Конспект урока по литературному чтению. И. С. Тургенев "Воробей".
Цели урока:
познакомить детей с произведением И.С.Тургенева “Воробей”;
учить анализировать произведение с точки зрения определения эмоционального состояния героев, выяснения мотивов их поступков;
развивать умения находить главную мысль в тексте, выражать свои чувства по отношению к прочитанному;
развивать внимание к авторскому слову, речь учащихся, воображение;
воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе;
продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал.
1. Орг.момент
- Добрый день. Ребята, у нас гости, давайте их поприветствуем.
- Ребята, готовы к уроку?
- На вас надеюсь я, друзья,
- Мы хороший, дружный класс
- Всё получится у нас!
2. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением название, которого зашифровано на доске, его вы сможете прочитать, выполнив задание в паре:
Задание 1. Шифровка
Читайте только подчёркнутые буквы и узнаете, как называется рассказ.
В К Т З О Ь А Г Р Д У Ц О Ю Ж З Б О А Ы Ф Е Л Ы Й - ВОРОБЕЙ.
Задание 2. Расшифруй автора рассказа, читая слова наоборот, справа налево.
навИ чивеегреС венегруТ
Иван Сергеевич Тургенев.
У. Молодцы! Вы правильно разгадали название и автора этого произведения.
3.Рассказ об Иване Сергеевиче Тургеневе
У. Ребята, посмотрите внимательно на портрет писателя. Каким он вам кажется человеком?
Д. У него спокойные добрые глаза, но строгое выражение лица. На этом портрете он изображен пожилым, так как в его волосах видна седина.
У. Великий русский писатель родился в 1818 году (1818-1883) в Орле в дворянской семье. Детство он провел в поместье родителей в Спасском-Лутовинове. Московский университет, переход в Петербургский университет на философский факультет, занятия в Берлинском Университете (в Германии) - глубокое и разностороннее образование получил Иван Сергеевич Тургенев. Творческий путь в литературе Тургенев начинал с романтических произведений. Он писал о красоте русской природы, о людях, окружавших его, но делал это, как «…артист, художник и музыкант…» в одном лице.
Поэтому, еще при жизни писателя, по многим его произведениям были поставлены спектакли, а позже и сняты художественные фильмы. Язык Тургенева богат и красочен. Он не только знает природу, но и чувствует её. В своих рассказах Иван Сергеевич воспевает силу любви и жизни. Именно об этом мы сейчас и прочитаем. Но искусство чтения требует умения: быстро читать, четко понять, надежно запомнить, (эти слова записаны на доске).
4.Изучение нового материала.
1.Слушание ( читает учитель с остановками ).
–Я буду читать, а вы слушайте. Правила слушания помните? Давайте их соблюдать.
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться,
-Ребята, вам не хочется задать вопрос автору? Почему она стала красться?
как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг,
-Как вы думаете, что могло произойти?
-Хотите узнать, что было дальше? Что ж, слушайте.
сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище.. . но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок однчал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!
-Почему воробью собака должна была показаться громадным чудовищем?
И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке.. . Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился.. .
-Почему Трезор остановился?
Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
-Какой вопрос автору хотите задать? ( дочитать)
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
2.Первичное восприятие.
-Ожидали ли вы такую развязку?
-Что чувствовали, когда слушали? ( работа со словарём чувств)
-Какой момент в произведении был самым напряжённым? В литературе это называется словом кульминация
( на доске карточка : Кульминация- самый напряжённый момент в произведении)
5.Словарная работа.
- Какие новые слова вам встретились в тексте (на доске)
Аллея - дорога с рядами деревьев посаженными по обеим сторонам
Детище - то же, что ребёнок( сын ли дочка)
Жертвовать - подвергать себя опасности, ради кого-нибудь
Благоговеть – относиться с уважением, с глубочайшим почтением
6. Физкультминутка
Птички прыгают, летают
Крошки птички собирают
Перышки почистили
Клювики почистили
Птички летают, поют
Дальше полетели и на место сели.
7.Анализ произведения.
-Сейчас вы будете самостоятельно работать с текстом и выполнять задания.
- От чьего имени ведётся рассказ?
- Почему автор был с собакой?
- Назовите героев рассказа.
Один из героев рассказа – это маленький воробей.
- Почему молодой воробей оказался на земле?
- Какие слова помогают представить молодого воробья? (желтизна около клюва и пух на голове)
- А знаете ли, как называют таких птенцов? («желторотики»)
- Как маленький воробей вёл себя? (сидел неподвижно, был беспомощным)
- Кто защитил этого беззащитного «желторотика»? (старый воробей)
- Какие чувства испытывал старый воробей, когда бросился спасть своё деище? (Отчаяние, страх, ужас)
- Кем для воробья была собака? (громадным чудовищем)
Представьте себя на месте старого воробья.
А чтобы лучше это представить – встаньте, вашему росту соответствуют размеры собаки, а теперь присядьте – это размеры воробья (Пары: один стоит, другой присядет)
- Найдите слова, которые помогают нам представить действия старого воробья (сорвался с дерева, камнем упал, ринулся спасать, заслонил, быстро слетел)
- О чём эти слова говорят? (делал всё быстро, не думал, к чему может привести встреча с собакой, не думал о себе)
- Какое состояние испытывал старый воробей? (тело трепетало от ужаса, он замирал, жертвовал собою)
- Найдите в тексте, как автор называет воробья? (маленькой героической птицей)
- Почему?
- Что заставило старого воробья совершить такой героический поступок? (любовь к своему маленькому птенцу)
8.Рефлексия учебной деятельности.
-Сегодня мы познакомились с удивительным произведением удивительного писателя.
-Каким вы себе его представляете?
-А так он выглядит на портрете художника. ( портрет И.С. Тургенева)
-В своих произведениях Иван Сергеевич Тургенев писал о красоте русской природы , о людях окружающих его.
-Оцените свою работу на уроке с помощью «Лесенки самооценки»
-Я благодарю вас за работу на уроке.
9. Домашнее задание по выбору.
- выразительно читать текст
- пересказ от лица взрослого воробья
-пересказ от лица молодого воробья