Тема: Константин Бальмонт «Золотое слово».
Цели:-организовать учебную деятельность учащихся по дальнейшему знакомству с творчеством и биографией К.Д.Бальмонта,
- знакомство с новым произведением поэта, определение основной мысли,
- развивать словесно-логическое мышление, речь и воображение,
- содействовать наработке у учащихся положительного личностного отношения к природе.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок - начинается урок.
Все красиво дружно встали, улыбнулись, подравнялись.
Тихо сели за свой стол, начинаем разговор.
2.Проверка домашнего задания.
- И наш разговор мы начинаем с проверки домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы».
- Что же хотел сказать нам Николай Алексеевич Некрасов этим произведением? (бережно относится к природе, к братьям нашим меньшим)
- Да, ребята, автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает. И мне хотелось бы вам прочитать стихотворение Евгения Евтушенко.
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
- О каких зверях внутри нас говорит автор? (это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень, и т.д.)
- И я хочу, чтобы этих зверей в вас никогда не было.
- Ну а мы продолжаем изучать поэтическую тетрадь. Что это значит? (мы познакомимся с произведениями поэтов, выучим их наизусть, учимся слушать стихи, понимать красоту поэтического слова, и т.д.)
3.Введение в тему.
1.Работа с пословицей.
Осень говорит: я поля уряжу: весна говорит: я ещё погляжу.
- Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.
(Осень все деревья и кустарники одевает в разные цвета. Листья меняют свою окраску. И начинается это явление в августе. В сентябре бывает всё красиво вокруг. Наступает золотая осень. Весна же наступает постепенно. Сначала она даже борется с зимой. И всё-таки одолевает зиму. Иногда она бывает ранняя, а иногда и поздняя. Постепенно весной всё зеленеет и становится красивым.)
- Да, у нас в России ярко выражены времена года, поэты посвятили много стихов этой теме. И поэты эти разные.
2. Знакомство с поэтом.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством ещё одного замечательного поэта.
- Скажите, кто-нибудь читал произведения Бальмонта?
- Другой поэт Александр Блок сказал о нём следующее:
«Поэт с утренней душой. Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну».
- Кто догадался, о чём будем говорить на уроке. (Мы будем говорить о весне).
- Да, ребята, сегодня мы познакомимся с произведением Бальмонта «Золотое слово». Будем учиться делиться своими впечатлениями о прочитанном. Постараемся услышать весну в душе поэта. И чтобы нам было немного легче, давайте поближе познакомимся с поэтом.
- Константин Дмитриевич Бальмонт родился в 1867 году в деревне Гумнище Шуйского уезда Владимирской губернии в семье помещика. Детство он провел в родной усадьбе. Большое влияние на него оказывала мать, высококультурная женщина. Учился он в гимназии города Шуи, продолжал обучение во Владимирской гимназии. Свои первые стихи он сочинил, когда ему было 9 лет. Большую часть жизни он провел за границей, где и умер в 1942 году. Там он написал цикл ярких стихотворений, полных тоски по России. Большинство сочинений Бальмонта связаны с воспоминаниями о Родине, о родной природе. Строки его стихов напевны, мелодичны. Им создано 35 поэтических сборников, написано 20 книг.
Прослушивание стихотворения чтецом.
- Понравилось вам стихотворение? Чем? (Оно такое интересное, необычное. Даже настроение поднимается. Мне сразу представляется весна. Она как живая, как молодая девушка, которая что-то творит)
4.Физкультминутка.
5.Работа по теме урока.
1. Работа над стихотворением.
- Давайте вспомним, как называется стихотворение?
- В каком значении употреблены эти слова? (В переносном)
- Какие слова обычно называют золотыми? (Слова, которые подтверждаются делом).
-Сегодня мы познакомимся с новым средством художественной выразительности – метафора. Метафора - это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе сходства, сравнения.
- Почему же поэт назвал свое стихотворение «Золотое слово»? (весна выполнила свое обещание).
-Какие ещё метафоры со словом золотые вы знаете?(золотые руки)
- Прочитайте стихотворение так, как вы его поняли.
- Объясните слово «кутерьма» - суматоха, беспорядок.
- Прочитайте вслух стихотворение – 2 ученика.
- Давайте оживим это стихотворение. Нарисуйте устную картину, которая возникла у вас в голове, когда вы читали и слушали это произведение.
- Итак, прочитайте выразительно слова-обещания каждого времени года. Какую интонацию вы выберете? (хвастливую, ведь они обещают сделать то, что могут только сами)
- Кто обещал всё озолотить?
- А кто всё сделал на самом деле?
- Разве у весны есть золотые краски? И если есть, то в чём они? (весной солнце золотится, лютик золотой и т.д.)
- Как вы поняли выражение «жёлтый одуванчик – будет и седой»?
- Прочитайте стихотворение выразительно.
- Только что мы увидели, как природа сильно воздействует на чувства человека, на его настроение. Какое время года приносит с собой радость, тепло, веселье? Мы с вами знаем, что весна-это любимое время года для многих писателей и поэтов.
- Назовите фамилии поэтов, которые посвящали свои стихи весне. (Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Зима недаром злится», Майков А.Н. «Весна») .
- Прочитайте наизусть эти стихи.
6.Рефлексия.
- Выберете смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
- я всё понял…
- я испытывал небольшие затруднения…
- мне было очень трудно…
7.Подведение итогов.
я знаю…, я умею…, я могу…
8.Домашнее задание.
«3» - выразительное чтение стихотворения;
«4» - выразительное чтение и рисунки;
«5» - выучить стихотворение наизусть.