СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень хорошая разработка!

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему: «Русская народная сказка «Лиса и тетерев»»










Конспект урока по литературному чтению

на тему: «Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

УМК «Школа России», 2 класс

Выполнила: Васина Елена Петровна










Екатеринбург

2022 год

Тема: «Русская народная сказка «Лиса и тетерев»».

Перспективная цель: сформировать представление об устном народном творчестве и её роли в жизни каждого обучающегося на примере художественных произведений в разделе: «Устное народное творчество» в процессе смены видов учебной деятельности.

Актуальная цель: сформировать умения анализировать произведения на примере русской народной сказки «Лиса и тетерев» в процессе смены видов учебной деятельности.

Задачи:

Дидактическая: анализировать характеры лисы и тетерева, формулировать мораль в соответствии с проведённой беседой в процессе анализа русской народной сказки «Лиса и тетерев».

Развивающая: развивать словесно-логическое мышление в ходе беседы с учителем о характере героев сказки «Лиса и тетерев».

Воспитательная: воспитывать чувство сопереживания героям сказки через принятие на себя роли героев.

Предметные результаты: воспринимать на слух данный вид текста; проявлять интерес к чтению произведения на основе иллюстрации; отвечать на вопросы по содержанию; читать текст, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; анализ и синтез информации; определение закономерностей деятельности; формулирование выводов

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль собственных действий.

Личностные: личностное, самоопределение; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: урок-беседа.

Принципы: наглядности, системности, доступности, психологической комфортности.

Методы, приемы: беседа, работа с учебником.

Литература: учебник по литературному чтению 2 класс 1 часть УМК «Школа России» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина).

Технологическая карта

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

    1. Мотивационный этап

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

Создание положительной мотивации на урок

- Здравствуйте, ребята! Напоминаю, что меня зовут Елена Петровна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Проверьте всё ли у вас готово к уроку.

- Садитесь.

Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!

- Вспомните, в каком разделе мы сейчас работаем?

- Верно! Знания, полученные, в процессе изучения данного раздела, помогут нам в изучении нового материала.

Доброжелательный настрой на урок












- Мы работаем в разделе «Устное народное творчество».

Личностные: личностное, самоопределение; установление.

    1. Проверка домашнего задания

Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение

Организация проверки по выяснению степени усвоения заданного учебного материала.

- Какое задание вам нужно было выполнить дома?

- Кто готов выступить первым?

Первый обучающийся вызывается по желанию, остальные – по списку.




- Чей пересказ вам понравился больше всего? Почему?

Воспроизведение ЗУН, самоконтроль, самоанализ.

- Дома нам нужно было подготовиться к пересказу сказки «У страха глаза велики».

Пересказывают по плану:

Высказывают своё мнение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: личностное, самоопределение; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

    1. Актуализация знаний и целеполагание

Задача: определение направления работы с текстом на уроке

Определяется степень освоения ранее изученных способов действия


- Вспомните, что такое народное творчество?




- К каким жанрам относились эти произведения?


- Что такое сказка?


- Обратите внимание на карточку, лежащую у вас на партах. Положите карточку перед собой.

Вам нужно из предложенных характеристик подчеркнуть те, которые относятся именно к народным сказкам. Задание следует выполнять в парах. Вспомните правила парной работы.

На карточках:

-один автор;

-автором является народ;

-события происходили на самом деле;

-фантастическое, необычное событие;

-часто в сказках героями являются животные;

-сказки учат злу, глупости, обману;

-сказки учат доброте, честности, находчивости.

- Кто готов перечислить характеристики народной сказки?





- Что ещё интересного вы заметили, работая со сказками?

- Для чего нам нужны сказки? 



- Всё верно! А для того, чтобы узнать с какой сказкой мы будем работать сегодня, вам необходимо отгадать две загадки.

Рыжая плутовка 
Обманывает ловко.
Её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт. 

- Ребята, поняли ли вы кто это?

- Верно. Слушайте следующую загадку.

Чёрно-белая окраска,

Над глазами брови красны,

Петухами заливаются,

«Булькают», играются!

- Кто же это?

- Как вы думаете, как называется сказка, которую мы сегодня будем изучать?

- Проверим наши предположения, открыв учебник на странице 39.

- Сегодня мы будем изучать русскую народную сказку «Лиса и тетерев».

- Какова же будет цель нашего урока?



- Какой план мы составим на урок?






В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением

- Народное творчество – это произведения, которые люди сочиняли еще до возникновения письменности, поэтому их передавали из уст в уста.

- Загадки, пословицы, поговорки, небылицы, считалки, прибаутки, песни, сказки.

- Сказка – это вымышленная история, в которая имеет волшебный сюжет.

- Не кричать, слушать друг друга, делать решение сообща и посовещавшись друг с другом, говорить в полголоса














- Автором является народ, такие сказки не имеют одного автора. В сказках происходит фантастическое, необычное событие, героями которого зачастую являются животные. Эти сказки учат доброте, честности и находчивости.

- Мы заметили, что каждая сказка имеет мораль, каждая из них чему-то учит.

- Сказки нужны для того, чтобы мы имели представления о мире, добре и зле, о справедливости.










- Это лиса.





- Это тетерев.


- Сказка, которую мы сегодня будем изучать, называется «Лиса и тетерев».

Открывают учебник, читают название.


- Целью нашего урока будет: познакомиться с русской народной сказкой «Лиса и тетерев».

Озвучивают план урока:

1)подумать о чём может быть данная сказка;

2)познакомиться с русской народной сказкой «Лиса и тетерев»;

3)поработать с текстом произведения;

4)выполнить творческую работу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: анализ и синтез информации; определение закономерностей деятельности; формулирование выводов.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Личностные: личностное, самоопределение; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.


    1. Открытие нового знания

Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста

Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие.

- Ещё раз прочитайте название сказки. Что мы можем сказать о данном произведении по его названию?

- Можем ли мы предположить каков сюжет сказки?

- Рассмотрим иллюстрацию, представленную в учебнике. Что на ней изображено?

- Что делает лиса?

- Посмотрите внимательно на мордочку лисы. Что интересного можно заметить?

- О чём это может говорить?


- Что делает тетерев?


- Что интересного можно заметить в тетереве?


- Какими можно представить героев этой сказки?






- Что вы испытываете, смотря на иллюстрацию? Что бы чувствовали вы, если бы были на месте тетерева?




- Сейчас я прочитаю вам данную сказку, а внимательно следите. Итак, поставьте пальчик на начало первой строки.

Чтение произведения.

Воспринимают произведение.


- Прочитав название, мы можем сказать, что это сказка о хитрой лисе и тетереве.


- Да, можем. Скорее всего лиса съест тетерева.

- На иллюстрации изображены лисица и тетерев.







- Лиса подкрадывается к тетереву.

- Можно заметить, что лиса высунула язык.

- Это может говорить, о том, что она облизывается, о том, что она голодна.

- Тетерев сидит на ветке сломанного дерева.

- Тетерев как будто смотрит на лису, может быть он даже разговаривает с ней.

- Лиса – хитрая, злая и скорее всего голодная, она напряжена, ходит вокруг тетерева, ждёт момента, когда сможет его достать. Тетерев – кажется мудрым и рассудительным, скорее всего он понимает, что лиса хочет съесть его и не торопится спускаться на землю.

- Мы испытываем тревожность за тетерева, страх за то, что лиса прыгнет на него и съест, жалость к лисе, потому что она голодная и к тетереву, потому что он не может слезть с ветки, потому что на земле его караулит лиса. Мы бы чувствовали страх.


Предметные результаты: воспринимать на слух данный вид текста; проявлять интерес к чтению произведения на основе иллюстрации.

Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: контроль собственных действий.

Личностные: личностное, самоопределение; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.


    1. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.

Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного


Организация работы по выявлению первичного восприятия


- Оправдались ли наши предположения о содержании произведения?




- Понравилось ли вам данное произведение?

- Какой из героев понравился вам больше всего?




- Кто из героев вам ближе всего?

Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия произведения

- Наши предположения о содержании произведения почти оправдались. Мы правильно сказали, что тетерев и лиса разговаривали и что лиса действительно была хитрой и голодной.

Ответы детей.

- Понравилась лиса, потому что она остроумна, смогла сориентироваться и быстро придумать новый закон. Понравился тетерев, потому что он осторожный.

Ответы детей.

Предметные результаты: воспринимать на слух данный вид текста; проявлять интерес к чтению произведения на основе иллюстрации; отвечать на вопросы по содержанию.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

    1. Закрепление и систематизация знаний

Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся; уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию; углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения

Организует работу по восприятию и анализу произведения в единстве формы и содержания

Направляет работу над произведением с целью формирования навыка чтения, литературного развития обучающихся.

- Сейчас, я предлагаю перечитать сказку по цепочке, начиная с первого ряда. Каждый читает по одному предложению.

- Что решила сделать лисица, чтобы тетерев слез с ветки?

- Найдите подтверждение в тексте.




- Что нам говорят эти слова?



- Что на это отвечает тетерев?


- Тогда что мы можем сказать о тетереве?



- Как приветствовали тетерев и лиса друг друга?

- Что произошло потом?


- Что можно сказать об её поступке?



- Что лиса попыталась сделать после того, как тетерев не согласился опуститься на траву?



- Какую хитрость ещё придумала лиса?


- Как вы думаете, тетерев поверил лисе?


- Как тетерев сумел прогнать лису?


- Найдите подтверждение этому в тексте.




- Как лиса отреагировала на слова тетерева?

- Что значит «навострила уши»?

- Почему же лиса собралась убегать?


- Чему же учит данная сказка?


- Какой фразеологизм можно подобрать к данному произведению?


- Что означает данное выражение?

Самостоятельно читают текст по частям, отрабатывают навык чтения, производят анализ в единстве формы и содержания.



Чтение по цепочке.



- Лиса решила задобрить тетерева ласковыми словами.

Зачитывают: -Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

- Лиса говорит одно, а считает по-другому. Она называет тетерева другом, хотя сама хочет съесть его.

- Тетерев благодарит лису за добрые слова.

- Тетерев проявил вежливость, не смотря, на то, что понимал, что лиса опасна для него.

- Тетерев и лиса приветствовали друг друга тепло, дружественно.

- Лиса схитрила и сказала, что не слышит тетерева.

- Лиса плохо поступила, она обманула тетерева. Ведь потом она хорошо расслышала что сказал тетерев.

- Лиса разочаровалась и попыталась втереться в доверие и усыпить бдительность тетерева, дала ему понять, что её бояться не надо.

- Лиса сказала, что есть новый закон, по которому звери должны дружить.

- Нет, тетерев не стал ей верить, потому что он знал, что лучше лису не слушать.

- Тетерев сказал, что бегут собаки и лиса, испугавшись убежала.

Зачитывают: -Вот это хорошо, - сказал тетерев, - а то вот собаки бегут, кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

- Лиса навострила уши и хотела убежать.

- Это значит прислушалась, напряглась.

- Потому что она обманула тетерева про закон, поэтому и убежала от собак.

- Данная сказка учит нас не верить всему тому, что говорят.

- К данному произведению можно подобрать такой фразеологизм: на языке медок, а на уме ледок.

- Данное выражение означает, что слова кого-либо могут быть хорошими, добрыми, ласковыми, а думать он может о плохом, может что-то замышлять.

Предметные результаты: отвечать на вопросы по содержанию; читать текст, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения.

Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: контроль собственных действий.


    1. Самостоятельная работа и проверка по эталону

Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме.

- Скажите, с какой интонацией мы будем читать слова лисы в начале?

- А с какой будем читать в конце?


- Как прочитаем слова тетерева?





- Итак, кто готов выразительно прочитать сказку?

- Чьё прочтение вам понравилось больше всего? Почему?

Синтез.



- С ласковой и хитрой в начале сказки.


- В конце сказки будем читать слова лисы испуганно, тревожно.

- В начале слова тетерева будем читать спокойно, показывая его вежливость. Затем, когда тетерев стал говорить про собак, будем читать с хитрой интонацией, а после этого с усмешкой.

Выразительное чтение.


Ответы детей.

Предметные результаты: отвечать на вопросы по содержанию; читать текст, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: контроль собственных действий.

    1. Рефлексия

Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся.

- Что нового мы сегодня узнали?


- Что интересного было сегодня на уроке?


- На карточках, которые лежат у каждого из вас, отметьте ваше настроение, ниже отметьте то как вы сегодня работали. Солнышко – был активен, постоянно отвечал, часто тянул руку. Солнышко и облако – старался отвечать всегда, поддерживал беседу с учителем, ответственно выполнял задания. Облако – редко отвечал, но много думал о заданном вопросе, хорошо понял суть произведения, готов активнее работать на следующем уроке.

На карточках:

Помогают учителю подвести итоги.

Рефлексия.

- Мы узнали, что нельзя верить всему тому, что говорят.

- Было интересно выразительно читать; работать с героями сказки.

Отмечают настроение.

Предметные результаты: отвечать на вопросы по содержанию текста.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: контроль собственных действий.

    1. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

Проведение инструктажа.

- Открываем дневники, записываем домашнее задание. Дома вам необходимо составить план сказки «Лиса и тетерев» и по этому плану подготовить пересказ данной сказки.

Осмысление домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД: контроль собственных действий.