СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению Ю. Ермолаев «Угодили».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 2 класса по УМК " Гармония"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению Ю. Ермолаев «Угодили».»

Технологическая карта урока.


Учитель – Плотникова Анжелика Сергеевна

Класс – 2 – Д.

Дата: 18.11.

Предмет – литературное чтение.

Тема урока: Ю. Ермолаев «Угодили».

Цель урока: познакомить детей с жизнью и творчеством Ю. Ермолаева, его произведением «Угодили»

Задачи:

1. научатся работать с заглавием произведения, осмыслением его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, с главной мыслью, читать по ролям, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух художественное произведение; получат возможность научиться определять последовательность событий в произведении, объяснять нравственный смысл рассказа, понимать и объяснять поступки героев,

2. получат возможность научиться осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в т.ч. творческого характера; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

3. получат возможность научиться проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.



Тип урока: Изучение нового материала.

Формы работы учащихся: групповая работа, индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование:

Учебник, тетрадь на печатной основе, толковые словари.

ТСО: Компьютер, проектор.








Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности.


Учитель: Я знаю, что вы можете быть внимательными и активными в работе, быть дружными, пользоваться знаниями, полученными на других уроках, я ожидаю: вы будете активно и творчески работать, и, отстаивая свою точку зрения, будете слышать друг друга и уважительно относиться к мнению своих товарищей.

Что ждёте вы от этого урока?

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку.















К: планируют учебное сотрудничество; умеют оформлять свои мысли в устной форме; вступать в диалог.

Л: проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

П: осуществляют смысловое чтение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие.

Р: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы.



































П: владеют навыками смыслового чтения текста в соответствии с учебными задачами; осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, поиск необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, доказательство.


Р: принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль, коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.


К: проявляет готовность слушать и вести диалог; признают различные точки зрения на обсуждаемую проблему; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


Л: осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.























П: ориентируются в системе знаний.


Р: оценивают собственную деятельность на уроке.

Л: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.


Р: принимают и сохраняют учебные задачи.























К: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы.











































Р: оценивают собственную деятельность на уроке.

Л: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.




Проверка домашнего задания

- Ребята, о чем мы говорили на прошлых уроках?

- Дома вы должны были записать несколько скороговорок, которых нет в учебнике, предлагайте , а мы попробуем их повторить.

-Всем ли удалось быстро и чётко проговорить скороговорки?

- А почему?

- К какому жанру вы отнесете скороговорки?

- А еще что можно отнести к устному народному творчеству?

- а какие сказки бывают?

-Что значит авторские?

-А что еще пишут писатели и поэты?

- Вот и сегодня мы познакомимся с одним рассказом.

Предлагают свои скороговорки.








(Сказки, потешки, загадки и т. д.)

Постановка темы и целей урока.

  1. Работа с заголовком

Учитель: Читая буквы по стрелочкам, попробуйте узнать, с каким произведением мы сейчас познакомимся (слайд № 2). На экране слово «Угодили».

Выполняют задание. Отвечают на вопросы.

Работа по теме урока.

Сообщение о писателе Ю.И. Ермолаеве.

- Написал это произведение с таким интересным названием Ю.И.Ермолаев: детский писатель, драматург, актёр (портрет на слайде № 3).




Юрий Ермолаев - родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина и получил профессию актера. Но его не покидала мечта стать детским писателем. Писательский труд увлек его.

Первая книга его рассказов вышла в 1960 году. Она называлась «Почему рассердились бумажные полоски». С тех пор книги Ермолаева Юрия Ивановича выходили довольно регулярно. Его лучшие книги «Сбежавшая отметка», «Можете нас поздравить» и другие (слайд № 4).

Писатель обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем. Как он это делает, узнаем, познакомившись с произведением «Угодили».


- Как вы понимаете значение слова «угодили»?

- Где об этом можно узнать?

Работа в группах: на столах толковые словари. Найти значение слова «угодить».

Читаем значение слова

«Угодить – сделать так, как другому любо, угодно, приятно».

- Можно ли по названию сказать, о чём будем читать?

- Как можно сделать, так чтобы человеку было приятно?

- Отгадайте ребус: отгадав ребус, вы узнаете, о чём мы будем говорить на уроке (подарок, слайд № 5)

-Речь в этом произведении пойдёт о подарках.

- Что такое подарок? Когда дарят подарки? Каким может быть подарок?



  1. Физкультминутка

Подарок (стихотворение Э.Мошковской) (слайд № 6 ).

В подарок можно дудеть (показывают движениями игру на дудочке).

Подарок можно надеть (движения: надевают шапку, сапоги, варежки и др.).

Подарки вкусные есть.

Мне шоколадка нравится: можно подарок съесть (движения: жуют воображаемую шоколадку),

золотая бумажка останется.

Подарок может взлететь (руки в стороны, летят на «самолёте»).

В клетке сидеть (садятся на корточки) и петь (поют).

Подарок может ползти, плыть, плавниками грести (движения руками).

Но каждый, наверное, хочет подарок, который ходит (ходьба на месте)!

Который хвостом виляет! И лает... (произносят звуки «гав» - «гав»)

Каждый желает!

- Представьте, что скоро у вашей бабушки день рождения. Что бы вы хотели подарить ей?


Внимательно слушают.












































Объясняют лексическое значение слов с опорой на словарь.





Предположения детей.



Высказывания детей







Закрепление знаний и способов действий.



  1. Чтение трудных слов

а) Перед чтением на слайде прочитать слова что [што], чтобы [штобы] (слайд № 7).

и другие трудные слова , которые встретятся в тексте слова


Читают и отвечают на вопросы.

  1. Прогнозирование

- Как вы думаете, какой подарок купили мальчики? (слайд № 8, на экране под знаком вопроса пишу название предполагаемых подарков, которые называют дети).

Прочитаем текст, проверим наши предположения.

4.Чтение текста учителем.

По ходу чтения возможен вопрос: «Какому подарку могла бы обрадоваться бабушка?».

Что вас удивило?

Кто главные герои рассказа?

Какой подарок они купили бабушке? Подтвердились наши предположения? (На экране справа от списка появляются картинки «зелёный грузовик», слайд № 8).


  1. Дискуссия

Как вы относитесь к выбору подарка? (слайд № 9)

.








Отвечают на вопросы.


Доказывают


Дети высказывают свою точку зрения (возможно деление на две группы), каждый имеет право на своё мнение, этот рассказ для рассуждения.

Аналитико-синтетическая работа с текстом


1. Беседа и выборочное чтение

-Какой подарок они хотели купить? Прочитать. -Что значит, бабушка «ворчала»?

-Кто предложил купить грузовик?

-Почему?

-Что можно сказать о младшем брате?

-Почему рассмеялся Лёва?

-Почему старший брат согласился с младшим?

-Почему бабушка так говорила?

-Что могли бы сделать мальчики?

-Для кого же на самом деле купили мальчики подарок?

-Попробуйте задать вопрос, чтобы мы могли ответить на него предложением из текста?

2. Словесное рисование

Если бы вам предложили нарисовать иллюстрацию к этому рассказу, что бы вы нарисовали?

3. Физкультминутка

Закройте глаза и представьте, что вам подарили подарок, о котором вы всегда мечтали. Что почувствовали? И наоборот – нежеланный подарок, расскажите о чувствах.

Подготовка к игре «Радиотеатр»

Отметьте, где, чьи слова (рабочая тетрадь, с.66), проверка по образцу на слайде (слайд № 10).

  1. Игра «Радиотеатр». Чтение по ролям






-Хотите ли вы подарить своей бабушке такой же подарок, как персонажи рассказа?

-Как нужно подарки дарить и принимать?


Отвечают на вопросы





















Устное комментирование


















а) Читают (ТПО, с.66) 2-3 раза, Понравилось ли чтение, почему, какой бы совет дали.

б) Чтение текста (учебник) по ролям хорошо читающими детьми.

Дети говорят, какой вариант ответа они выбрали и почему.


Обобщение. Рефлексия. Итоги урока (выставление оценок).

  1. Работа в парах. Выбор ответа

Какой этот рассказ по характеру? (весёлый, печальный, смешной, забавный)

2. Выяснение авторской позиции

- Как автор относится к выбору подарка мальчиками?

- Почему вы так думаете?

- Так угодили ли дети с подарком? (возвращение к заголовку)

- Как можно было бы назвать рассказ?

- Почему автор так озаглавил? Что он нам хотел сказать? (ирония)

- С какой же интонацией нужно прочитать название рассказа, чтобы почувствовать иронию?

Кто прочитает заголовок с иронией?

Рефлексия

Оправдались ли ваши ожидания? Какое открытие сделали? Что взяли для себя? Чему научились? Что было самым интересным? Что удалось, а что нет?

Все ли участвовали в обсуждении? (Дети дают оценку своей работе и работе своих товарищей: ретроспективная самооценка) (слайд № 11).

Мои ожидания оправдались: вы были активны, внимательны, отстаивали свою точку зрения, доказывали, слушали друг друга. Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы.

















Домашнее задание.

  • нарисовать подарок, который мог бы понравиться твоей бабушке (ТПО, с. 65, з.4),

  • написать мини-сочинение на тему «Подарок для моей бабушки» (слайд № 16).

  • Творческая работа

Рассказать историю: как бабушка бы рассказала о подарке (слайд № 12).


Задают уточняющие вопросы.








Список литературных и других источников


  1. http://www.google.ru/search? (картинки)

  2. http://www.livelib.ru/author/231255 Биография Ермолаева

  3. http://www.livelib.ru/author/231255/top Лучшие книги Ю.Ермолаева

  4. http://www.poznayka.ru/2007/12/14/kakie_byvajut_podarki.html стихи

  5. Кубасова О.В. Литературное чтение «Любимые страницы» Рабочая тетрадь, Смоленск «Ассоциация XXI век», 2015

  6. Кубасова О.В. Литературное чтение «Любимые страницы». Учебник для 2 класса, Смоленск «Ассоциация XXI век», 2014

  7. Толковые словари разных авторов