УМК: Школа России
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: «П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.»
Тип урока: Урок построения системы знаний
Образовательные технологии: технология проблемного обучения, технология концентрированного обучения
Цели урока:
Обучающие:
- познакомить с биографией писателя,
- закрепить умение составлять, а в следствии сопоставлять характеристики героев сказки.
Развивающие:
- развитие монологической речи,
- развитие навыка чтения,
- расширить знания о старинных мерах длины (вершок, аршин).
- развитие творческих способностей.
Воспитательные:
- воспитывать эстетического вкуса.
Планируемые результаты:
1. Предметные результаты:
- прогнозировать содержание произведения;
- работать с текстом художественного произведения под руководством учителя и извлекать из него нужную информацию;
- использовать в речи литературоведческие понятия;
- формулировать тему, идею произведения;
- давать характеристику героям;
- выявлять авторское отношение к описываемым событиям.
2. Метапредметные:
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную на уроке информацию из разных источников и использовать её для аргументации;
- давать оценку поступкам литературных героев;
- давать оценку своим действиям, оценивать результат;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД:
- формулировать учебную задачу урока, анализируя материал учебника;
- планирование деятельности по изучению темы урока совместно с учителем; работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
- соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно;
- контролировать результаты работы на уроке, оценивание своей работы на уроке.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
- сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.
3. Личностные результаты:
- проявление творческого отношения к процессу обучения.
- осознание и проживание приемлемых и созвучных возможностям ребёнка правил общежития, норм поведения, категорий добра и зла.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, рисунки учащихся, сказка П.Ершова «Конек – горбунок», портрет П.П.Ершова, карточки с заданиями, презентация.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Мотивация к деятельности. | 1. Приветствие учащихся - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! 2. Мотивация к деятельности Для ребят звенит звонок, Начинается урок. Время даром не теряйте, На вопросы отвечайте, Дружно тему обсуждайте. Не пройдёт ваш даром труд, Знанья пользу принесут. 3. Психологический настрой - Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Теперь на позитиве можно начать урок. 4. Проверка готовности к уроку - Как вы думаете что нам понадобится для урока литературного чтения? | Приветствуют учителя Слушают учителя Эмоционально настраиваются на урок Проверяют готовность к уроку | Регулятивные: -формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: - смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: - учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
II. Актуализация имеющихся знаний. | 1. Проверка домашнего задания - Над каким произведением, мы работали на прошлом уроке? Выставка иллюстраций учащихся по сказке - Сейчас мы обратимся к выставке иллюстраций наших классных художников по вашему домашнему заданию. Ваша задача - понять, какой эпизод сказки проиллюстрирован, и подобрать соответствующие подписи из художественного текста. Авторы работ будут помогать вам. - Сегодня мы более подробно познакомимся с известной сказкой Ершова «Конек-горбунок». - К какому литературному жанру относится это произведение? - А какая это сказка авторская или народная? - Какого типа бывают народные сказки? - Приведите примеры бытовых сказок. - Приведите примеры волшебных сказок - Приведите примеры сказок о животных - Давайте найдем черты волшебной сказки в Коньке- Горбунке. - Чтобы определить вид сказки «Конёк-горбунок», давайте вспомним: - Кто является героями волшебной сказки? - Какие задачи у сказок этого вида? - К какому виду относится сказка П.П. Ершова «Конёк-Горбунок», мы узнаем в конце урока. | Проверяют домашнюю работу Рассматривают иллюстрации, вспоминают сюжет произведения, ищут в сказке текст по иллюстрации и зачитывают. Авторы иллюстраций объясняют, чем привлек их выбранный эпизод. Сказка бытовые, волшебные, о животных «Каша из топора», «Как мужик гусей делил» «Царевна-лягушка», «Марья Моревна» «Лиса и петух», «Курочка ряба» В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, а события в нём фантастические. Задача этого жанра: показать, что добро побеждает зло. | Познавательные: - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительны; извлекать информацию, представленную в разных формах |
III. Целеполагание. | - Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? – Перед нами стоит проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль? -Предлагаю вам выбрать учебные задачи для нашего урока в соответствии с поставленной целью: Анализировать литературное произведение. Давать характеристику героям. Выстроить сюжетную композицию сказки Определить основную мысль Слушать и уважать мнение своих товарищей. Рассуждать, думать и высказывать своё мнение. Работать в паре или группе Ориентироваться в тексте Давать оценку своей работе. - Сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель: быть исследователями текста сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы. Сегодня мы: определим тип и вид сказки; проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним; ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение; постараемся узнать: почему сказка никогда не стареет? что несет она нам, современным читателям? Словарная работа - Какие непонятные слова вы записали? - Как называют слова, которые уже не употребляют в речи ? - Где можно найти значение этих слов? Сума – мешок из ткани, кожи для ношения чего-либо. Шевелить – зд. воровать. Смекнуть – сообразить, догадаться. Сенник – матрас, набитый сеном или соломой; сеновал. Несподручно – неудобно, затруднительно. Озираючись – осматриваясь. Очью – глазами. Аршин – русская мера длины, равная 71см. Рогожа – грубая ткань из мочала. Яхонт – старинное название драгоценных камней – рубина или сапфира. Переться – препираться, спорить по пустякам. Некорыстный наш живот – бедную нашу жизнь. Намеднишняя – зд. предыдущая. Неможет – болеет. Кушак – широкий матерчатый пояс. Сафьянные бичи – длинные плети, кнуты из мягкой козьей или овечьей кожи, окрашенной в яркий цвет. Порука – ответственность за выполнение чего-либо. Трепак – русский народный танец с сильным притопыванием. Отродясь - никогда за всю жизнь | Выбирают задачи урока Слушают учителя Устаревшие Значение этих слов можно найти в словаре устаревших слов, этимологическом словаре, толковом словаре Даля. Записывают устаревшие слова и их значения | Познавательные: - умение ориентироваться в книге, извлечение нужной информации Коммуникативные: - умение говорить, переработка информации на основе анализа |
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений. | Чтение и анализ произведения - Чем занималась семья старика? -Как вы понимаете выражение «Средний сын и так и сяк…»? - Как шли дела у братьев? Какие слова это подтверждают? - Какое горе произошло? - Что придумали братья? - Какие устаревшие слова требуют пояснения? - Кто первым отправился в дозор? - Как отнёсся к своей службе? - Объясните значение слова «сенник». - Средний брат как отнёсся к службе? - Что можете сказать о братьях? - Как Иван «держит караул»? - Какой вы представили кобылицу? (словесное рисование) - Какие приёмы использует автор для создания яркого образ кобылицы? - Почему кобылица покорилась Ивану? - Что просит кобылица у Ивана? - А что за это обещает ему? -Какой наказ она ему дала? - Как вы думаете, Иван действительно дурак, как сам себя называет? -Почему же он так себя вел? - Как старик-отец отнесся к рассказу младшего сына? Физкультминутка Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Приседание с хлопками: Вниз – хлопок и вверх – хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем – будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.) Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.) И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени.) Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперёд. (Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.) И за парты все вернулись – Вновь урок у нас идёт. | Читают произведение и отвечают на вопросы по тексту Сравнения: «как зимний снег, бела» Эпитеты: «грива в землю» - длинная, «золотая, в мелки кольца завитая», «волнистый хвост» Повторяют движения за учителем | Коммуникативные: - умение слушать, говорить; - умение выражать свои мысли. Познавательные: - умение строить речевое высказывание. |
V. Самостоятельная работа с проверкой. | Исследовательская работа -Для работы в роли исследователей разделимся на 2 группы. Каждая группа выполнит свое задание. 1) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Во второй строке запишите, кто является главным героем этих сказок 2) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках 1-2) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события Вид сказки | | | | Завершение события | | | | Работа групп проверяется с помощью презентации. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом. 1) Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство и различие их с авторскими? 2) Назовите известные вам авторские сказки. В чем их сходство и различие с авторскими? - Подводим итоги работы. СКАЗКА | Народная | Литературная | Автор | Народ | Конкретное лицо-автор | Форма | Существует в устной форме | Создается в письменной форме | Наличие вариантов | Каждая сказка может иметь несколько вариантов, потому что она передавалась из уст в уста | У авторской сказки нет вариантов. Изменений не допускается. | Время создания | Определить невозможно | Известно | Жанр | Ограничивается рамками жанра: волшебная о животных бытовая | Не ограничивается рамками определенного жанра: включает в себя черты и бытовой сказки, и сказки о животных, и волшебной , и даже фантастику. | Кроссворд «Найти ключевое слово» 1. Кто главный помощник Ивана в сказке? (Конек горбунок) 2.Брат царь-девицы (Солнце) 3. Иван взял с собой в караул (краюшку хлеба) 4. Кто просил вымолить прощение ? 5. На чем играла царь-девица: (гуслях) 6. Что надо было достать царь-девице со дна океана? (перстень) 7. В нем пришлось Ивану купаться (молоко) 8. Основной противник Ивана (Спальник) | Выполняют работу в группах Проверяют правильность выполнения заданий по образцу Подводят итоги работы в таблице Разгадывают кроссворд | Коммуникативные: -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: -применение полученных знаний на практике. |
VIII. Рефлексия. | - Подведем итоги урока - Почему сказка никогда не стареет? - Как вы думаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова? Почему вы так думаете? -Что нового вы узнали на уроке? -Что хотел автор донести до читателей этим произведением? - Оцените, какие знания вы получили на уроке. Для этого закончите два коротких предложения: - Я не знал…. - Теперь я знаю… | Подводят итоги урока. Отвечают на вопросы учителя Быть всегда вместе, держаться друг за друга. Оценивают свою работу на уроке | Регулятивные : - понимание причин успеха в учёбе; осуществлять итоговый контроль по результату |
IX. Домашнее задание. | - Открываем дневники, записываем домашнее задание: 1. Прочитать сказку; 2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки. | Открывают дневники, записывают домашнее задание | Регулятивные: - понимание причин успеха в учёбе; - осуществлять итоговый контроль по результату. |