Урок литературного чтения в 4-г классе
Учитель: И.Н. Селиванова
УМК «Перспективная начальная школа»
Учебник «Литературное чтение», ч.2. Автор Н.А. Чуракова
Тема: Л. Улицкая «Бумажная победа».
Цели: познакомить детей с творчеством Людмилы Улицкой; на примере произведения «Бумажная победа» воспитывать умение ценить красоту в самих людях, в их талантах и способностях; развивать читательские умения.
Оборудование: презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение рассказа Ирины Пивоваровой «Как провожают пароходы».
Вопросы:
-Почему рассказ так называется?
-Какое впечатление производит пение Люси Синицыной на её друзей?
-Почему этот рассказ помещён в главе «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота»?
-О какой красоте в нём идёт речь?
III. Знакомство с творчеством Людмилы Улицкой.
Людми́ла Евге́ньевна Ули́цкая - русская писательница, сценарист.
Первая женщина — лауреат премии «Русский Букер» (2001). Лауреат премии «Большая книга» (2007). Произведения Людмилы Улицкой переведены не менее, чем на 25 языков.
Людмила Улицкая родилась 21 февраля 1943 года в Башкирии, где находилась в эвакуации её семья.
После войны Улицкие вернулись в Москву, где Людмила окончила школу, а потом и биофак МГУ. Два года проработала в Институте общей генетики АН СССР, откуда она уволилась в1970 году. С тех пор Улицкая, по её собственному утверждению, никогда не ходила на государственную службу: она работала завлитом Камерного еврейского музыкального театра, писала очерки, детские пьесы, инсценировки для радио, детского и кукольного театров, рецензировала пьесы и переводила стихи с монгольского языка.
Публиковать свои рассказы в журналах Улицкая начала в конце восьмидесятых годов, а известность пришла к ней после того, как по её сценарию были сняты фильмы «Сестрички Либерти» (1990, режиссёр — Владимир Грамматиков) и «Женщина для всех» (1991, режиссёр — Анатолий Матешко), а в «Новом мире» вышла повесть «Сонечка» (1992). В 1994 это произведение было признано во Франции лучшей переводной книгой года и принесло автору французскую премию Медичи. Во Франции же вышла и первая книга Людмилы Улицкой (сборник «Бедные родственники», 1993) на французском языке.
В 2007 году Улицкая учредила Фонд Людмилы Улицкой по поддержке гуманитарных инициатив. Одним из проектов Фонда является проект «Хорошие книги», в рамках которого Улицкая сама выбирает книги российских издательств и отправляет их в российские библиотеки.
С 2007 года по 2010 год выступала организатором серии книг разных авторов по культурной антропологии для детей «Другой, другие, о других».
IV. Чтение произведения «Бумажная победа» и его анализ.
-О какой «бумажной» победе идёт речь в рассказе?
Чтение учителем и хорошо читающими учащимися.
Словарная работа:
Бетховен – немецкий композитор.
Фанты – игра, в которой участники (владельцы фантов) выполняют шуточное задание, назначаемое по жребию.
Консерватория – высшее музыкальное учебное заведение.
Катар – воспаление слизистой оболочки какого-нибудь органа.
Шуберт - австрийский композитор.
Анализ произведения:
-Почему Геня был чужим для всех ребят во дворе?
-Найдите в рассказе приметы послевоенного времени.
(скромное угощение, бедная одежда детей, отсутствие подарков, настороженное отношение к тому, что Бетховен – немецкий композитор)
-Правильным ли было решение матери пригласить всех на день рождения?
-Что заинтересовало ребят в доме у Гени?
-Что потрясло ребят больше: сама музыка или то, что её исполняла Генина мама?
-Можно ли предположить, что ребята впервые открыли для себя красоту музыки?
-Какое ещё открытие ожидало Гениных гостей?
-Улучшатся ли отношения Гени и ребят после дня рождения?
V. Итог урока.
-С творчеством какой писательницы вы познакомились?
-Чему учит её рассказ «Бумажная победа»?
VI. Домашнее задание:
с.14- 26, выразительно читать и ответить на вопросы после текста.