Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Александровна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Посмотрите, на улице наступила самая настоящая весна, и так хочется улыбаться этому теплу. Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на положительную работу на уроке. Давайте проведем речевую разминку. Сначала прочитайте про себя. Поленился утром Вова Причесаться гребешком, Подошла к нему корова, Причесала языком! (Г.Ладонщиков) -Теперь давайте прочитаем все вместе. -Начни читать медленно и постепенно ускоряй темп. -Теперь начни читать быстро и постепенно замедляй темп. -Начни читать громко и постепенно переходи на шепот. -А теперь давайте прочитаем это стихотворение выразительно. Ребята, вы уже так много читали разнообразных сказок и, наверное, можете дать мне определение, что такое сказка? Произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом. А какие типы сказок вы знаете? (народные, авторские/литературные) Чем отличается народная и авторская сказка? ( у авторской сказки есть автор, а у народных нет единственного) А на какие виды делятся сказки? (бытовые, волшебные, о животных) Какие сказки вам нравятся? Как вы думаете, важно ли читать сказки? Почему? (сказка учит нас различать добро и зло, задумываться о своих поступках, быть добрыми и смелыми) Может вы уже догадались, о чем мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке?(о сказке) Правильно! Сегодня мы с вами будем говорить о сказке Джозефа Редьярда Киплинга. Джозеф Редьярд Киплинг — английский поэт и писатель, родился 30 декабря 1865 года в Индии в городе Бомбее. Имя Редьярд он получил в честь английского озера Редьярд, где познакомились его родители. Няня-индианка научила маленького Редьярда говорить на хинди, познакомила с индийскими сказками о животных. Но в 5 лет вместе со своей сестрой он отправляется на учёбу. В Англии Р.Киплинг учился в пансионе, где к нему относились очень жестоко. Он все время вспоминал свое счастливое время в Индии, поэтому Киплинг пронес любовь к ней через всю жизнь. Киплинг общался с туземцами, наблюдал их быт, слушал их рассказчиков, изучал природный мир Индии. По возвращении из этого путешествия он написал «Книгу Джунглей», в которую входят рассказы о Маугли - человеческом детеныше. Сказкамисполняется 120 лет. В 1907 году Киплинг стал первым англичанином, получившим Нобелевскую премию по литературе «за наблюдательность и яркую фантазию». "Расспрашивайте про меня лишь у моих же книг", - обратился к своим читателям Р. Киплинг. Ребята, что вы запомнили о писателе после моего рассказа? Послушайте стихотворение и вы сможете отгадать, какая же сказка нас ждет сегодня на уроке. Там, где законы джунглей, Мы крови с тобой одной!... Совет собирать мы будем, Чтоб дружно всем жить семьёй! Звериному правосудью Малыш споёт в ответ: Маугли, Маугли, Маугли, Имя моё теперь…. Маугли, Маугли, Маугли, Кто я –человек иль зверь?... Мама моя волчица, А папа мой Серый Волк, С медведем теперь учиться, С пантерой теперь знаком… Балу и Багира рядом, Друзья с ними мы навек! Не страшен Шер-Хан с шакалом, Но всё же я – человек…. Так с какой ж сказкой мы будем знакомиться сегодня? (Братья Маугли) Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой? (прочитать сказку, проанализировать ее) Сегодня мы прочитаем сказку «Братья Маугли», будем ее анализировать. Перед тем как начать ее читать, давайте обсудим некоторые слова и словосочетания. Закон Джунглей - выражение, означающее: «каждый сам за себя», «всё для себя», «убей — или будешь убит» и «выживание самого сильного». Лизоблюд - тот, кто угодничает, угождает, прислуживает кому-л.; подлиза, подхалим. Не брезгует – не испытывает чувства отвращения (спросить детей) Приемыш - неродной ребёнок, взятый в семью на воспитание (спросить детей) Толерантность - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, согласие воспринять их даже в том случае, если они противоречат мировоззренческим установкам самого наблюдателя. Ребята, давайте вместе будем читать сказку. Кто хочет прочитать первый фрагмент? Чтение первой части Какие детали подтверждают, что действия происходят в другой стране? С какими героями вы знакомитесь в начале произведения? Какие они? Чтение второй части С каким новым героем мы знакомимся? Что вы узнали о шакале Табаки? Чем он опасен? Какое ваше отношение к этому герою? (О шакале Табаки я узнаю то, что он лизоблюд, презираемый волками Индии за то, что он повсюду рыщет, сеет раздоры, роется в деревенских мусорных кучах. Кал Табаки опасен тем, что часто болел бешенством и мечась и кусая всех, мог заразить зверей Джунгли. Чтение третьей части. Что вы узнали еще об одном герое? Кто это? Как его назвала мать? Какой первый закон Джунглей он нарушил? Какими качествами обладает Шер Хан? Как вы относитесь к этому герою? Выскажите свою точку зрения. (Большой тигр по имение Шер Хан. Он живет у реки Вайтанги, в 20 милях от волчьей пещеры. Мать назвала его Лангри, то есть хромой, потому что этот тигр с детства хромает на одну ногу. Из-за своей хромоты Шер Хан охотится только на домашнюю скотину. Шер Хан первый нарушил закон Джунглей. Нельзя менять место охоты, никого не предупредив. Шер Хан обладает такими качествами, как нечестность, эгоизм). Чтение четвертой части Какой второй закон Джунглей был нарушен? Что нового вы узнали из текста? (Второй Закон – охота на человека разрешена только тогда, когда они учат своих детенышей убивать). Чтение пятой части Каким увидели человека Отец Волк и Мать Волчица? Понравился ли он им? Какими качествами по их мнению он обладает? Чтение шестой части Какой вы увидели Мать Волчицу? Как она относится к Шер-Хану? Подтвердите свой ответ словами из текста. Назовите значение выражения «Закон Джунглей». (Правила, установленные зверями джунглей, нарушать которые нельзя) Назовите первый «Закон Джунглей».(Никто не может менять место охоты, никого не предупредив). Назовите второй «Закон Джунглей». Каждый волк, обзаводясь семьей, может покинуть свою Стаю. Но как только его волчата подрастут и станут на ноги, он должен привести их на Совет Стаи Вижу, что вы немного устали. Давайте встанем и отдохнем. В джунглях жарко, в джунглях влажно И немного даже страшно. Даже днем там темнота, Даже ночью духота. Там деревья до небес. Джунгли это дикий лес. А теперь продолжим работу со сказкой. Какие чувства переживали, читая произведение? Назовите главных героев главы «Братья Маугли». Какие персонажи показались вам особенно интересными? Ребята, мы с вами уже прочитали сказку и узнали героев поближе, а теперь давайте составим характеристику героев. Вам нужно подчеркнуть то слово, которое не подходит под описание этого героя. Шакал Табаки -(хитрый, трусливый, лизоблюд, коварный, добрый, храбрый)- Отец Волк - (смелый, гордый, сильный) Мать Волчица - (отважная, заботливая, добрая, любящая) Тигр Шер-Хан - (злобный, глупый, коварный, добрый, отважный) Давайте выполним небольшое задание. Вам нужно дополнить фразу. Произведение Р.Киплинга «Маугли» сказка …………., потому что ее герои - ………….., умеют………………. и обладают……………… . (Произведение Р.Киплинга «Маугли» сказка о животных, потому что ее герои – звери умеют разговаривать и обладают человеческими качествами). Ребята, а какое главное человеческое качество есть у животных в этой сказке? Сегодня в начале урока мы разбирали это слово. (Толерантность) Как писатель говорит о необходимости человека быть толерантным? (Устами своих героев Киплинг выражает мудрые мысли о смысле жизни, законах жизни, присущих в первую очередь людям.) Образцами поведения служат животные. Они воспитывают из «человеческого детеныша» достойную и благородную личность, пусть и не понимающую человеческий язык, но сильную и непреклонную. Чем отличается сказка английского писателя Киплинга от литературных сказок русских писателей? Что отличает ее от знакомых народных сказок о животных? (Удивительная история о том, что волки оставили человеческого детеныша себе на воспитание. раскрывает законы природы, принуждает задуматься над ценностями человеческой жизни. Человеческий ребенок, оказавшись в джунглях, не погиб, так как нашел верных и надежных друзей. Друзья эти - звери. Но Киплинг не наделяет их чертами людей, как это бывает в народных сказках. Все они - мыслящие существа и действуют по обстоятельствам, соответственно по законам природы. Один из таких законов - заботиться о потомстве. Олицетворением этого закона становятся Отец и мать - волки.) - Что хотел сказать читателям сказки автор и как он это сказал? (он хотел показать, что даже из каких-то правил есть исключение) С каким произведением мы работали на уроке? Кто его автор? Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам их достичь? Почему вы так считаете? Ребята, наш урок подходит к концу и я хочу вас похвалить. Сегодня вы очень хорошо работали и старались. Откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 97-100 пересказ сказки. |