СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению «П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению «П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.»»

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Тема урока: «П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.»

Тип урока: Урок построения системы знаний

Образовательные технологии: технология проблемного обучения, технология концентрированного обучения

Цели урока:

Обучающие:

- познакомить с биографией писателя,

- закрепить умение составлять, а в следствии сопоставлять характеристики героев сказки.

Развивающие:

- развитие монологической речи,

- развитие навыка чтения,

- расширить знания о старинных мерах длины (вершок, аршин).

- развитие творческих способностей.

Воспитательные:

- воспитывать  эстетического вкуса.

Планируемые результаты:

1. Предметные результаты:

- прогнозировать содержание произведения;

- работать с текстом художественного произведения под руководством учителя и извлекать из него нужную информацию;

- использовать в речи литературоведческие понятия;

- формулировать тему, идею произведения;

- давать характеристику героям;

- выявлять авторское отношение к описываемым событиям.

2. Метапредметные:

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную на уроке информацию из разных источников и использовать её для аргументации;

- давать оценку поступкам литературных героев;

- давать оценку своим действиям, оценивать результат;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД:

- формулировать учебную задачу урока, анализируя материал учебника;

- планирование деятельности по изучению темы урока совместно с учителем; работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

- соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно;

- контролировать результаты работы на уроке, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

- сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.

3. Личностные результаты:

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

- осознание и проживание приемлемых и созвучных возможностям ребёнка правил общежития, норм поведения, категорий добра и зла.


Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, рисунки учащихся, сказка П.Ершова «Конек – горбунок», портрет П.П.Ершова, карточки с заданиями, презентация.


Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к деятельности.


1. Приветствие учащихся

- Здравствуйте, ребята!

Я очень рада вас видеть!

2. Мотивация к деятельности

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

3. Психологический настрой

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Теперь на позитиве можно начать урок.

4. Проверка готовности к уроку

- Как вы думаете что нам понадобится для урока литературного чтения?


Приветствуют учителя







Слушают учителя





Эмоционально настраиваются на урок


Проверяют готовность к уроку


Регулятивные:

-формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные:

- смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

II. Актуализация имеющихся знаний.


1. Проверка домашнего задания

- Над каким произведением, мы работали на прошлом уроке?

Выставка иллюстраций учащихся по сказке

- Сейчас мы обратимся к выставке иллюстраций наших классных художников по вашему домашнему заданию. Ваша задача - понять, какой эпизод сказки проиллюстрирован, и подобрать соответствующие подписи из художественного текста. Авторы работ будут помогать вам.


- Сегодня мы более подробно познакомимся с известной сказкой Ершова «Конек-горбунок».

- К какому литературному жанру относится это произведение?

- А какая это сказка авторская или народная?

- Какого типа бывают народные сказки?

- Приведите примеры бытовых сказок.

- Приведите примеры волшебных сказок

- Приведите примеры сказок о животных

- Давайте найдем черты волшебной сказки в Коньке- Горбунке.

- Чтобы определить вид сказки «Конёк-горбунок», давайте вспомним:

- Кто является героями волшебной сказки?

- Какие задачи у сказок этого вида?

- К какому виду относится сказка П.П. Ершова «Конёк-Горбунок», мы узнаем в конце урока.



Проверяют домашнюю работу




Рассматривают иллюстрации, вспоминают сюжет произведения, ищут в сказке текст по иллюстрации и зачитывают. Авторы иллюстраций объясняют, чем привлек их выбранный эпизод.




Сказка

бытовые, волшебные, о животных

«Каша из топора», «Как мужик гусей делил»

«Царевна-лягушка», «Марья Моревна»

«Лиса и петух», «Курочка ряба»





В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, а события в нём фантастические. Задача этого жанра: показать, что добро побеждает зло.


Познавательные:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительны;

извлекать информацию, представленную в разных формах

III. Целеполагание.

- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

– Перед нами стоит проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль?

-Предлагаю вам выбрать учебные задачи для нашего урока в соответствии с поставленной целью:

  • Анализировать литературное произведение.

  • Давать характеристику героям.

  • Выстроить сюжетную композицию сказки

  • Определить основную мысль

  • Слушать и уважать мнение своих товарищей.

  • Рассуждать, думать и высказывать своё мнение.

  • Работать в паре или группе

  • Ориентироваться в тексте

  • Давать оценку своей работе.

- Сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель: быть исследователями текста сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы. Сегодня мы:

определим тип и вид сказки;

проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним;

ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение;

постараемся узнать: почему сказка никогда не стареет? что несет она нам, современным читателям?

Словарная работа - Какие непонятные слова вы записали? - Как называют слова, которые уже не употребляют в речи ?

- Где можно найти значение этих слов?

Сума – мешок из ткани, кожи для ношения чего-либо.

Шевелитьзд. воровать.

Смекнуть – сообразить, догадаться.

Сенник – матрас, набитый сеном или соломой; сеновал.

Несподручно – неудобно, затруднительно.

Озираючись – осматриваясь.

Очью – глазами.

Аршин – русская мера длины, равная 71см.

Рогожа – грубая ткань из мочала.

Яхонт – старинное название драгоценных камней – рубина или сапфира.

Переться – препираться, спорить по пустякам.

Некорыстный наш живот – бедную нашу жизнь.

Намеднишняязд. предыдущая.

Неможет – болеет.

Кушак – широкий матерчатый пояс.

Сафьянные бичи – длинные плети, кнуты из мягкой козьей или овечьей кожи, окрашенной в яркий цвет.

Порука – ответственность за выполнение чего-либо.

Трепак – русский народный танец с сильным притопыванием.

Отродясь - никогда за всю жизнь
















Выбирают задачи урока






















Слушают учителя















Устаревшие

Значение этих слов можно найти в словаре устаревших слов, этимологическом словаре, толковом словаре Даля.




Записывают устаревшие слова и их значения

Познавательные:

- умение ориентироваться в книге, извлечение нужной информации


Коммуникативные:

- умение говорить, переработка информации на основе анализа

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений.

Чтение и анализ произведения

- Чем занималась семья старика?

-Как вы понимаете выражение «Средний сын и так и сяк…»?

- Как шли дела у братьев? Какие слова это подтверждают?

- Какое горе произошло?

- Что придумали братья?

- Какие устаревшие слова требуют пояснения?

- Кто первым отправился в дозор?

- Как отнёсся к своей службе?

- Объясните значение слова «сенник».

- Средний брат как отнёсся к службе?

- Что можете сказать о братьях?

- Как Иван «держит караул»?

- Какой вы представили кобылицу? (словесное рисование)

- Какие приёмы использует автор для создания яркого образ кобылицы?

- Почему кобылица покорилась Ивану?

- Что просит кобылица у Ивана?

- А что за это обещает ему?

-Какой наказ она ему дала?

- Как вы думаете, Иван действительно дурак, как сам себя называет?

-Почему же он так себя вел?

- Как старик-отец отнесся к рассказу младшего сына?

Физкультминутка

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.









Читают произведение и отвечают на вопросы по тексту















Сравнения: «как зимний снег, бела»

Эпитеты: «грива в землю» - длинная, «золотая, в мелки кольца завитая», «волнистый хвост»















Повторяют движения за учителем


Коммуникативные:

- умение слушать, говорить;

- умение выражать свои мысли.



Познавательные:

- умение строить речевое высказывание.



V. Самостоятельная работа с проверкой.

Исследовательская работа

-Для работы в роли исследователей разделимся на 2 группы. Каждая группа выполнит свое задание.

1) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Во второй строке запишите, кто является главным героем этих сказок


Вид сказки




Главный герой




2) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках


Вид сказки




События



1-2) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события

Вид сказки




Завершение

события




Работа групп проверяется с помощью презентации. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.

1) Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство и различие их с авторскими?

2) Назовите известные вам авторские сказки. В чем их сходство и различие с авторскими?

- Подводим итоги работы.

СКАЗКА

Народная

Литературная

Автор

Народ

Конкретное лицо-автор

Форма

Существует в устной форме

Создается в письменной форме

Наличие вариантов

Каждая сказка может иметь несколько вариантов, потому что она передавалась из уст в уста

У авторской сказки нет вариантов. Изменений не допускается.

Время создания

Определить невозможно

Известно

Жанр

Ограничивается рамками жанра:

  • волшебная

  • о животных

  • бытовая

Не ограничивается рамками определенного жанра: включает в себя черты и бытовой сказки, и сказки о животных, и волшебной , и даже фантастику.


Кроссворд «Найти ключевое слово»


1













2








3












4









5






6










7







8












1. Кто главный помощник Ивана в сказке? (Конек горбунок)

2.Брат царь-девицы (Солнце)

3. Иван взял с собой в караул

(краюшку хлеба) 4. Кто просил вымолить прощение ?

5. На чем играла царь-девица: (гуслях) 6. Что надо было достать царь-девице со дна океана? (перстень) 7. В нем пришлось Ивану купаться (молоко)

8. Основной противник Ивана (Спальник)
















Выполняют работу в группах

















Проверяют правильность выполнения заданий по образцу








Подводят итоги работы в таблице















































Разгадывают кроссворд




Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


Познавательные:

-применение полученных знаний на практике.

VIII. Рефлексия.


- Подведем итоги урока

- Почему сказка никогда не стареет?

- Как вы думаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова? Почему вы так думаете?

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что хотел автор донести до читателей этим произведением?

- Оцените, какие знания вы получили на уроке. Для этого закончите два коротких предложения:

- Я не знал….

- Теперь я знаю…


Подводят итоги урока.


Отвечают на вопросы учителя




Быть всегда вместе, держаться друг за друга.




Оценивают свою работу на уроке

Регулятивные :

- понимание причин успеха в учёбе;

осуществлять итоговый контроль по результату

IX. Домашнее задание.


- Открываем дневники, записываем домашнее задание:

1. Прочитать сказку;

2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки. 

Открывают дневники, записывают домашнее задание

Регулятивные: - понимание причин успеха в учёбе;

- осуществлять итоговый контроль по результату.