Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 13 г. Феодосии Республики Крым»
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе
Тема: Л. Н. Толстой «Филипок»
Подготовила:
учитель начальных классов
Малышева Т. А.
Цели урока: познакомить учащихся с биографией Л. Н. Толстого и рассказом “Филипок”; работать над навыками осмысленного, правильного чтения, вырабатывать умения работать с текстом;
Планируемый результат
Предметные умения
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
- самостоятельно читать про себя текст, находить ключевые слова;
- самостоятельно формулировать главную мысль текста;
- высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;
- осуществлять анализ текста:
- находить в тексте художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения);
Личностные УУД:
- умение осознавать и определять свои эмоции;
- умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
- ориентироваться в духовно-нравственном содержании текстов.
Метапредметные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цель урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану;
- определять степень успешности своей работы и работы других.
Оборудование: портрет Л. Н. Толстого; выставка книг Л.Н. Толстого; презентация, проектор.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята. Приглашаю вас на урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу. Прочитайте слова на экране и скажите как вы их понимаете:
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Речевая разминка.
- Прочитайте вполголоса:
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.
- Что вы прочитали (скороговорку)
- О ком в ней говорится?
- Прочитайте первый ряд. Второй, третий.
- Прочитайте скороговорку радостно, с удивлением.
Работа над новым материалом.
Знакомство с биографией писателя.
Сегодня мы познакомимся с одним из великих русских поэтов Львом Николаевичем Толстым. Посмотрите на его портрет. Обратите внимание на его глаза, которые излучают доброту и тепло.
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в родовом имении Толстых ‒ Ясной Поляне.
Мать умерла, когда мальчику было 2 года, а отец – через 7 лет. После смерти родителей о Льве, его братьях и сёстрах стала заботиться тётя – Александра Ильинична Остен-Сакен. Несмотря на раннее сиротство, писатель с нежностью вспоминал детство в Ясной Поляне, игры с кузинами, кузенами, братьями и сёстрами.
Вместе с братом Николаем он придумал секрет «зелёной палочки». Братья придумали «рецепт» того, как сделать всех людей счастливыми, вырезали его на палочке, а потом закопали её в саду.
В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский университет. Будущий писатель не окончил университета и вернулся в Ясную Поляну, чтобы продолжить учёбу самостоятельно.
В поисках новых впечатлений в 1851 году вместе с братом Николаем Толстой отправился служить на Кавказ. Там он написал повесть «Детство», посвящённую первым годам жизни. За годы семейной жизни Лев Николаевич написал множество рассказов, повестей, романов. Самый известный из них – «Война и мир».
Лев Николаевич в Ясной Поляне сам сеял на полях урожай, помогал крестьянам бороться с голодом, участвовал в строительстве школ для крестьянских детей. Писатель очень любил детей. Он собирал крестьянских ребятишек воле себя, читал им сказки, мастерил поделки из шишек и палочек, даже ходил с ними купаться на речку. Для детей Ясной Поляны писатель открыл школы. Он сам написал детскую «Азбуку», а также создал такие известные сказки, как «Филлипок», «Лев и собачка», «Три медведя». Закупил книги для школьной библиотеки.
Чтобы увидеть великого писателя, в Ясную Поляну приходили сотни людей. О Льве Николаевиче Толстом вскоре узнал весь мир. Несколько раз ему хотели вручить Нобелевскую премию (главную литературную награду), но писатель отказывался. Его мечтой, как и в детстве, было счастье для всех людей.
Толстой прожил долгую жизнь и умер 20 ноября 1910 года. Он похоронен в Ясной Поляне – там, где когда-то была зарыта «зелёная палочка».
Знакомство с рассказом.
- Посмотрите, на доске рассыпались буквы нам надо собрать из них имя мальчика.
- Правильно ребята это имя Филипок. Сегодня мы прочитаем рассказ Л.Н. Толстого «Филипок».
- Как вы думаете он взрослый или маленький? (Филипок – маленький мальчик)
- Почему вы так решили? (Его автор называет не Филипп, а детским именем – Филипок.)
Чтение текста учителем.
Словарная работа.
Бежать во весь дух - очень быстро бежать, мчаться.
Немой – лишенный способности говорить.
Пострелец - озорник, сорванец.
Слобода – шёл по своей стороне, улице
Поденная работа – работа с оплатой по отработанным дням;
Сенцы – помещение между жилой частью дома и крыльцом;
Бедовый – шустрый, смелый.
I˅ Физкультминутка.
Раз, два — выше голова
Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — всем присесть.
Семь, восемь — встать попросим.
Девять, десять — сядем вместе.
˅. Первичное закрепление.
1. Беседа по вопросам.
- Как звали мальчика? (Мальчика звали Филиппок)
- Что сделал Филипок, когда бабушка уснула? (Он взял отцовскую шапку и пошёл в школу.)
- Почему он взял отцовскую шапку? (Свою он не нашёл)
- Куда он шёл? (Филиппок шёл в школу)
- Найдите в тексте и прочитайте, где находилась школа? (Школа была за селом у церкви)
- Кто повстречался на его пути? (На его пути повстречались собаки)
- Как их звали? (Собак звали Жучка и Волчок)
- Представьте себя на месте Филипка. Расскажите, что он почувствовал, когда столкнулся с чужими собаками. (Ответы детей)
- Кто помог Филипку? (Вышел мужик, отогнал собак)
- Каким Филипок увидел учителя? (Учитель в красном шарфе ходил посередине)
- О чём спросил учитель Филиппка? (Учитель спросил его имя)
2. Повторное чтение рассказа детьми по цепочке.
3. Работа над планом.
На доске план рассказа, он не соответствует последовательности событий. Вы должны поставить части плана в соответствии с частями рассказа.
__ Опасная часть дороги
__ Скучно одному
__ Знакомая дорога
__ Филипок собирается в школу
__ Раздумья на пороге школы
__ Встреча с учителем
__ Филипок становится учеником
__ Мальчик отправляется в школу
VII. Итог урока. Рефлексия.
- С каким рассказом мы сегодня познакомились?
- Кто автор этого произведения?
-Что нового вы узнали про писателя?
- Какие бы черты характера вы хотели бы воспитать в себе?
-Так чему же учит нас это произведение?
- Что понравилось на уроке?
- Как бы вы оценили свою работу.
Домашнее задание.
Подготовить пересказ рассказа “Филипок” по составленному плану.