Тема: С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак...»
Цели; познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с произведениями С. Михалкова «Трезор» и Р. Сефа «Кто любит собак...»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; осознанно и выразительно читать произведения; сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблемных ситуаций.
Оборудование: портреты и книги С. Михалкова и Р. Сефа, текст для речевой разминки, карточки с шифром.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Речевая разминка
— Прочитайте чистоговорку.
Шу-шу-шу, шу-шу-пгу —
Я письмо тебе пишу.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша —
И пишу я не спеша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо —
У меня все хорошо.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша —
Мама нянчит малыша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо —
Помогаю с малышом.
Шс-ше-ше, ше-ше-ше —
Забочусь я о малыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши -
У тебя как — напиши.
— Прочитайте медленно, четко проговаривая все слова и отдельные слоги.
— Прочитайте шепотом.
— Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.
— Прочитайте, начиная громко, постепенно уменьшая силу голоса.
— Прочитайте чистоговорку выразительно.
Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Расшифруйте слова.
1 | А | Б | В | г | д | Е |
2 | Ж | 3 | И | к | л | М |
3 | н | О | п | р | с | Т |
4 | У | Ф | X | ц | ч | ш |
5 | щ | Ы | ь | э | ю | я |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ключ: 2-1, 4-3, 1-1, 6-3, 3-5, 6-5.
1— 1 1__1 й—4 Ч—9
I -', 11, и'т, ^ ^.
' 6-2,6-1,1-3,3-5,6-4,3-2,6-1.
— Что у вас получилось? (Братья наши меньшие.)
— Как вы понимаете эти слова?
Сегодня мы приступаем к изучению раздела «О братьях наших меньших».
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 55. Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе.
— Чему мы научимся?
— Чему мы будем учиться? (Чтение статьи Н. Сладкова (с. 56).)
— Каких животных перечисляет автор?
— С каким чувством он о них говорит? (С восхищением.)
— Кто зорче нас? (Орел.)
— Кто быстрее нас? (Заяц.)
— Кто чутче? (Волк.)
— Кто сильнее? (Медведь.)
— Как поняли выражение «разве что разумом уступают»? (Человек разумнее, умнее животных.)
— Рассмотрите обложки книг. Знакомы ли вам эти авторы и их произведения?
— Вспомните, какие из них вы читали.
Весна пришла! Встаем, друзья! Нас ждет, торопит улица. Шагаем дружно: ты и я, И мы не будем хмуриться. Вот птицы с юга к нам летят, Букашки пробудились, Деревья листьями шумят, Все звери оживились. Танцует лес, танцует луг, И мы с тобою кружимся. Как хорошо весной вокруг! С природой мы подружимся.
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте на с. 57, кто автор первого произведения, с которым мы познакомимся. (С. Михалков.}
— Что вы о нем знаете?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. Михалкова (см. Школьный словарик, с. 57).)
— Прочитайте название произведения. Рассмотрите иллюстрацию.
— Как вы думаете, о чем это произведение? (О собаке по кличке Трезор.}
— Какой, по-вашему, Трезор? (Чтение стихотворения учителем.)
— С чего начинается стихотворение? Прочитайте.
- Беседа по вопросам учебника.
- Выразительное чтение стихотворения учащимися.
— Как бы вы ответили на такой вопрос: кто любит собак? С таких слов начинается стихотворение Р. Сефа, которое мы сегодня прочитаем.
— Подумайте, о чем может быть стихотворение с таким началом. (Ответы детей.) .. ., . .
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
— Что нам говорит автор?
- Выразительное чтение стихотворения. Выполнение заданий учебника.
VII. Рефлексия
— Что особенно понравилось на уроке?
— Что вас радовало? Что огорчало?
— Почему?
VIII. Подведение итогов урока
— Как называется раздел, который мы начали изучать?
— Чему мы будем учиться на уроках?
— Какие произведения мы читали?
— Кто их авторы?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение произведений и нарисовать иллюстрацию к любому из них.