СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению на тему: Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему: Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» 4 класс»

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения

Цели: продолжить работу по произведению Е.Л. Шварца; от­рабатывать навыки беглого выразительного чтения; учить делить текст на части, выделять главное, составлять план, анализировать характер и поступки героев; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозиро­вать содержание произведения, читать вслух с постепенным пере­ходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправ­ляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулиро­вание учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебни­ка в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ сказки, выделение в ней основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного тек­ста, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных дей­ствий, умение договариваться о совместных действиях); личност­ные: осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время — потехе час».

Оборудование: аудиоприложение к учебнику, мультимедиапро­ектор (по возможности), выставка книг по теме урока, портрет писателя.

Ход урока

Организационный момент

Речевая разминка

(Отработка навыков разных видов чтения.)

Учебник

Учитель у меня в портфеле!

Кто? Быть не может! Неужели?

Взгляни, пожалуйста! Он тут,

Его учебником зовут.

В. Берестов

Прочитайте стихотворение самостоятельно (еще: разделяя на слоги, орфографически, орфоэпически)

Приготовьтесь читать выразительно.

Как вы поняли смысл стихотворения? (Ответы учеников.)

Как вы думаете, от кого зависит, как учится школьник, — от учителя или от него самого?

(Задача — показать учащимся, что, каким бы талантливым ни был учитель, он не сможет научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает.)

Работа по теме урока

Дома вы прочитали сказку Е.Л. Шварца. Начнем со словар­ной работы. Объясните значение слов.

ОКЛАДИСТАЯ (борода) — (широкая и густая). КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА — (керосинка с фитилем — лампа, освещающая при помощи керосина).

ХОДИКИ — (небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями).

ПОЛА, ПОЛЫ — (нижняя часть раскрывающейся спереди оде­жды, например полы пиджака).

Подберите синонимы к словам «хмурый», «сберечь». (Уг­рюмый, ненастный; сохранить, спасти, сэкономить.)

Подберите антонимы к словам «состариться», «трудиться». (Помолодеть; бездельничать, лениться, лодырничать.)

Что вы узнали о Пете Зубове?

Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на с. 5 учебника.

Прочитайте о том, как Петя встретился с мамой.

Найдите в тексте и прочитайте предложения, которые рас­крывают смысл иллюстрации на с. 9.

Прочитайте отрывки, с помощью которых автор показыва­ет, что все люди вокруг трудятся.

Найдите отрывки, в которых рассказывается о том, как Петя искал и находил остальных ребят, превращенных в стариков.

Прочитайте о превращении стариков в ребят.

Одинаково ли было поведение детей?

Почему они смогли победить волшебников?

Как вы относитесь к ребятам?

А как к ним относится автор?

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

«— Хорошо тебе, Женя, фантазируй и пиши, что хочешь. Ты же ска­зочник!

Что ты, Юра, я пишу жизнь. Сказочник — эго ты»

По воспоминаниям художника И. Игина, этот разговор про­изошел в 40—50-х гг. XX в. между Евгением Шварцем и Юрием Германом — автором «толстых» романов.

Он действительно писал жизнь. Давайте вернемся к его произведению. Почему оно названо сказкой? Что здесь сказочного? (Примерный ответ. Сказочные герои обычно четко делятся на положительных и отрицательных. И если положительные попадают в беду, то исключительно по вине отрицательных. Не то у Шварца. Отрицательное — трусость, жестокость, вероломство — присутствует в каждом из нас. Вот от этого он и помогает нам избавиться своими произ­ведениями.)

Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?

Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет пословицы и поговорки? Найдите и объясните их смысл. (Все пропало, с. 6. Держать ухо востро, с. 10. Как сквозь землю провалился, с. 13. И в ус не дует, с. 13. Не терять времени даром, с. 14. Терять время понапрасну, с. 8.)

Поделим сказку на части и составим ее план.

(Ученикам дается время на подготовку. Работа в паре.)

Проверим, что у вас получилось.

(Учащиеся говорят, с каких слов начинается и какими закан­чивается каждая часть, как они ее озаглавили. Части полностью не читают.)

часть

С начала до слов «И вот однажды пришел Петя Зубов в шко­лу...» (с. 4).

часть

До слов «Отвернулся бедный Петя и пошел куда глаза глядят» (с. 6).

часть

До слов «“Хорошо бы отдохнуть”», — подумал Петя и вдруг увидел, что в стороне, за елками, белеет какой-то домик» (с. 6).

часть

До слов «Подсчитали волшебники время, хотели спрятать счет в стол...» (с. 8).

часть

До слов «Город еще не проснулся» (с. 10).

часть

До слов «Ходит Петя, бродит, а молодых стариков, старых де­тей, — нет как нет» (с. 11)

часть

До слов «Какие-то школьники ехали в этом же трамвае» (с. 14).

часть

До слов «Тут, к счастью, подошел трамвай к лесу, соскочили наши старики — и в чащу бегом» (с. 14).

часть

От слов «Тут, к счастью, подошел трамвай к лесу, соскочили наши старики — и в чащу бегом» до конца (с. 16).

План сказки

Мальчик Петя Зубов.

Превращение мальчика в худого, высокого, бледного старика.

«Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится?»

В лесном домике.

Опасение волшебников.

Где же они — дети-старики?

Превращенные отыскались.

Вежливые школьники.

Обратное превращение.

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

Подведение итогов урока

Ребята, чему учит эта сказка?

Для читателей, т. е. для нас с вами, автор написал замеча­тельные слова, которые дают уверенность человеку в труд­ных ситуациях. Попробуйте найти эти слова. («Такустроено на свете: от любого несчастья может спастись человек».)

Автор хотел нам сказать, что очень многое зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации найдется.

Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки. Нарисовать иллюстрацию к по­нравившемуся отрывку


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!