СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока :ознакомить учащихся о жизни и творчестве автора,учить видеть и понимать окружающую природу;развивать воображение,связную речь,навыки выразительного чтения;прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению И.Соколов-Микитов «Листопадничек»»

Конспект урока по литературному чтению 3 класс

ТЕМА:  И.Соколов-Микитов «Листопадничек» (2-й урок)

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Методы , приемы: наглядные, практичные, словесные

Тип урока: урок обобщения и систематизации

Литература: Программа, учебник , литература.

Оборудование: наглядность, портрет, тетради, учебник

Ход урока

I.Организационный момент .

ЗВУЧИТ МУЗЫКА ЧАЙКОВСКОГО «ВРЕМЕНА ГОДА. ОСЕНЬ»

—Теперь улыбнемся друг другу и начнем наш урок. А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны выполнять кое-какие правила. Вспомним эти правила.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говорите четко, внятно

Чтобы все было понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

Как называется произведение, которое звучало? Кто композитор?

- Какие признаки наступления осени вы знаете? (Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается)

- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (Листопад) От каких слов образовалось слово? (лист, падать) Листопад – это сложное слово, образованное с помощью двух корней (лист + падать).

- А какие изменения происходят осенью в жизни животных?

II.Сообщение темы урока:

 - Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведением «Листопадничек».

МЕТОД «ожидания и опасения»

Ребята, напишите на яблоках, что вы ожидаете  от сегодняшнего  урока. На лимонах запишите свои опасения. Повесьте фрукты на деревья. В конце урока мы проверим оправдались ли наш предположения.

 - Давайте вспомним: кто автор этого произведения?  Отгадайте  как фамилия писателя?

НАВИ ЧИВЕЕГРЕС ВОЛОКОС-ВОТИКИМ   замечательным писателем, певцом русской природы.

Ученик

Автобиография

Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

С любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа.

- Обобщение: Вот такая жизнь – полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране.

 Презентация литературы (выставка)

– Мы с вами уже не раз говорили о том, что писатели очень наблюдательные люди.
– А что же автор мог наблюдать, а что подсказали ему воображение и фантазия? (Ответы детей)
– А могут ли зайцы плавать? 
– Узнать очень многое о жизни животных вам помогут книги,  журналы (Показ литературы)

III. Работа над произведением

- Понравилось ли вам произведение? Чем? (оно доброе, о зверях, толи правда, толи сказка)

- К какому литературному жанру это произведение относится? (сказка о животных )

- Докажите (животные разговаривают, события нереальные)

- Назовите основных героев сказки  (мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли )

IV. Разбор произведения

- Как начинается рассказ?

- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась? (Зайчик мечтал полетать. Он  видел, как учатся летать журавлята и хотел научиться летать).

- О жизни каких ещё животных осенью мы узнаём из этого рассказа? (журавлей, медведей, ежей, змей, бобров).  

- Как вели себя другие звери? (Залегли в тёплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи).  

- Чего испугались «листопаднички»? (Они испугались того, что могут замёрзнуть на болоте).

- Как их успокоила старая зайчиха? (Она объяснила им, что скоро вырастет на них тёплая белая шёрстка и им будет тепло и уютно).

- Как вы думаете, правильно ли поступил зайчонок, убежав за журавлями в тёплые страны?  (Нет).   

V. Введение в тему

* Выборочное чтение.

- Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами.

- С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки?

- Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой? (Зайчонок остался в бобровой хатке.  Он стал нянькой у бобрят).

- Почему зайчонок остался у бобров?  (Зайчонок не умел плавать, а выход был один – под водой).

Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике.

VI. Физкультминутка

*Работа в группах

Метод шляп (на доске размещены шляпы с краткой характеристикой)

Белая шляпа (мыслить только фактами, без эмоций)

Зелёная шляпа( мыслить творчески, поиск необычных идей и взглядов)

Черная шляпа(выявлять слабые места и обратить на них внимание)

 * Составление синквейна о зайчике.

1 строчка– 1 существительное

2 строчка – 2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – ключевое предложение из текста

5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)

Зайчик

Любознательный, трусливый

Заботится, боится, ныряет

По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

Листопадничек.

РИСОВАНИЕ ЗАЙЧИКА  (5 минут)

—  Ребята, как вы поняли из наших уроков, зачем нужно постигать тайны природы? Чем является для человека природа?

VIII. Подведение итогов урока

- Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек?  (Лягушку-путешественницу).  Почему?

IX. Рефлексия

МЕТОД «Собери яблоки в корзину»

X. Домашнее задание

Проиллюстрировать понравившийся эпизод сказки.