Речевая разминка Что ж ты, еж, такой колючий? Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи! Б. Заходер - Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп. - Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп. - Прочитайте выразительно. - С творчеством какого писателя вы сегодня познакомитесь, узнаете, если разгадаете ребус, который принесла сорока.  - Сегодня мы познакомимся с творчеством Е. И. Чарушина. В классе есть выставка книг этого писателя, её можно просмотреть на перемене. - Вам знаком этот писатель? - Какие его произведения вы знаете? - О его биографии нам расскажут: Сердюк Елена и Мельник Виктория Биография Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) - замечательный художник и писатель. Он родился на Урале, в семье архитектора. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Отец дал мальчику первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу. Мальчик очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлики. На день рождения отец сыну дарил книги о природе. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым учёным и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал карандаш или кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях. После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушину предложили рисовать рисунки к книгам В. В. Бианки. Так же он рисовал рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка. Ему одинаково хорошо удавалось и рисовать, и писать. В 1930 г. вышел его первый рассказ. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей. Е. Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно». С детства природа обогащала Е. Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным мастерством владел он словом, карандашом и кистью.
- Почему Е.Чарушин стал писать о природе? Кто герой нашего произведения, вы узнаете, когда отгадаете загадку. Сам он круглый, а не мяч, Рта не видно, а кусач, Голой ручкой не возьмешь, А зовется это ... (еж) - Ну, а теперь нужно узнать, в каком произведении живет наш герой. Л.Н. Толстой | “Филипок” | М.М. Пришвин | “Страшный рассказ” | И.Пивоварова | “Ребята и утята” | Е.И. Чарушин | “Жила-была собака...” | | | | | - Обозначьте произведения и авторов, ранее нами изученные. - Какое произведение мы не изучали? - Значит, тема нашего урока будет... («Страшный рассказ» Евгений Иванович Чарушин) - Давайте откроем название рассказа на доске. - Было ли вам когда-нибудь страшно? Приём «Мозговой штурм» Прочитайте слова (на доске) вслух Остались одни, стемнело, как вдруг, прижались друг к другу, тихо-тихо, всё рассказали, пробежит в угол, смотрят – да это. - Попробуйте предположить, о чем будет рассказ. Верны ли ваши предположения, мы узнаем после его прочтения. |