Тема: К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук»
Цели: познакомить с произведениями К. Чуковского «Федотка», О. Дриза «Привет», О. Григорьева «Стук»; развивать умение прогнозировать текст; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; учить понимать юмор; развивать умение анализировать произведения, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать юмористические произведения, передавая их настроение; объяснять смысл названия произведения; находить слова, которые отражают характер героя; находить конкретные черты юмористического текста; сравнивать произведения разных авторов, посвященные одной теме.
Оборудование: выставка книг по теме урока, текст для речевой разминки, магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Пересказ рассказа Н. Артюховой «Саша-дразнилка».
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Вот и стал Таракан победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому.
(Чтоб ему провалиться, проклятому!)
А он между ними похаживает,
Золоченое брюхо поглаживает:
«Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!»
— Прочитайте стихотворение, четко произнося слова.
— Сначала читайте медленно, а потом быстро и четко.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Вы узнали стихотворение, которое мы только что читали? Кто его автор? (Это сказка «Тараканище», автор К. Чуковский.}
— Какие произведения этого автора вам знакомы? (Ответы детей.)
— Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев К. Чуковского. БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДДР . : ФДР ЙБЛТ ТРКНЩ КРКДЛ
— Что это за герои? (Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил.)
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведе-мием этого замечательного писателя, только это будет не сказка, к стихотворение.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 12. Прочитайте название стихотворения.
— Как вы думаете, кто такой Федотка?
— Знаете ли вы, кого называют сироткой?
Сирота — ребенок или подросток, у которого умер один или оба родителя.
— Может ли это стихотворение быть грустным? Ну что ж, давайте проверим, какое стихотворение К. Чуковского поместили авторы учебника в раздел «И в шутку и всерьез». (Чтение стихотворения учащимися.)
— Почему плачет Федотка?
— Жалко ли вам его?
— Докажите, что у Федотки большая семья. Прочитайте об этом.
— Можно ли сказать, что автор смеется над своим героем?
— Прочитайте стихотворение так, как будто вы на самом деле жалеете мальчика.
— Прочитайте на с. 12, о чем пишут авторы в юмористическом произведении.
— Можно ли стихотворение «Федотка» назвать юмористическим?
— Прочитайте это стихотворение выразительно.
VI. Физкультминутка
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз - росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три - качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте на с. 13, кто автор следующего произведения. (О. Дриз.}
- Краткое знакомство с жизнью и творчеством О. Дриза.
Материал для учителя
Дриз Овсей Овсеевич (1906-1971) — советский поэт, писавший на языке идиш (еврейский язык германской группы, исторически основной язык ашкеназов, на котором в начале XX в. говорило около 11 млн евреев по всему миру).
О. Дриз родился 16 (29) марта в местечке Красное неподалеку от Винницы. Его отец Шика Дриз после свадьбы отправился за океан на заработки и в пути скоропостижно скончался. Учился О. Дриз в Киевском художественном училище. С 1934 по 1947 г. служил в пограничных войсках,
Стихи О. Дриза высоко ценили как простые читатели, так и известные мастера русского стихосложения. Его стихи-сказки были включены в антологию сказок мира. На русский язык поэзию Дриза переводили первоклассные мастера: Б. Слуцкий, Г. Сапгир, Т. Спендиарова, Ю. Мориц. Книга переводов на украинский язык выпущена В, Богуславской. Ряд стихотворений О. Дриза были положены на музыку композитором М. Полянским.
— Прочитайте название стихотворения. Как вы понимаете значение слова «привет»?
— Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Как вы думаете, о чем оно?
Проверим наши предположения.
(Чтение стихотворения учителем. Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника. Выразительное чтение стихотворения в парах. Конкурс на лучшего чтеца.)
— Были ли вы внимательны при чтении? -
— Рассмотрите иллюстрацию и, не заглядывая в текст, скажите, каких предметов здесь не хватает. (Варежек и шарфа.)
— Прочитайте самостоятельно стихотворение О. Григорьева «Стук».
— В какой момент чтения вы удивились? Почему?
— Почему листок порвали и швырнули в ведро? Обратите внимание, какое слово употребил автор.
— Откуда в ведре появился стук?
— Что помогло поэту создать это стихотворение (воображение, фантазия, выдумка, юмор)?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
VIII. Рефлексия
— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Что вас огорчило?
— Что порадовало?
IX. Подведение итогов урока
— Какие произведения мы читали на уроке?
— Кто их авторы?
— Есть ли что-то общее в стихотворениях «Федотка» и «Привет»?
Домашнее задание
Выучить понравившееся стихотворение наизусть.