Этапы урока открытия новых знаний | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | Создание положительной мотивации на урок - Здравствуйте, ребята! Напоминаю, что меня зовут Елена Петровна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Проверьте всё ли у вас готово к уроку. - Садитесь. Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пожелайте успехов глазами И вперед, за новыми знаниями! - Вспомните, в каком разделе мы сейчас работаем? - Верно! Знания, полученные, в процессе изучения данного раздела, помогут нам в изучении нового материала. | Доброжелательный настрой на урок - Мы работаем в разделе «Устное народное творчество». | Личностные: личностное, самоопределение; установление. |
Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение | Организация проверки по выяснению степени усвоения заданного учебного материала. - Какое задание вам нужно было выполнить дома? - Кто готов выступить первым? Первый обучающийся вызывается по желанию, остальные – по списку. - Чей пересказ вам понравился больше всего? Почему? | Воспроизведение ЗУН, самоконтроль, самоанализ. - Дома нам нужно было подготовиться к пересказу сказки «У страха глаза велики». Пересказывают по плану: Высказывают своё мнение. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: личностное, самоопределение; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Задача: определение направления работы с текстом на уроке | Определяется степень освоения ранее изученных способов действия - Вспомните, что такое народное творчество? - К каким жанрам относились эти произведения? - Что такое сказка? - Обратите внимание на карточку, лежащую у вас на партах. Положите карточку перед собой. Вам нужно из предложенных характеристик подчеркнуть те, которые относятся именно к народным сказкам. Задание следует выполнять в парах. Вспомните правила парной работы. На карточках: -один автор; -автором является народ; -события происходили на самом деле; -фантастическое, необычное событие; -часто в сказках героями являются животные; -сказки учат злу, глупости, обману; -сказки учат доброте, честности, находчивости. - Кто готов перечислить характеристики народной сказки? - Что ещё интересного вы заметили, работая со сказками? - Для чего нам нужны сказки? - Всё верно! А для того, чтобы узнать с какой сказкой мы будем работать сегодня, вам необходимо отгадать две загадки. Рыжая плутовка Обманывает ловко. Её боится мышка И зайка – шалунишка. Хоть сама в лесу живёт, Из деревни кур крадёт. - Ребята, поняли ли вы кто это? - Верно. Слушайте следующую загадку. Чёрно-белая окраска, Над глазами брови красны, Петухами заливаются, «Булькают», играются! - Кто же это? - Как вы думаете, как называется сказка, которую мы сегодня будем изучать? - Проверим наши предположения, открыв учебник на странице 39. - Сегодня мы будем изучать русскую народную сказку «Лиса и тетерев». - Какова же будет цель нашего урока? - Какой план мы составим на урок? | В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением - Народное творчество – это произведения, которые люди сочиняли еще до возникновения письменности, поэтому их передавали из уст в уста. - Загадки, пословицы, поговорки, небылицы, считалки, прибаутки, песни, сказки. - Сказка – это вымышленная история, в которая имеет волшебный сюжет. - Не кричать, слушать друг друга, делать решение сообща и посовещавшись друг с другом, говорить в полголоса - Автором является народ, такие сказки не имеют одного автора. В сказках происходит фантастическое, необычное событие, героями которого зачастую являются животные. Эти сказки учат доброте, честности и находчивости. - Мы заметили, что каждая сказка имеет мораль, каждая из них чему-то учит. - Сказки нужны для того, чтобы мы имели представления о мире, добре и зле, о справедливости. - Это лиса. - Это тетерев. - Сказка, которую мы сегодня будем изучать, называется «Лиса и тетерев». Открывают учебник, читают название. - Целью нашего урока будет: познакомиться с русской народной сказкой «Лиса и тетерев». Озвучивают план урока: 1)подумать о чём может быть данная сказка; 2)познакомиться с русской народной сказкой «Лиса и тетерев»; 3)поработать с текстом произведения; 4)выполнить творческую работу. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: анализ и синтез информации; определение закономерностей деятельности; формулирование выводов. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. Личностные: личностное, самоопределение; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста | Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие. - Ещё раз прочитайте название сказки. Что мы можем сказать о данном произведении по его названию? - Можем ли мы предположить каков сюжет сказки? - Рассмотрим иллюстрацию, представленную в учебнике. Что на ней изображено? - Что делает лиса? - Посмотрите внимательно на мордочку лисы. Что интересного можно заметить? - О чём это может говорить? - Что делает тетерев? - Что интересного можно заметить в тетереве? - Какими можно представить героев этой сказки? - Что вы испытываете, смотря на иллюстрацию? Что бы чувствовали вы, если бы были на месте тетерева? - Сейчас я прочитаю вам данную сказку, а внимательно следите. Итак, поставьте пальчик на начало первой строки. Чтение произведения. | Воспринимают произведение. - Прочитав название, мы можем сказать, что это сказка о хитрой лисе и тетереве. - Да, можем. Скорее всего лиса съест тетерева. - На иллюстрации изображены лисица и тетерев. - Лиса подкрадывается к тетереву. - Можно заметить, что лиса высунула язык. - Это может говорить, о том, что она облизывается, о том, что она голодна. - Тетерев сидит на ветке сломанного дерева. - Тетерев как будто смотрит на лису, может быть он даже разговаривает с ней. - Лиса – хитрая, злая и скорее всего голодная, она напряжена, ходит вокруг тетерева, ждёт момента, когда сможет его достать. Тетерев – кажется мудрым и рассудительным, скорее всего он понимает, что лиса хочет съесть его и не торопится спускаться на землю. - Мы испытываем тревожность за тетерева, страх за то, что лиса прыгнет на него и съест, жалость к лисе, потому что она голодная и к тетереву, потому что он не может слезть с ветки, потому что на земле его караулит лиса. Мы бы чувствовали страх. | Предметные результаты: воспринимать на слух данный вид текста; проявлять интерес к чтению произведения на основе иллюстрации. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: контроль собственных действий. Личностные: личностное, самоопределение; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного | Организация работы по выявлению первичного восприятия - Оправдались ли наши предположения о содержании произведения? - Понравилось ли вам данное произведение? - Какой из героев понравился вам больше всего? - Кто из героев вам ближе всего? | Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия произведения - Наши предположения о содержании произведения почти оправдались. Мы правильно сказали, что тетерев и лиса разговаривали и что лиса действительно была хитрой и голодной. Ответы детей. - Понравилась лиса, потому что она остроумна, смогла сориентироваться и быстро придумать новый закон. Понравился тетерев, потому что он осторожный. Ответы детей. | Предметные результаты: воспринимать на слух данный вид текста; проявлять интерес к чтению произведения на основе иллюстрации; отвечать на вопросы по содержанию. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. |
Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся; уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию; углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения | Организует работу по восприятию и анализу произведения в единстве формы и содержания Направляет работу над произведением с целью формирования навыка чтения, литературного развития обучающихся. - Сейчас, я предлагаю перечитать сказку по цепочке, начиная с первого ряда. Каждый читает по одному предложению. - Что решила сделать лисица, чтобы тетерев слез с ветки? - Найдите подтверждение в тексте. - Что нам говорят эти слова? - Что на это отвечает тетерев? - Тогда что мы можем сказать о тетереве? - Как приветствовали тетерев и лиса друг друга? - Что произошло потом? - Что можно сказать об её поступке? - Что лиса попыталась сделать после того, как тетерев не согласился опуститься на траву? - Какую хитрость ещё придумала лиса? - Как вы думаете, тетерев поверил лисе? - Как тетерев сумел прогнать лису? - Найдите подтверждение этому в тексте. - Как лиса отреагировала на слова тетерева? - Что значит «навострила уши»? - Почему же лиса собралась убегать? - Чему же учит данная сказка? - Какой фразеологизм можно подобрать к данному произведению? - Что означает данное выражение? | Самостоятельно читают текст по частям, отрабатывают навык чтения, производят анализ в единстве формы и содержания. Чтение по цепочке. - Лиса решила задобрить тетерева ласковыми словами. Зачитывают: -Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать. - Лиса говорит одно, а считает по-другому. Она называет тетерева другом, хотя сама хочет съесть его. - Тетерев благодарит лису за добрые слова. - Тетерев проявил вежливость, не смотря, на то, что понимал, что лиса опасна для него. - Тетерев и лиса приветствовали друг друга тепло, дружественно. - Лиса схитрила и сказала, что не слышит тетерева. - Лиса плохо поступила, она обманула тетерева. Ведь потом она хорошо расслышала что сказал тетерев. - Лиса разочаровалась и попыталась втереться в доверие и усыпить бдительность тетерева, дала ему понять, что её бояться не надо. - Лиса сказала, что есть новый закон, по которому звери должны дружить. - Нет, тетерев не стал ей верить, потому что он знал, что лучше лису не слушать. - Тетерев сказал, что бегут собаки и лиса, испугавшись убежала. Зачитывают: -Вот это хорошо, - сказал тетерев, - а то вот собаки бегут, кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего. - Лиса навострила уши и хотела убежать. - Это значит прислушалась, напряглась. - Потому что она обманула тетерева про закон, поэтому и убежала от собак. - Данная сказка учит нас не верить всему тому, что говорят. - К данному произведению можно подобрать такой фразеологизм: на языке медок, а на уме ледок. - Данное выражение означает, что слова кого-либо могут быть хорошими, добрыми, ласковыми, а думать он может о плохом, может что-то замышлять. | Предметные результаты: отвечать на вопросы по содержанию; читать текст, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: контроль собственных действий. |
| Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме. - Скажите, с какой интонацией мы будем читать слова лисы в начале? - А с какой будем читать в конце? - Как прочитаем слова тетерева? - Итак, кто готов выразительно прочитать сказку? - Чьё прочтение вам понравилось больше всего? Почему? | Синтез. - С ласковой и хитрой в начале сказки. - В конце сказки будем читать слова лисы испуганно, тревожно. - В начале слова тетерева будем читать спокойно, показывая его вежливость. Затем, когда тетерев стал говорить про собак, будем читать с хитрой интонацией, а после этого с усмешкой. Выразительное чтение. Ответы детей. | Предметные результаты: отвечать на вопросы по содержанию; читать текст, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: контроль собственных действий. |
Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся. - Что нового мы сегодня узнали? - Что интересного было сегодня на уроке? - На карточках, которые лежат у каждого из вас, отметьте ваше настроение, ниже отметьте то как вы сегодня работали. Солнышко – был активен, постоянно отвечал, часто тянул руку. Солнышко и облако – старался отвечать всегда, поддерживал беседу с учителем, ответственно выполнял задания. Облако – редко отвечал, но много думал о заданном вопросе, хорошо понял суть произведения, готов активнее работать на следующем уроке. На карточках: | Помогают учителю подвести итоги. Рефлексия. - Мы узнали, что нельзя верить всему тому, что говорят. - Было интересно выразительно читать; работать с героями сказки. Отмечают настроение. | Предметные результаты: отвечать на вопросы по содержанию текста. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: контроль собственных действий. |
Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания | Проведение инструктажа. - Открываем дневники, записываем домашнее задание. Дома вам необходимо составить план сказки «Лиса и тетерев» и по этому плану подготовить пересказ данной сказки. | Осмысление домашнего задания. Записывают домашнее задание. | Регулятивные УУД: контроль собственных действий. |