Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему: "Произведения Виктора Хмельницкого".»
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема: «Произведения Виктора Хмельницкого»
Цель:
–формировать умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения;
–развивать умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия;
УУД:
Личностные:
1.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
2.Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Регулятивные:
1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2.Следовать режиму организации учебной деятельности.
3.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4.Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5.Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6.Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7.Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
8.Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные:
1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; определять круг своего незнания.
2.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
3.Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
4.Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
5.Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные:
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4.Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Мотивация к учебной деятельности Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Алекс еевна. | Эмоциональный настрой к познавательной деятельности. |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Наш урок, я хочу начать с фразы Габриэля Маркеса: «Нас окружают необыкновенные, фантастические вещи» Согласны вы с ней? |
Да/Нет |
3. Выявление места и причины затруднения Я хочу пригласить вас на прогулку, а куда мы отправимся, вы должны догадаться сами, отгадав загадку: Ждёт нас в гости друг зеленый, Ждут березки, липы, клены, Травы, птицы и цветы Небывалой красоты. Сосны, ели до небес, Друг зеленый, это… Прежде чем отправиться на лесную прогулку, давайте вспомним название нашего раздела С какими чудесами мы уже встречались на страницах учебника? В конце нашей прогулки мы постараемся ответить на вопрос: «Что необычного мы сумели сегодня увидеть в обычном мире»? Итак, мы заходим в лес | Лес
Самое обыкновенное чудо розовый слон, дружба, щедрость, превращение гусеницы в бабочку |
4.Построение проекта выхода из затруднения. -Но что это? По-моему собирается дождь. -А вы были в лесу во время дождя? А с чего начинается дождь? Но не стоит скорее собираться и бежать домой! Во-первых, вряд ли мы успеем, во-вторых, нам предоставляется уникальный шанс побывать на спектакле, поставленном самой природой. Имя этому спектаклю – дождь в лесу. -Итак, тучи собрались, дождь уже неизбежен, нам надо срочно искать убежище, благо среди растущих вокруг нас деревьев есть, где укрыться! -Дождь уже начал накрапывать. А теперь самое главное – нам остаётся только наблюдать, слушать и впитывать это чудесное явление. -Слушайте звон дождевых капелек по деревьям, кустам и травам, слушайте звенящую тишину леса во время дождя Какое настроение бывает у вас во время дождя? -Как вы думаете, кто в лесу рад дождю, а кто его не любит? | |
5.Реализация построенного проекта. Сейчас мы и узнаем, прочитав необычную сказку-миниатюру Виктора Хмельницкого. - Ребята, а кто знает, что такое миниатюра? Давайте с вами заглянем в словарь и посмотрим значение этого слова МИНИАТЮ́РА - (от итал.) - небольшое прозаическое, стихотворное или драматическое произведение строго законченной формы. Это маленькое произведение, может состоять из 5–6 предложений, но можно больше, можно меньше Термин широко употребляется в живописи и музыке. В сказках Виктора Хмельницкого как будто бы ничего особенного не происходит. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи - листик на дереве, солнечный луч, камешек у моря - в этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам. Со сказками-миниатюрами мы сегодня и познакомимся. Открываем учебники стр. 131 Прочитайте имя, фамилию автора и заглавие. Как вы думаете, о чём мы будем читать? | Предполагают
Виктор Хмельницкий О дожде в лесу |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Рассмотрим иллюстрацию Назовите героев сказки. -Какое у них настроение? Почему? -Как вы догадались? Чтение текста -Почему изменилось настроение у всех обитателей леса? Чтение текста. 1-2 абзацы: -Рады ли бабочка, кузнечик и волк дождю? Найдите и прочитайте, какими словами автор рисует их незавидное положение. -А как же иллюстрация к тексту? Ведь мы предположили совсем другое! 3 абзац: -Как вы понимаете выражение «всё было нипочём»? -Почему крота дождь не волновал? Найдите и прочитайте ответ на этот вопрос. Чтение предложения «Вдруг в лесу появились лягушки!» - Сравните по интонации это предложение с уже прочитанными. - Какое слово в предложении подсказывает читателю, что произойдут изменения? -С кем будут связаны эти изменения? Как вели себя лягушки? Почему у них другое настроение? -Обратите внимание на предложения, которые описывают настроение лягушек. Что это за предложения? -А почему изменилось настроение у всех обитателей леса? -Что значит лягушачье веселье оказалось заразительно? -А почему грустил крот? Открываем рабочие тетради на стр.50 №1 Голубым карандашом разукрасьте настроение до, а красным после. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
очевидно, что-то изменится. Надо читать дальше!
оно восклицательное вдруг с лягушками
быстро передалось другим |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Продолжим нашу прогулку. Какие звуки мы слышим в лесу? Ребята, а кто знает, что это за птица пела? И об этой удивительной птице мы сейчас прочитаем в сказке-миниатюре «Соловей и бабочка». Для кого же пел соловей? Прочитайте последнее выражение. Почему ночные бабочки появились с тех пор? Назовите действующие лица сказки |
поёт соловей
предполагают соловей, бабочка, автор |
8.Включение в систему знаний и повторение Какие звуки наполняют сказку «Дождь в лесу»? а миниатюру «Соловей и бабочка»? Сейчас я вам раздам карточки, здесь вы должны правильно указать героев, прочитанных нами сказок-миниатюр Так что же необычного мы сумели сегодня увидеть в обычном мире? |
|
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке На этом наша познавательная прогулка по лесу подходит к концу. C остальными сказками-миниатюрами вы познакомитесь на следующем уроке. С каким автором мы сегодня познакомились? Как же называются его произведения? Ваше домашнее задание выучить наизусть одну из прочитанных нами сказок |
Виктор Хмельницкий Сказки-миниатюры |