СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению на родном (русском)языке В.М Шукшин "Как зайка летал на воздушном шарике"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на родном (русском)языке В.М Шукшин "Как зайка летал на воздушном шарике"»

Тема : Пословицы о семье. В.М. Шукшин «Как зайка летал на воздушных шариках» с.50-56

Урок :литературное чтение на родном(русском) языке

Учитель : Сова С.В.

3-а класс

Дата:05.12.2023

Цели: формирование представлений об основных нравственноэтических ценностях (роли семьи в жизни человека), значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении; составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи; развивать умение слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; пользоваться начальными формами познавательной и личностной рефлексии.

Оборудование: учебники, портрет писателя.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

– Как вы ответили на вопрос: «Почему в произведениях совесть чаще “грязная, измученная”?» (Поступать по совести не всегда легко, часто приходится потрудиться, выполнять тяжелую работу, а если в чем-то ошибся или поступил нехорошо, будет мучить совесть.)

– Кто прочитал рассказ В.В. Ледерман «Гора на плечах»? Расскажите, о чем он. (Краткий пересказ рассказа.)

– Какой рассказ напоминает нам сюжет рассказа В. Ледерман? (Рассказ «Сушеная малина». Героя рассказа В. Ледерман мучают угрызения совести из-за того, что он сломал смартфон друга. Он испытал облегчение только тогда, когда во всем признался.)

2. Индивидуальные задания

• Вопросы внимательному читателю.

– Как заготавливали черемуху и калину? (Развешивали в чулане или на чердаке кистями.)

– Как закрывали сундук, в котором хранилась малина? (Ни-как. Сундук не закрывался.)

– Что сказала мама после признания мальчика: «Ма-а, я м-мали-ину взя-ал»? («Какой молодец!»)

– На какую работу поменяла мама стояние в углу? (Отнести курицам ведерко с кормом.)

• Вставьте пропущенное слово.

– И я, будто …, открыл его. (Заколдованный.)

– А меня мучила совесть, и так сильно, что чуть ли не стон вырывался … . (Из груди.)

(Индивидуальная проверка.)

• Закончи пословицы о совести.

1) Хоть мошна пуста, да … (совесть чиста). 2) Рубаха черна, да … (совесть бела).

3) Волосом сед, а … (совести нет).

4) Счастлив тот, у кого … (совесть спокойна). 5) Больная совесть, что … (зуб больной).

6) У кого совесть чиста, у того … (подушка под головой не вертится). 7) Жили, жили, а … (стыда не нажили).

8) Хотя на мне платье черно, да … (моя совесть бела).

9) Они стыд за углом делили, да … (за углом и схоронили).

(Индивидуальное оценивание.)

III. Самоопределение к деятельности

– Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?

• В родной семье и каша гуще. (В родной семье любая еда вкуснее.) • Вся семья вместе, так и душа на месте. (Когда вся семья дома, всем спокойно, никто ни за кого не переживает.)

• Дерево держится корнями, а человек семьей. (Члены семьи – близкие, родные люди – всегда придут на помощь.)

• Семье, где помогают друг другу, беды не страшны. – О чем все пословицы? (О семье.)

– Прочитайте еще одну пословицу – название раздела.

– Может ли быть человеку тепло, когда кругом холод? Что кроме теплой одежды может согреть? (Душевное тепло близких, их забота.)

– Что такое душевное тепло? (Это отзывчивость, открытость, готовность поделиться с окружающими людьми душевным теплом, отозваться на просьбу каждого, кому необходима помощь.)

– Догадались ли вы, о чем рассказ, который мы будем читать сейчас? (О семье, о душевном семейном тепле.)

IV. Работа по теме урока. Работа по учебнику

  1. Мотивация к учебной деятельности. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы познакомимся с фрагментом произведения В.М .Шукшина «Как зайка летал на воздушных шариках»

Биография писателя

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Светлый Яр Курской области. Он был русским писателем, режиссером и актером. Шукшин писал о жизни простых людей, и его произведения отличаются глубокой психологической проницательностью.

В детстве Василий Шукшин учился в школе и помогал родителям на ферме. Он любил читать и писать, и мечтал стать писателем. В 1946 году Шукшин поступил в Шадринское педагогическое училище, где изучал литературу и искусство.

После окончания училища Шукшин работал учителем в селе, а затем поступил во ВГИК (Высшую государственную кинематографическую школу) в Москве. В Госкино Шукшин работал актером и режиссером, и снял несколько фильмов, которые стали очень популярными.

Однако, главной страстью Шукшина было писательство. Он писал рассказы, повести, романы и сценарии. В его произведениях часто звучат темы любви, справедливости и человеческой доброты. Шукшин прекрасно описывал русскую природу и жизнь на селе.

Творчество Василия Шукшина получило большую популярность. Его произведения переведены на многие языки и изданы в большом количестве экземпляров. Шукшин получил несколько престижных литературных премий.

К сожалению, Василий Шукшин скончался 2 октября 1974 года в Москве. Но его творчество осталось жить и продолжает вдохновлять многих людей.

2.Слушание текст (аудиозапись)

– Что вы узнали о Верочке? (Она маленькая, у нее воспаление легких, и ее лечат уколами. Она хочет, чтобы папа рассказал ей сказку про зайку на шариках.)

– Что вы узнали о папе Верочки? (Федор Кузьмич лишился покоя из-за болезни дочки, он готов сделать все возможное и невозможное, чтобы ей помочь.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока Работа над содержанием текста

Словарная работа

1. Найдите в тексте слова по их значению.

• Чувство раздражения, неудовольствия из-за неудачи, обиды – … (досада).

• Слегка засмеяться, показать усмешку – … (усмехнуться).

• Погрузиться в свои мысли – … (задуматься).

• Становиться неподвижным (о человеке и животном) – …

(замирать).

3. Объясните значение слов.

• Давеча – … (недавно).

• Мастак – … (мастер своего дела).

• Трухнул – … (испугался).

• Просиять – … (выразить радость).

Беседа по содержанию

– Найдите слова, которые помогают понять, как сильно переживал за дочь Федор Кузьмич. (Примерный ответ. Лишился сна и покоя; когда приходила медсестра, чтобы сделать уколы, отец уходил из квартиры и приходил только тогда, когда девочка уже не плакала; у Федора все каменело в груди; слезы стояли где-то в горле, не выходили; «Я все сделаю, сам не смогу, позову волшебника».)

– Что посоветовал врач для скорейшего выздоровления девочки? («Поднять дух», устремить ее волю к какой-нибудь радостной цели впереди.)

– Что предлагал отец, чтобы «поднять дух» девочки? (Нарядить ей елку, посмотреть много мультфильмов.)

– Что же хотела девочка? (Послушать сказку про зайку на шариках.)

– Почему папа обрадовался, услышав, что Верочка хочет послушать сказку про зайку? (Он решил, что это совсем простая просьба, ее выполнить легко.)

– Почему отец не мог выполнить такое простое желание? (Он не знал этой сказки, не мог понять, на каких шариках летал зайка.)

– Почему девочка постоянно спрашивала о дяде Егоре? (Эту сказку рассказывал дядя Егор, он мог бы ее рассказать еще раз.)

– Почему дядя Егор не приедет? (Он живет далеко, в другом городе.)

VII. Рефлексия

1. Вопросы внимательному читателю

– … девочка, ее звали Верочка, тяжело заболела. (Маленькая.) – Какая болезнь была у девочки? (Воспаление легких.)

– Как лечили девочку? (Делали уколы.)

– У Федора все каменело в груди. Он бы и плакал, если б … (умел).

– Сколько раз в неделю приходил доктор? (Каждый день.)

– Доктор посоветовал поднять ее дух, устремить ее дух к ка-кой-нибудь … (радостной цели впереди).

– Что ответила девочка на предложение папы нарядить елоч-ку? (Елочка бывает зимой.)

(Проверка. Оцените себя, внимательный ли вы читатель.) – Найдите слова в тексте по их значению.

• Авторитетный человек, от которого многое зависит, – … (влиятельный).

• Оказывающий общую медицинскую помощь населению на назначенном ему участке врач – … (участковый).

• Направить, стремительно двинуть – … (устремить).

• Безотчетно, не будучи направляемым или контролируемым сознанием – … (бессознательно).

• Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных, фантастических сил, – … (сказка).

• Колдун, чародей – … (волшебник).

2. Выразительное чтение

(Работа в группах по три человека.)

– Прочитайте диалог Верочки и папы на с. 51. Выразите настроение каждого героя.

(Проверка. Взаимооценка.)

– Удалось ли читавшим передать переживания отца? Настроение девочки?

VIII. Подведение итогов урока

– Почему рассказ В. Шукшина включен в этот раздел? (В нем рассказывается о дружной семье, где отец готов сделать все, чтобы помочь дочери.)

Домашнее задание

  1. Перечитать отрывок на с. 50–52.

2. Приготовить пересказ от лица девочки. Подумать, что не нужно включать в пересказ. (Переживания отца, она о них не знает, не знает о разговоре отца с врачом и о том, что происходило на кухне, пока она спала.)