылова. ( Слайд 2)

- А что рассказал о вороне и лисице И. А. Крылов вы узнаете сейчас. (Читает басню ученик)

- Встретились ли вам, незнакомые слова и выражения?

- Чтобы лучше понять басню, нужно знать их значение.



Словарная работа:

Льстец – тот кто склонен к лести

Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое. (Ожегов)

Пленил – очаровать, увлечь.

Вещунья – предсказатель


- Опишите, какова ворона по внешнему виду. Можно ли назвать самой красивой птицей леса?

- А что говорит Лиса о ней? Зачитайте слова из текста. («Голубушка, как хороша!... И верно ангельский быть должен голосок!»)

- Кто слышал ворону? Какой у неё, голос? (Она каркает)

- Для чего Лиса так расхваливает Ворону? (Чтобы отнять сыр)

- Добилась ли Лиса поставленной цели?

- После того, что случилось, как, вы, можете охарактеризовать Ворону? (Доверчивая, глупая)

- А как охарактеризовать лисицу? (Хитрая, льстивая. неискренняя)

- Что бы вы, посоветовали Вороне? (Необходимо отличать истинные чувства от лести)


- Можно ли встретить такую ситуацию среди людей?

- Могли бы привести примеры?

- Характер Вороны и Лисицы мы знаем. Давайте прочитаем басню вслух по цепочке несколько раз. Каждый читает свою часть. Как определить, какую часть читать каждому?

- Старайтесь читать выразительно: чтобы слушатели смогли представить нелепую глупую Ворону и изящную хитрую Лисицу.


Работа с пословицами.

- Давайте вернемся к пословицам и найдем ту пословицу, которая больше всего отражает соединение басен.

  • Лестью и душу вынимают.

  • Ласкатель – тот же злодей.

  • Лесть без зубов, а с костьми съест.

  1. Обобщение усвоенного материала.

- С какими произведениями мы сегодня познакомились?

- Кто их авторы?

- Как называются такие истории? (Бродячие)

- Что высмеивают басни? ( Лесть, глупость, хвастовство, невежество)

- Чему учат басни? (Отличать истинные чувства от лживых) (Мудрости, доброте. дружбе, трудолюбию, честности)



  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание







































5