Урок 2. Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Цель урока: продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта.
Тип урока: обобщение
Оборудование урока: - портрет А.С. Пушкина;
- выставка книг А.С. Пушкина;
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, творческим...)
- Назовите качества необходимые для работы, чтобы урок был таким? (Внимательность, активность, старательность...)
2 . Систематизация знаний учащихся о биографии поэта.
- Вспомните, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках литературного чтения? (Слайд №1)
Вопросы викторины:
- Где и когда родился А.С. Пушкин?
- Как звали мать поэта? Отца?( Слайд № 2)
- На каком языке говорили в семье Пушкина?
- Кто занимался воспитанием маленького Александра? (Слайд № 3)
- От кого маленький Саша узнал русские народные сказки?
Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях: (Слайд № 4)
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
- Что узнали из этих строк? (Как Александр Сергеевич слушал сказки.)
- Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страшные сказки.
- Сколько всего сказок написал Пушкин? ( Слайд №5- 9)
3 . Постановка учебной задачи и темы урока.
- Ребята, из какой сказки эта иллюстрация? (Слайд № 10)
- Кто написал эту сказку?
- Кто знает полное название сказки ? ( Слайд № 11)
- Сегодня мы продолжим работу по этой сказке
4. Работа над жанровыми особенностями произведения.
Мы с вами говорили о русских народных сказках. Что характерно для них?
- Можно ли сказку Пушкина сравнить с народными сказками?
- Что у неё общего с народными сказками? ( Сказка Пушкина очень похожа на народные. В ней добро побеждает зло и хороший конец. Встречается троекратное повторение событий: князь Гвидон 3 раза превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове, 3 девицы. В сказках есть народные пословицы и поговорки: В путь-дорогу собирался, но жена не рукавица, на море, на окияне, лебедь белая.)
Чудо и реальность ( волшебство и реальность)
- В чём отличие? (Сказка Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в стихотворной форме)
5. Работа по теме урока. Работа над сказкой
(Чтение 1-й части сказки (с. 92-102до слов «На корабль в щель забился») учащимися.)
6. Составление картинного плана первой части сказки
— На сколько частей можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они?
1) Выбор невесты.
2) Обман царя.
3) Чудесное спасение.
4) Встреча с лебедью.
5) Корабельщики на острове.
7. Выборочное чтение
— Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты».
(Дети читают до слов «В те поры война была...».)
— С чего же начинается сказка? (Со слов «Кабы я была...» То есть начинается с обещаний.)
— Найдите вторую часть. (Во второй части говорится об обмане царя. До слов «В синем море звезды блещут...».)
— Найдите и прочитайте третью часть. (До слов «Мать и сын теперь на воле...».)
— Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю. Как нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)
— А каково героям в этом путешествии? (Царица там плачет, бьется. А ребенок растет не по дням, а по часам...)
— Как вы понимаете эти слова? (Значит, растет очень быстро.)
— Как спаслись герои? Прочитайте. (Дети читают отрывок.)
8. Физкультминутка
- Изобразите волны, набегающие на берег.
- Летящую царевну Лебедь
- Гвидона, натягивающего лук.
- Танцующую белку, поющую песенки.
- Богатырей, выходящих из моря
9. Закрепление изученного
1. Работа над частью «Встреча с Царевной Лебедью»
— Найдите и прочитайте часть «Встреча с Царевной Лебедью». (Читают до слов «Инарекся: князь Гвидон...».)
— Где оказались мать и сын? (Мать и сын теперь на воле;/Видят холм в широком поле, /Море синее кругом...)
— О чем сын подумал, выйдя на волю? (Он подумал об ужине.)
— Что значит «добрый ужин»? (Хороший.)
— Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку? (Нет, он делал все как в жизни. А шнурок взял с креста на шее.)
— А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения Царевны Лебеди. Оказывается, он спас заколдованную царевну.)
Зыбей — зыбь — легкая волна.
Клёв — клюв.
— Прочитаем пятую часть — «Корабельщики на острове».
— Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение? (Она подарила ему целый город, где он стал князем.)
Град - город.
Колымага — большая старинная телега.
Двор — придворные, ближайшие к царю или князю люди.
Венец — драгоценный головной убор.
— Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи? (Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)
— Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостями? (Он захотел увидеть отца.)
- Какую часть из данного отрывка вы бы проиллюстрировали? Чтобы вы изобразили? Опишите.
2. Чтение в лицах начало сказки.
10. Рефлексия.Подведение итогов урока ( Слайд № 12)
- Какая работа для вас была самая интересная?
-Какое задание оказалось самым трудным?
- Чему учились на уроке?
- О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание ( Слайд №13)
Прочитать отрывок (с. 103—118 до слов «Да спокойно в свой удел через море полетел»). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки.