№ урока 49 Дата 29.03
Класс__3Б Предмет: литературное чтение
Учитель:Халилова Э.Н
Тема:ВЛАДИМИР ЛЕОНИДОВИЧ ДУРОВ. «НАША ЖУЧКА»
Цели: продолжить чтение произведений «о братьях наших меньших»; расширять кругозор учащихся, прививать любовь к животным, учить доброму отношению к ним, учить оценивать свои поступки, отвечать за них; работать над развитием мышления, речи учащихся.
Тип урока: онз
Задачи урока:
Образовательная: научить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.
Развивающая: развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.
Воспитывающая: прививать любовь к природе и интерес к чтению, воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи, воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.
Форма организации урока: фронтальная ,индивидуальная
Методы обучения: словесный, наглядный.
Планируемые результаты:Предметные УУД:ученик узнает содержание произведения; ученик научиться читать и воспринимать произведение на слух, определять жанр произведения, видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая слова-определения его поступков и характера; ученик получит возможность научиться проецировать поступки героев на личные опыт.
Личностные УУД: прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных; использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; Осуществлять итоговый контроль.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;извлекать информацию, представленную в разных формах; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев
Оборудование: тетрадь, Учебника: Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2ч [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, и др.] -3-е изд.- М.: Просвещение, 2014- (Школа Росси)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Дома вы еще раз прочитали «Про обезьянку» Б. С. Житкова. Какая же обезьянка вышла на ваших рисунках?
Учащиеся по очереди выходят к доске, показывая выполненный ими рисунок, остальные дети находят в тексте рассказа и зачитывают отрывок, к которому сделан рисунок. Далее учитель спрашивает детей о том, кому понравился тот же самый отрывок, и просит учащихся показать их рисунки. Рисунки постепенно вывешиваются на доску.
– Как вы думаете, что будет с Яшкой дальше?
– Можно ли заводить таких животных и держать их дома?
– Что бы вы посоветовали мальчикам из рассказа Б. С. Житкова «Про обезьянку», если бы учились с ними вместе?
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.
– Действительно, такие экзотические животные, как обезьянки, не могут жить с нами в обычных квартирах. И если уж их вывезли из родных мест, где им было привольно и свободно, то лучше, чтобы они жили в зоопарке или зоосаду, чтобы ими занимались люди, которые хорошо знают повадки этих животных, умеют их воспитывать, – дрессировщики.
– Рассказ одного из таких людей – дрессировщика Владимира Леонидовича Дурова – мы с вами сегодня и прочтем.
– Владимир Леонидович Дуров – не обычный дрессировщик. Он – заслуженный артист России. А впервые он выступил в цирке почти 120 лет назад, в 1885 году, было это в Астрахани. Что удивительно, Дуров выступал не только как дрессировщик, но и как клоун. Владимир Леонидович разработал систему дрессировки, которая основывалась на добром отношении к животным, на изучении их природных инстинктов.
– А вот как родилась эта идея, мы узнаем, прочитав рассказ В. Л. Дурова «Наша Жучка».
Учитель читает рассказ.
После чтения рассказа учителю следует выдержать паузу, чтобы дети смогли прочувствовать всю глубину произведения.
– Как вы считаете, правы ли были ребята, спасая одну Жучку за счет жизни другой? (Нет, ведь другая Жучка ни в чем не была виновата и не могла отвечать за действия «дядьки», которого действительно следовало проучить, но другим способом.)
– Почему никто не хотел быть палачом? (Это очень трудно – поднять руку на беззащитное животное, тем более убить его, а мальчики любили животных, но не знали как помочь их Жучке; поэтому решение принять было нетрудно, а вот выполнить его – намного труднее.)
– Что повлияло на решение Володи стать дрессировщиком? (Ему выпал жребий убить «дядькину» Жучку; ему было трудно это сделать, но он попытался выполнить решение «суда», а потом всю ночь не спал и ему мерещилась Жучка. Какова же была его радость, когда наутро он увидел живую Жучку, Жучку, которая не помнила зла, а еще и ласкалась к нему.)
– Прочитайте, как об этом говорит сам дрессировщик.
2. Чтение предпоследнего и последнего абзацев, со слов: «Как же так? Я ее вешал, а она не помнит зла и еще ласкается ко
мне!..»
IV. Итог урока.
– Какие чувства вызвал у вас урок?
– Чему научил вас?
Домашнее задание.
– Владимир Леонидович Дуров – один из многочисленной семьи дрессировщиков Дуровых. Возьмите в библиотеке и принесите на следующий урок одну из книг Дуровых.
Урок 63
ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ. «КАПАЛУХА»
Цели: начать знакомить учащихся с творчеством В. П. Астафьева; развивать познавательный интерес, учить правильному поведению в природе, бережному отношению к животным и птицам; развивать наблюдательность, речь учеников.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Книги, принесенные детьми, выставляются на книжную выставку.
– Вы принесли сегодня на урок книги о животных, написанные дрессировщиками Дуровыми. А что вы знаете об этой семье?
– Более 100 лет радуют своими выступлениями дрессированные животные под руководством дрессировщиков Дуровых. Первым на арену вышел младший брат Владимира Леонидовича – Анатолий Дуров. В ту пору ему было 14 лет, он работал в цирках многих городов России, а выступал он с дрессированными животными в роли клоуна.
Традицию дедов продолжили внуки: Владимир Георгиевич (внук Анатолия Дурова), народный артист России, и Юрий Владимирович (внук Владимира Дурова), которые выступали как дрессировщики животных и птиц и как клоуны. Они продолжали традиции своих дедов, развивали принципы школы В. Л. Дурова.
По стопам отца пошла и Наталья Юрьевна Дурова, о ней и ее методах дрессировки мы можем узнать из ее книги «Большой театр», «Малышка».
Рассматривание книги; дети, которые принесли эту книгу на урок, рассказывают о том, что они узнали из нее.
– Чьи еще книги стоят на нашей выставке?
Учащиеся рассматривают книги, называют их авторов.
– Какой цирковой номер, описанный в книгах, показался вам самым забавным?
– О каких печальных, тяжелых случаях из жизни животных
вы прочитали?
– Каким вы представляете себе настоящего дрессировщика животных, прочитав книги цирковых артистов Дуровых?
– Каких других дрессировщиков вы знаете?
– Какими людьми они вам кажутся?
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Завершают тему «Люби живое» рассказы Виктора Астафьева. Рассказ, который мы прочитаем сегодня, называется «Капалуха».
– Известно ли вам, кто это – капалуха? Прочитав рассказ В. Астафьева, вы сможете ответить на этот вопрос.
Учитель и учащиеся читают рассказ В. П. Астафьева «Капалуха».
– Кто же такая капалуха? (Глухарка.)
– Какой вы представляете себе эту птицу? (Заботливой, самоотверженной матерью, очень смелой.)
– Подтвердите ваше мнение словами из рассказа.
Чтение со слов: «Капалуха металась в стороне…» до слов: «А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом…» и чтение последнего абзаца.
– Чему вас научил этот рассказ? (Ни в коем случае нельзя трогать яйца птиц, забирать их из гнезда.)
IV. Итог урока.
– Что вас поразило, удивило?
– Какие открытия сделали?
– Что больше всего понравилось?
– О чем бы еще хотели узнать, прочитать?
Домашнее задание.
– Взять в библиотеке и прочитать еще один рассказ В. П. Астафьева с загадочным названием «Пищуженец».