Этап | Деятельность педагога | Деятельность учеников |
1.Вызов Организационный момент. Цель: создание условий для включения в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ребята, здравствуйте. Проверьте готовность своего рабочего места. Прослушайте стихотворение, в нем спрятана тема нашего урока. Чтение стихотворения Б.Заходера "Моя Вообразилия". Моя Вообразилия. В моей Вообразили, В моей Вообразили - Там царствует Фантазия Во всем своем всесилии; Там все мечты сбываются, А наши огорчения Сейчас же превращаются В смешные приключения! В мою Вообразилию Попасть совсем несложно: Она ведь исключительно Удобно расположена! И только тот, кто начисто Лишен воображения,- Увы, не знает, как войти В ее расположение!.. | Приветствует учителя, проверяют готовность рабочего места. |
Постановка цели и задач урока Актуализация знаний. | - О чем стихотворение Б.Заходера? - Кто может попасть в эту страну? - Как вы понимаете слово "фантазия"? - Сегодня мы с вами отправимся в страну «Фантазию». Но прежде, чем мы в нее отправимся, узнаем об этом литературном жанре поподробнее. Брата Морфея, бога сна, древние греки называли Фантазом. Он заведовал на Олимпе иллюзиями. Отсюда произошло слово «фантазия» (от греч. «воображение»). Именно благодаря фантазии человек способен творить. От этого же корня образована «фантастика» (от греч. «искусство воображать») – термин для литературных произведений, изображающих невероятное и действительное как невероятное. К существительному «фантастика» часто добавляют эпитет «научная». Однако границу между научной и сказочной фантастикой не всегда удаётся прочертить чётко, порой элементы научной фантастики и сказки смешиваются в одном произведении. Нетрудно убедиться в том, что значительная часть технических предвидений принадлежит авторам фантастических произведений. Ещё до нашего столетия были предсказаны и телевидение, и антигравитация, и многоступенчатая ракета, однако о том, кто это сделал, знают в лучшем случае лишь специалисты. Дело в том, что фантастика – это прежде всего художественная литература, а значит, что её предметом всегда был и остаётся человек. Фантастика исследует в первую очередь поведение человека, но в необыкновенных условиях. Она способна заглянуть в области, которые неподвластны «обыкновенной» литературе, и оторвать читателя от будничности, воспеть подвиги, перенести в далёкое будущее. - Так что же такое: прием «Ключевые термины» Фантазия – 1. Способность к творческому воображению; само такое воображение. 2. Нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное. 3. Прихоть, причуда. Фантазёр – -
Человек, который любит фантазировать, мечтатель. -
Выдумщик, человек, который склонен фантазировать. Фантастика – художественные произведения, в которых повествуется о событиях, мирах и героях, нарушающих границы реальности. Фантастика рассказывает о том, что находится за гранью реальности, и строится на фантастическом допущении. - Сегодня мы впервые познакомимся с таким жанром литературы, как фантастическая повесть и с её автором Евгением Серафимовичем Велтистовым. - Сформулируйте цель нашего урока. | О стране Вообразилии. Тот, у кого развито воображение. Способность мысленно представлять образ предмета или явления. Внимательно слушают учителя. Дети распределяют предложенные понятия на три группы: 1. Фантазия 2. Фантазер 3. Фантастика Формулируют цель урока. |
Физминутка | Робот делает зарядку И считает по порядку. Раз – контакты не искрят, (Движение руками в сторону.) Два – суставы не скрипят, (Движение руками вверх) Три – прозрачен объектив (Движение руками вниз.) | Выполняют упражнения |
2. Стадия осмысления | Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 года в Москве. Шла война. Великая война. Во второй год великой войны он пришёл в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей ещё меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать всё. Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твёрдое решение. Окончил факультет журналистики. Стал работать - в газетах, потом- редактором отдела в популярном журнале «Огонёк». Велтистов был очень худой. И поэтому казался ещё длинней. В многоэтажном доме редакция занимала три этажа. И когда в праздничные дни вывешивали весёлую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище на втором, а бегущие ноги на первом. Он был настоящим репортёром: неутомимо выхаживал новости. Находил интересных людей. Он нашёл, например, в одном арбатском переулке сочинительницу знаменитой песенки «В лесу родилась ёлочка», старушку Раису Кудашёву. И сумел ей помочь. Он также помог детскому саду поселиться на роскошной даче, до этого принадлежавшей жулику. Велтистов был человек немногословный. Настырный. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги. Рукопись первой повести «Приключения на дне моря» принёс в издательство «Детская литература». Вскоре она увидела свет (1960 г). Электроник - мальчик из чемодана. (1961 г). За ней вышли и другие произведения. - Их было немало: Тяпа, Борька и ракета»(1962г), «Глоток солнца» (1967), «Миллион и один день каникул» (1979г), «Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» (1985г), «Новые приключения Электроника»(1988). Е.С Велтистов оставил нам много хороших книг. За сценарий трёхсерийного фильма «Приключения электроника» он получил в 1982 году государственную премию. Этот фильм и сегодня показывают по телевидению. Доктор физико-математических наук, профессор Сергей Петрович Капица назвал Электроника «Буратино наших дней», а его историю - сказкой, спроецированной в электронный век. - Что вы запомнили о жизни и творчестве Е.С.Велтистова? Сегодня мы познакомимся с отрывком из повести «Приключения Электроника». Но сначала послушаем историю «Как возник мальчик из чемодана» - Кто смотрел художественный фильм «Приключения Электроника»? | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет Е. Велтистова. Рассматривают выставку книг Е. Велтистова. Дети отвечают на вопрос учителя, что им особенно запомнилось о жизни и творчестве Е. Велтистова. Заранее подготовленный ученик рассказывает, как возник мальчик из чемодана. – Этот образ возник так. Однажды автор собрался в отпуск к теплому морю. Несет чемодан по перрону к поезду и удивляется: тяжелый. Словно там не рубашки и ласты, а камни. Чтобы веселей было нести, стал фантазировать: «Может, в чемодане кто-то есть? Может, там….. Электронный мальчик? Вот поставлю чемодан на полку, откину крышку. Мальчик откроет глаза встанет и скажет: «Здравствуйте! Меня зовут Электроник…» Вошел в купе, щелкнул замками и ахнул. Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Пришлось у моря обойтись без ластов. Зато начитался вволю. |
Первичное закрепление | Прием «Инсерт» ٧ – уже знал + - новое - - думал иначе ? – не понял, есть вопросы Я прочитаю вам отрывок из повести, а вы внимательно послушайте, сделаете пометки (Приложение 1), подготовите вопросы и приготовьтесь ответить на вопросы. - Все ли было понятно в тексте? Задайте вопросы, что бы вам хотелось узнать, понять? - Понравился ли вам отрывок? Чем? - Что такое «конгресс»? - Как вы поняли значения слов КИБЕРНЕТИК? - КИБЕРНЕТИКА - Наука об управлении машинами, в том числе и роботами. - Как вы поняли, кем был Электроник? - Кто был создателем кибернетического мальчика? - Как выглядел Электроник? Найдите и прочитайте | Внимательно слушают отрывок из повести, хорошо читающие дети участвуют в чтении. Делают пометки. (прием Инсерт), заполняют таблицу «Тонкие вопросы» Задают вопросы из своей таблицы. Ответы детей. Собрание ученых. Специалист по КИБЕРНЕТИКЕ. Роботом. Профессор Громов. Курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы… |
Физминутка | - Прежде, чем начнём работать с текстом, немного отдохнем. Посмотрите видеофрагмент из художественного фильма «Приключения Электроника», послушайте песню и подумайте, о чем она. - О чем песня «До чего дошел прогресс»? - Верно. Данный фильм иллюстрирует историю про кибернетического мальчика, который очень хотел стать человеком, после того, как сбежал из лаборатории профессора Громова. Электроник очень похож на мальчика Сергея Сыроежкина. А тот в свою очередь пользуется сходством с электронным мальчиком и отправляет его вместо себя в школу, дома он тоже его заменяет. Учителя и родители в восторге от его поведения и учебы. Он просто полностью заменяет Сергея, а тот в один прекрасный день осознает, что остался один и без друзей, что новая жизнь ему не нужна. | О том, что в наши дни прогресс настолько развит, что уже исчез физический труд, люди уже практически стали свободными, все делает техника. |
Включение в систему знаний | - Начинаем читать отрывок. - Согласны ли вы с тем, что Велтистов написал о необычном событии? Объясните - Чем похожи наши герои? - В чем различие между мальчиками? Учитель проводит тест по теме урока. (Приложение 2) – Выберите правильный вариант ответа: 1. Кто приехал к гостинице «Дубки» с большим чемоданом? а) Алиса; б) Карлсон; в) Громов. 2. Что находилось в чемодане? а) Электроник; б) спящая красавица; в) кукла. 3. Как звали друга-собаку Электроника? а) Ресси; б) Чарли; в) Тошка. 4. На каких языках умел разговаривать Электроник? а) немецкий; б) звериный. 5. Какие черты характера присущи Электронику? а) Злость и трусливость; б) доброта и внимание - Какое значение для человека имеют роботы? - Как вы думаете, обязательно ли быть электроником, чтобы добиться в жизни чего-то? - Как поменялся мир с появлением техники и роботов? | Дети читают отрывок по цепочке. Ответы детей Внешний вид. Один человек, другой – робот. Дети отвечают на вопросы теста: (лежат на столах) |
Рефлексия. 2. Итог урока. | - Наш урок подходит к концу. И мне бы хотелось узнать. - Какой раздел мы начали изучать на уроке? - С каким писателем познакомились на уроке? - Что вам больше всего понравилось на уроке? Предлагает вам заполнить листы рефлексии. (Приложение 3) - Ребята, оцените свою работу на уроке, выберите из предложенных высказываний то, которое вам больше подходит. | Страна Фантазия. Ответы детей. Заполняют листы рефлексии. |
Задание на дом. | Дома вам предлагается составить кроссворд из 10 слов по прочитанному произведению. | Записывают д/з в дневник |
| Наш урок подошёл к концу. Спасибо за урок! | |