Тема: Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».
Педагогические цели: обобщить знания учащихся по разделу; развивать память, внимание, мышление, речь, учить связно, излагать свои мысли.
Планируемые результаты
Предметные: умение читать текст осознанно с правильной интонацией, анализировать поведение героев, находить фрагменты текста для ответа.
Личностные: умение оценивать поступки героев по отношению к окружающему миру, доброжелательно и бережно относиться к «братьям нашим меньшим».
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора, извлекать необходимую информацию.
Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в соответствии с установкой учителя, адекватно воспринимать оценки учителя и одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.
Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение, понимать мысли других, работать в паре и группе: слушать и слышать, договариваться, выполнять роли и представлять работу своей группы.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с отрывками произведений; изображения животных, портреты писателей, детские рисунки, выставка книг о животных.
Ход урока
I.Организационный момент
II/ Актуализация знаний и постановка цели и задач урока.
-Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно найти потерявшееся слово. Читать можно только по горизонтали.
Ажуишувлог
Авшлиармер
Одживотные
Рклоовеулев
-Кто нашёл слово? Где находится это слово?
(на 3-ей строчке. Это слово животные)
-Верно, тема сегодняшнего урока- «Животные».
-Как назвал Н.Сладков в своём рассказе «Они и мы» животных?
(«Братья наши меньшие»)
-Почему же он их так назвал?
( выборочное чтение )
-Кто же это наши братья меньшие?
-Где они живут?
-Что нас с ними связывает?
- Мы с вами заканчиваем изучение раздела «О братьях наших меньших». Сегодня на уроке мы должны вспомнить все произведения , которые изучили . А какие писатели рассказали нам о них? (слайд)
Михаил Михайлович Пришвин
Виталий Валентинович Бианки
Евгений Иванович Чарушин
Борис Степанович Житков
Николай Иванович Сладков
Валентин Дмитриевич Берестов
А игры помогут нам в этом.
III/ Лингвистический этап
Артикуляция звука.
–У кого есть щенок? Как он рычит?
( Р-р-р)
-Как шипит змея?
(Ш-ш-ш)
-А как фыркает ёжик?
(Ф-ф-ф)
Чистоговорка.
Ка- ка- ка- на дворе собака.
Ух- ух- ух- в курятнике петух.
Ва- ва- ва- на лугу корова.
Са- са- СА- по лесу идёт лиса.
Игра «Тренируем эмоции»
-Нахмурьтесь, как рассерженный человек.
-Улыбнитесь, как хитрая лиса.
-Испугайтесь, как заяц, увидевший волка.
-Устаньте, как муравей , притащивший большую муху.
Отдохните, как ребёнок, который много потрудился, но помог маме.
Беседа
-Как вы думаете, ребята, у животных, как и у человека, может меняться настроение?
-Приведите примеры.
(Собака виляет хвостом- у неё хорошее настроение. Собакагромко лает- плохое настроение.)
-Перед вами два рисунка. На одном рисунке изображён грустный щенок, а на другом – весёлый.
- Почему щенок грустный? Ваши версии.
(Потерял кость. Поранил лапу. Обидел хозяин.)
-Что его обрадовало?
(Дали большую кость. Похвалил хозяин. Догнал кошку, которая дразнила собак.)
IV. Работа по теме урока
1.Игра «Отгадайте название»
- По опорным словам отгадайте название рассказа.
Скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь. («Музыкант».)
Старик, мыши, клевер, корова. («Сова».)
Дача, мальчики, ежик. («Страшный рассказ».)
Утята, стрекоза, Алеша. («Храбрый утенок».)
Утка, мальчики, утята. («Ребята и утята».)
2.Кроссворд по рассказам

1.Она не давала утятам есть. (Стрекоза.)
2.Кто обижал утят? (Ребята.)
3.У нее уши торчком, нос крючком. (Сова.)
4.На него рассердилась Сова. (Старик.)
5.Как автор назвал медведя, который играл на щепке? (Музыкант.)
6.Как звали храброго утенка? (Алеша.)
7.Что разоряли мыши на лугу? (Гнезда.)
-Что объединяет всех этих героев? (Это герои рассказов о животных.)
-Какое слово получилось в выделенных клетках? (Рассказ.)
3.Игра «Лишний персонаж»
Старик, сова, мыши, лошадь, корова, шмель. (Лошадь.)
Ребята, утка, барсук, утята. (Барсук.)
Петя, Шура, еж, тигр, сова. (Сова.)
Алеша, стрекоза, кошка, утята. (Кошка.)
Медведь, старик, старуха. (Старуха.)
Кошка, цыпленок, щенок. (Цыпленок.)
4.Игра «Расскажите по картинке»
(В игре используются иллюстрации, которые дети рисовали к этому разделу.)
IV.Физкультминутка
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
По этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнем и домой пешком пойдем.
V.Продолжение работы по теме урока
КОНЕУТ, АБЕТРЯ, НТУМАЗЫК, ОВАС, НЕЩКО. (Утенок, ребята, музыкант, сова, щенок.)
VI.Рефлексия
VII.Подведение итогов урока

VIII.Домашнее задание
Выполнить задание на с. 151.
Список использованной литературы
1. Н.Н.. Каландарова. Уроки речевого творчества.2 класс /Москва «Вако», 2009/
2. С.В.Кутявина .Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Климановой и др. 2 класс./Москва «Вако», 2015/
3. Интернет-ресурс.