И. А. КРЫЛОВ. «ВОРОНА И ЛИСИЦА»
(басня)
Цели:
продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;.
учить понимать глубину содержания произведения;
находить мораль в произведении;
учить читать басню по ролям;
различать речь автора и героев басни;
содействовать развитию мыслительных операций:
сравнение, анализ, синтез, систематизация;
развивать творческое воображение, познавательную активность,
работать над развитием разговорной речи .
воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,
воспитывать интерес к чтению.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
Инсценировка басни
3. Речевая разминка (на экране)
Осип орёт, Архип не отстаёт.
Кто кого переорёт?
Осип охрип. Архип осип.
- Прочитайте медленно. Что это? (скороговорка)
- Прочитайте орфографически (как пишем).
- Прочитайте орфоэпически (как произносим)
- Прочитайте медленно, затем с ускорением.
Что высмеивает народ этой скороговоркой ?(неумение слушать друг друга)
4. Формулирование темы урока, постановка цели.
Чтобы название ещё одной басни Крылова узнать, по вариантам ребусы надо отгадать
- Зачем нам изучать басню «Ворона и лисица? Чему мы должны сегодня научиться на уроке?
Сегодня мы услышим басню в исполнении замечательного народного артиста СССР Игоря Владимировича Ильинского.
- Понравилась ли вам басня? О ком она?
6. Словарная работа
Чтобы басню легко было читать,
надо значения слов старинных узнать
Взгро-моз-дясь, взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое.
Пленил – заворожил.
Гнусный – внушающий отвращение. Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны. Бог послал – случайно нашла. Лесть – лицемерное, уродливое восхваление. Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе. Не впрок – не на пользу.
Зоб - у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища.
6. Работа над текстом.
Анализ произведения.
Работа по учебнику
– Из-за чего пострадала Ворона?
– Жалко ли вам ее?
– А жалеет ли ее поэт? Из каких слов это видно?
- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слушать о себе хорошее? (Приятно, когда говорят о тебе правду)
- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала ворона? (В сказках лисица изображается хитрой, ловкой, коварной. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека).
– Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы).
- Прочитайте, как Крылов характеризует Лисицу (Плутовка к дереву на цыпочках подходит….)
. Опишите внешний вид вороны (Крупная птица, голова, крылья, хвост – черные, остальное оперенье – грязно-серое. Клюв длинный, толстый).
– Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)
– А что говорила Лиса о ней? (Выборочное чтение: «Голубушка, как хороша. Ну что за шейка, что за глазки. Рассказывать, так право сказки, Какие перышки, какой носок!»)
– Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает)
– А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок»)
– Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей) Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр)
– Если бы Лиса расхваливала так, кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе удалось бы ей добиться цели? (Нет. Скромный слушать бы не стал слушать, остался бы равнодушным к похвалам)
– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне или он одинаково высмеивает свои персонажи и почему?
Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису.
– В каких словах выражена основная мысль басни (выборочное чтение), где заключена мораль? (Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок»).
Прочитайте народные пословицы (слайд на экране)
7. Сравнение басни Крылова и басни Эзопа
Сравнение басни известного писателя древности Эзопа «Ворон и Лисица» в пересказе для детей Толстого
– Послушайте и скажите, о чем она.
Ворон и Лисица
Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево. Захотелось Лисице мясо, она подошла и говорит:
«Эх, Ворон, как посмотрю на тебя – по твоему росту да красоте, только бы тебе царем быть! И верно был бы ты царем, если бы у тебя голос был. Ворон разинул клюв и заорал, что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит: «Ах, Ворон! Коли бы у тебя и ум был, быть бы тебе царем».
- Чем отличается басня И.А. Крылова от прослушанной вами басни Эзопа?
Домашнее задание
Пересказ басни
3