Урок литературного чтения (Сячина Е. Г.)
Конспект урока по лит.чтению в 3-м классе. Тема: "Сказы П.П. Бажова" (по произведениям П.П. Бажова .)
Цель: определить нравственное кредо Бажова, познакомиться с его творчеством,
обобщить знания по сказам П.П. Бажов.
Задачи:
-Сегодня наша задача - расширить представления о творчестве писателя,
о его произведениях.
проверить знание произведения Бажова «Серебряное копытце»;
работа над жанром «сказ»;
обогащать словарный запас;
развивать внимание учащихся;
учить составлению портретной характеристики героев;
воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.
1.Орг .момент.
Еле шорохом шурша
В класс заходит тишина.
На стульях сидят шалунишки,
Листают волшебные книжки.
Ожидание чуда, благости
Всех коснется к общей радости.
Тихо, тихо, чуть дыша,
Входит сказка не спеша.
Литературная разминка.
лукаво (громко), (нет)
дивуются (удивляются), (да)
из ума выжил (очень умный человек), (нет)
балаган (лёгкая временная постройка для жилья), (да)
затуманилась Дарёнка (покрылась туманом) (нет)
сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. (да)
Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик. (да)
Разминка закончилась, переходим к проверке домашнего задания.
3.Проверка домашнего задания.
1. Характеристика главных героев.
- Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце». Опишите их по плану.
План.
Где герой живёт?
Какие поступки совершает?
Чем занимается герой?
Какой характер у героя?
Как вы относитесь к герою?
- Я никак не могу определиться, может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни, и зажить богато?
- Почему все-таки произошло чудо с Даренкой и Кокованей?
- Давайте дадим характеристику Даренке и Коковане. Охарактеризуем главных героев (Кокованю и Даренку) по следующему плану в таблицах, которые лежат у вас на партах.
- Для раскрытия пункта «черты характера» вам в помощь на доске записаны слова, которые могут вам пригодиться при характеристике героев. Можете их использовать:
Эгоистичный, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, самолюбивый, справедливый, простой, внимательный, жадный.
Заполняйте таблицы ручкой по следующему плану в парах:
Дарёнка Кокованя
:
Даренка | Кокованя |
1. Семейное положение. Сирота | 1. Семейное положение. Одинокий |
2. Внешность По шестому году, маленькая, носишка пуговкой. | 2. Внешность Старик большой да бородатый. |
3. Характер Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту. | 3. Характер Веселый, ласковый, добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту. |
4. Чем занимается В избе прибирала, похлебку да кашу варила, кукле платье шила, любила сказки слушать. | 4. Чем занимается Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать. |
- Кто готов прочитать свою характеристику Даренки и Коковани по пунктам? (2 человека).
- Что общего вы заметили в их описании?
(одинокие, ценят красоту, природу).
Вывод
Таким образом, ребята, вы видите, что в сказах герои выдуманные и реальные, настоящие, живущие среди нас, чем-то похожие на нас.
Оба героя нуждаются в любви, в заботе, внимании. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей ,а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.
2. Допишите пропущенные слова
+ Опишите волшебных животных.
Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.
Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стоках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом.
Тот козёл особенный . У него на правой передней ноге серебряное копытце. Ростом козёл не выше стола , ножки тоненькие , голова лёгонькая . Рожки у простых козлов на две веточки, а у него на пять веточек . Шёрстка у него летом буренькая , а зимой серенькая. Кормится травой да листиком , а зимой сено в стожках подъедает.
1. Вывод
Таким образом, ребята, вы видите, что в сказах герои выдуманные и реальные, настоящие, живущие среди нас, чем-то похожие на нас.
- Я никак не могу определиться, может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни, и зажить богато?
- Почему все-таки произошло чудо с Даренкой и Кокованей?
3. Сообщение темы и целей урока.
Вы поняли тема урока: П.П. Бажов и его сказы.
Какие цели мы поставим:
На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову.
Попытаемся раскрыть тайны сказов П. Бажова.
И конечно же вспомним сказы.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. Он писал сказы, очень похожие на сказки. А звали его…(Слайд №1)
Дети: Павел Петрович Бажов.
Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником.
(Рассказ о П. П. Бажове)
Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его отец был опытным мастером, а мать писателя была искусной кружевницей. В 20 лет Бажов начал работать учителем. Он много путешествовал по Урал. Изучал окружающий мир, беседовал с рабочими, записывал разговоры и рассказы.
( рассказывает Артём )
Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.
(читает Костя Т)
Мы держим с тобою, приятель, в руках
«Уральские сказы» о дивных горах.
Здесь много случалось историй.
Тут были и радость, и горе.
Озера и реки здесь – как зеркала,
Нам песню споет пожилая ветла
И много расскажет нам басен
Уральский лес чуден, прекрасен.
А горы до неба почти достают,
Красива природа – покой и уют.
И добрые люди здесь сказки хранят,
Которые о волшебстве говорят.
Свои произведения Бажов называл сказами. Что это?
Давайте вспомним.
А чем по вашему отличается сказ от сказки? (Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях, участником которых был сам рассказчик.))
-Перед вами, ребята, волшебная шкатулка. Что такое шкатулка? Для чего она нужна?
В старину в ней хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашей шкатулке находятся сказки, а точнее сказы, а ещё точнее тайны …
С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки любили. Их любят и сегодня! В народном творчестве сказки - самое большое чудо. Сказки - это драгоценность, и шкатулкой для них становится наша память. В такой шкатулке у нас хранятся задания.
Вы поняли, что сегодня мы вновь заглянем в сказки.
КАКИЕ скаэы Бажова вы знаете
Сказы Бажова
Медной горы Хозяйка
Малахитовая шкатулка
Каменный цветок
горный мастер
Хрупкая веточка
Две ящерки
Таюткино зеркальце
Змеиный след
Голубая змейка
10.Синюшкин колодец
В его сказах встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Дарёнка, Данилушко, но рядом с обычными – сказочные: Медной горы Хозяйка, Великий полоз, ящерки.
«Серебряное копытце» это сказ. Почему это сказ? Так как в нём умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальности.
( Работа в группах)
Вот первая тайна:
«Красота выше
Любого
Богатства !»
Человек должен любить природу.
Очень важно быть скромным.
Трудолюбие, бескорыстие и доброта всегда будут вознаграждены.
( Отзывы по сказу « Серебряное копытце»)-Данил Д
Вывод:
Бажов ценил в людях доброту, честность, упорство, поэтому самых лучших своих героев он наделил именно этими качествами.
4. Физминутка для глаз.
Вторая тайна:
Но есть на свете нечто
сильнее красоты это
любовь и дружба.
Как вы её понимаете?
( Отзыв по сказу « Синюшкин колодец»)(Данил С)
А третья тайна самая заветная:
Есть на свете сила, которая вмещает в себя и красоту, и любовь.
Что это за сила такая?
Найдешь свою живинку, и тогда ничто, даже смерть не страшна: « Работа она штука домовская. Человек умрет, а дело его останется.»
О трудовых людях писал свои сказы Павел Петрович Бажов. В одном из них говориться: “ Работа – она штука долговековая, человек умрёт, а дело его остаётся” Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его - “штука долговековая” - осталась, и до сих пор читаем мы сказы дедушки Бажова. Мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои сказы.
( Отзыв по сказу « Огневушка – поскакушка»)
Какова же главная тема сказов П. Бажова?
Главная тема сказов Бажова - это радость творчества, умение жить в гармонии с природой, находить счастье в самой жизни. Счастье для героев Бажова не в богатстве (хотя добрых и трудолюбивых ждет награда по заслугам), а в творчестве, труде, познании природы, в простых житейских радостях.
7.Работа с пословицами
- Вы знаете, что сказка и сказ не обходятся без народной мудрости – пословицы.
– Подумайте, какие из пословиц не соответствуют содержанию сказов?
Богатство - не синоним счастья.
Желаешь себе добра – делай добро другим.
Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.
Каких только чудес не бывает на свете.
В благополучии человек сам себя забывает.
Чёрствое сердце не знает благодарности.
Вывод:
-За что же герои были награждены? (они награждены за доброту, за любовь, за душевность и ласку.)
Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.
-А какой урок извлекли вы?
-Какие выводы сделанные на этом уроке вам пригодятся в жизни?
Викторина по сказам.
У: Следующий конкурс «Узнай предмет». Назовите, что это за предмет, кому он принадлежал и в каком сказе. (Слайд 26)
Старая лопата с расколотым черенком. «А по ржавчине золотые таракашки посажены. Целых шесть штук». (Лопата из сказа «Огневушка-поскакушка», принадлежала Федюньке)
Три перышка связанных голубой ниточкой: «одно беленькое – на веселый день, черное – на спокойную ночь, а рыженькое – на красное солнышко» (перышки из сказа «Синюшкин колодец», принадлежали Илье)
Решето с ягодами: «тут тебе и земляника, и жёлтая морошка, и черная смородина с голубикой. Ну, всяких сортов ягод». (Решето из сказа «Синюшкин колодец». Решето бабки Лукерьи, а подавала его Синюшка)
Шапка с драгоценными камнями. (Шапка деда Коковани из сказа « Серебряное копытце»)
Кошка. (Кошка Муренка из сказа «Серебряное копытце», принадлежала Даренке)
ТЕСТ
1. Как звали отца Дарёнки?
А) Григорий Б) Георгий В) Гаврила
2. На какой ноге у козлика серебряное копытце?
А) на левой передней Б) на правой передней В) на задней правой
3.Кошка Мурёнка была…
А) серой Б) белой В) бурой
4.Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке?
А) 1 Б) 2 В) 3
5. Там где стояла избушка Коковани люди давно находили камни. А большинство камней какого цвета?
А) голубого Б) розового В) зелёного.
2.Работа в парах.
Восстановите текст. Взаимопроверка.
Так и стали жить вместе, дед …………, ………. Дарёнка да кошка Мурёнка.
Жили -…………….. , добра много не наживали, а на житьё не плакались,
и у всякого дело было. Кокованя с утра на ……….. уходил, Дарёнка в избе ……………….. , похлёбку да ………. варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей ………….. .
К вечеру соберутся, и ………….. им.
Оцените по ключу:
Без ошибок- 8б
1-2 ошибки- 6б
3-4 ошибки- 4б поставьте балы в оценочный лист
Какие 3 тайны сказов П.П. Бажова мы открыли сегодня на уроке?
Рефлексия
- А вы верите в чудеса?
- Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела.
- Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями. Мы тоже можем совершить чудо. Хотите?
- Украсим наш домик драгоценными камнями. У вас в шкатулке есть волшебный камешек, а чтобы он стал драгоценным, он должен засверкать добрыми делами. Напишите те добрые дела, которые вы уже совершали или которое хотите совершить.
Дети работают с "драгоценными камнями" и прикрепляют их на крышу домика.
- Посмотрите, сколько добрых дел мы можем совершить сами. И это мы не променяем ни на какие сокровища.
Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
10. Домашнее задание
– Я думаю, вам захотелось узнать об остальных героях Бажова? Домашние задание – прочитать сказ Бажова «Малахитовая шкатулка».
-Спасибо вам всем за работу. На этом уроке вы трудились не только головой, но и сердцем. И напоследок несколько слов:
Не-стой-в-стороне-равнодушно,
Когда-у-кого-тобеда.
Рвануться-на-выручку-нужно
В-любую-минуту-,всегда.
И-если-кому-то,кому-то-поможет
Твоя-доброта-иулыбка-твоя,
Ты-знай,что-сей-день-не-напрасно-был-прожит,
Что годы живешь ты не зря!