СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению «И. А. КРЫЛОВ. «ВОРОНА И ЛИСИЦА»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

пнш

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению «И. А. КРЫЛОВ. «ВОРОНА И ЛИСИЦА»»»

И. А. КРЫЛОВ. «ВОРОНА И ЛИСИЦА»
(
басня)

Цели:

  • продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;.

  • учить понимать глубину содержания произведения;

  • находить мораль в произведении;

  • учить читать басню по ролям;

  • различать речь автора и героев басни;

  • содействовать развитию мыслительных операций:

  • сравнение, анализ, синтез, систематизация;

  • развивать творческое воображение, познавательную активность,

  • работать над развитием разговорной речи .

  • воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,

  • воспитывать интерес к чтению.


Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

Инсценировка басни

3. Речевая разминка (на экране)

Осип орёт, Архип не отстаёт.

Кто кого переорёт?

Осип охрип. Архип осип.

- Прочитайте медленно. Что это? (скороговорка)

- Прочитайте орфографически (как пишем).

- Прочитайте орфоэпически (как произносим)

- Прочитайте медленно, затем с ускорением.

Что высмеивает народ этой скороговоркой ?(неумение слушать друг друга)

4. Формулирование темы урока, постановка цели.

Чтобы название ещё одной басни Крылова узнать, по вариантам ребусы надо отгадать

- Зачем нам изучать басню «Ворона и лисица? Чему мы должны сегодня научиться на уроке?

Сегодня мы услышим басню в исполнении замечательного народного артиста СССР Игоря Владимировича Ильинского.


- Понравилась ли вам басня? О ком она?

6. Словарная работа

Чтобы басню легко было читать,
надо значения слов старинных узнать

Взгро-моз-дясь, взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое.

Пленил – заворожил.

Гнусный – внушающий отвращение. Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны. Бог послал – случайно нашла. Лесть – лицемерное, уродливое восхваление. Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе. Не впрок – не на пользу.

Зоб - у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища.

6. Работа над текстом.

Анализ произведения.

Работа по учебнику

– Из-за чего пострадала Ворона?

– Жалко ли вам ее?

– А жалеет ли ее поэт? Из каких слов это видно?

- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слушать о себе хорошее? (Приятно, когда говорят о тебе правду)

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала ворона? (В сказках лисица изображается хитрой, ловкой, коварной. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека).

– Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы).

- Прочитайте, как Крылов характеризует Лисицу (Плутовка к дереву на цыпочках подходит….)

. Опишите внешний вид вороны (Крупная птица, голова, крылья, хвост – черные, остальное оперенье – грязно-серое. Клюв длинный, толстый).

– Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)

– А что говорила Лиса о ней? (Выборочное чтение: «Голубушка, как хороша. Ну что за шейка, что за глазки. Рассказывать, так право сказки, Какие перышки, какой носок!»)

– Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает)

– А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок»)

– Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей) Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр)

– Если бы Лиса расхваливала так, кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе удалось бы ей добиться цели? (Нет. Скромный слушать бы не стал слушать, остался бы равнодушным к похвалам)

– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне или он одинаково высмеивает свои персонажи и почему?

Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису.

В каких словах выражена основная мысль басни (выборочное чтение), где заключена мораль? (Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок»).

Прочитайте народные пословицы (слайд на экране)

7. Сравнение басни Крылова и басни Эзопа

Сравнение басни известного писателя древности Эзопа «Ворон и Лисица» в пересказе для детей Толстого

Послушайте и скажите, о чем она.

Ворон и Лисица

Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево. Захотелось Лисице мясо, она подошла и говорит:

«Эх, Ворон, как посмотрю на тебя – по твоему росту да красоте, только бы тебе царем быть! И верно был бы ты царем, если бы у тебя голос был. Ворон разинул клюв и заорал, что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит: «Ах, Ворон! Коли бы у тебя и ум был, быть бы тебе царем».

- Чем отличается басня И.А. Крылова от прослушанной вами басни Эзопа?

  1. Домашнее задание

Пересказ басни









3