Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения
Цели: продолжить работу по произведению Е.Л. Шварца; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; учить делить текст на части, выделять главное, составлять план, анализировать характер и поступки героев; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ сказки, выделение в ней основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время — потехе час».
Оборудование: аудиоприложение к учебнику, мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг по теме урока, портрет писателя.
Ход урока
Организационный момент
Речевая разминка
(Отработка навыков разных видов чтения.)
Учебник
Учитель у меня в портфеле!
Кто? Быть не может! Неужели?
Взгляни, пожалуйста! Он тут,
Его учебником зовут.
В. Берестов
Прочитайте стихотворение самостоятельно (еще: разделяя на слоги, орфографически, орфоэпически)
Приготовьтесь читать выразительно.
Как вы поняли смысл стихотворения? (Ответы учеников.)
Как вы думаете, от кого зависит, как учится школьник, — от учителя или от него самого?
(Задача — показать учащимся, что, каким бы талантливым ни был учитель, он не сможет научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает.)
Работа по теме урока
Дома вы прочитали сказку Е.Л. Шварца. Начнем со словарной работы. Объясните значение слов.
ОКЛАДИСТАЯ (борода) — (широкая и густая). КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА — (керосинка с фитилем — лампа, освещающая при помощи керосина).
ХОДИКИ — (небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями).
ПОЛА, ПОЛЫ — (нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например полы пиджака).
Подберите синонимы к словам «хмурый», «сберечь». (Угрюмый, ненастный; сохранить, спасти, сэкономить.)
Подберите антонимы к словам «состариться», «трудиться». (Помолодеть; бездельничать, лениться, лодырничать.)
Что вы узнали о Пете Зубове?
Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на с. 5 учебника.
Прочитайте о том, как Петя встретился с мамой.
Найдите в тексте и прочитайте предложения, которые раскрывают смысл иллюстрации на с. 9.
Прочитайте отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди вокруг трудятся.
Найдите отрывки, в которых рассказывается о том, как Петя искал и находил остальных ребят, превращенных в стариков.
Прочитайте о превращении стариков в ребят.
Одинаково ли было поведение детей?
Почему они смогли победить волшебников?
Как вы относитесь к ребятам?
А как к ним относится автор?
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
«— Хорошо тебе, Женя, фантазируй и пиши, что хочешь. Ты же сказочник!
Что ты, Юра, я пишу жизнь. Сказочник — эго ты»
По воспоминаниям художника И. Игина, этот разговор произошел в 40—50-х гг. XX в. между Евгением Шварцем и Юрием Германом — автором «толстых» романов.
Он действительно писал жизнь. Давайте вернемся к его произведению. Почему оно названо сказкой? Что здесь сказочного? (Примерный ответ. Сказочные герои обычно четко делятся на положительных и отрицательных. И если положительные попадают в беду, то исключительно по вине отрицательных. Не то у Шварца. Отрицательное — трусость, жестокость, вероломство — присутствует в каждом из нас. Вот от этого он и помогает нам избавиться своими произведениями.)
Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?
Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет пословицы и поговорки? Найдите и объясните их смысл. (Все пропало, с. 6. Держать ухо востро, с. 10. Как сквозь землю провалился, с. 13. И в ус не дует, с. 13. Не терять времени даром, с. 14. Терять время понапрасну, с. 8.)
Поделим сказку на части и составим ее план.
(Ученикам дается время на подготовку. Работа в паре.)
Проверим, что у вас получилось.
(Учащиеся говорят, с каких слов начинается и какими заканчивается каждая часть, как они ее озаглавили. Части полностью не читают.)
часть
С начала до слов «И вот однажды пришел Петя Зубов в школу...» (с. 4).
часть
До слов «Отвернулся бедный Петя и пошел куда глаза глядят» (с. 6).
часть
До слов «“Хорошо бы отдохнуть”», — подумал Петя и вдруг увидел, что в стороне, за елками, белеет какой-то домик» (с. 6).
часть
До слов «Подсчитали волшебники время, хотели спрятать счет в стол...» (с. 8).
часть
До слов «Город еще не проснулся» (с. 10).
часть
До слов «Ходит Петя, бродит, а молодых стариков, старых детей, — нет как нет» (с. 11)
часть
До слов «Какие-то школьники ехали в этом же трамвае» (с. 14).
часть
До слов «Тут, к счастью, подошел трамвай к лесу, соскочили наши старики — и в чащу бегом» (с. 14).
часть
От слов «Тут, к счастью, подошел трамвай к лесу, соскочили наши старики — и в чащу бегом» до конца (с. 16).
План сказки
Мальчик Петя Зубов.
Превращение мальчика в худого, высокого, бледного старика.
«Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится?»
В лесном домике.
Опасение волшебников.
Где же они — дети-старики?
Превращенные отыскались.
Вежливые школьники.
Обратное превращение.
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
Подведение итогов урока
Ребята, чему учит эта сказка?
Для читателей, т. е. для нас с вами, автор написал замечательные слова, которые дают уверенность человеку в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова. («Такустроено на свете: от любого несчастья может спастись человек».)
Автор хотел нам сказать, что очень многое зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации найдется.
Домашнее задание
Подготовить пересказ сказки. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку