III.Актуализация знаний. | – Скажите, пожалуйста, так что же в наших руках? А что такое добро? А зло? - Как же не попасть в сети зла? Тренинг "Как не попасть в сети зла?" - Объясню на пальцах. Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. Это – третий пальчик. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. Четвертый пальчик. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) - Скажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? - Какой надежный щит поставить на пути зла? | -Добро и зло -Дети вспоминают определения -В самом начале,на мизинце - Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность |
IV.Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. | Беседа. Работа с притчей. - Я хочу предложить вашему вниманию притчу о Совести без муки. Что такое притча? (притча - небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме) -Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему в бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило! -В чем заключается смысл притчи? -В чем мораль? -Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться? ( Чему она вас научила?) -Какой вопрос может возникнуть в этой ситуации. -Сравните проблемный вопрос, сформулированный вами,с авторским на стр. -Что помогает человеку поступать хорошо,правильно? -«Совесть и долг» тема сегодняшнего урока. -Встречались ли вы с этими понятиями в жизни? -Когда,при каких обстоятельствах? Давайте посмотрим определения в словаре на стр.76 | -Человек захотел сделать добро другому человеку,потому что понял,что деньги потеряны.Их нужно обязательно вернуть другого. -У человека была совесть -Человек был добрым, ответственным -Что нужно быть добрым и понимающим -Как правильно поступить в этой ситуации? Что нужно делать,чтобы слышать «голос совести»? -Верно.Совесть и долг |
V.Решение проблемы, открытие новых знаний. 1)Работа в группах 2)Работа в парах 3)Работа в группах | -Прослушивание аудиозаписи рассказа А.П.Гайдара «Совесть» 1гр.: Как вы думаете,почему девочка услышала голос своей совести только после того,как проводила малыша? -2гр.:Почему А.П.Гайдар назвал рассказ «Совесть»,а не «Как Нина Карнаухова прогуляла уроки» или «История с Ниной Карнауховой»? -3гр.:Надо ли человеку слушать голос своей совести? Может ли совесть замолчать, и ты ее никогда не услышишь? 4гр.:Как по-вашему автор относится к своей героине? 5гр.:Каким человеком, по-вашему мнению,станет Нина?Кто помог ей измениться? -Группа №1. Упражнение ассоциации - Опираясь на свой опыт, знания, запишите, какие ассоциации у вас возникают при слове «совесть»? Группа №2. Работа с ключевым понятием - Ознакомитесь со значением слова «совесть» в словарях и составьте свое определение этого слова. Группа №3. Работа с ключевым понятием Опираясь на текст "По зову долга", дать определение понятию "долг". Свой вариант сравните с вариантом по словарю в конце учебника. -От каждой группы должен выйти один человек,прочитать задание и ответить на него. -Как бы вы поступили в данной ситуации? 3группы Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку. - Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. - Стыдно... перед соловушкой,- тихо ответила Лида. Подведение итогов работы в группах. -От каждой группы выступает представители с ответом на поставленный вопрос. | -Слушают рассказ Гайдара «Совесть» -Нина хотела обвинить малыша,а,оказалось,что малыш с чистой совестью шел в школу,но заблудился,потому что испугался собаку,а Нина намеренно прогуливала школу. Ей стало стыдно из-за того,что она это поняла. -Потому что главная мысль этого рассказа «Совесть». -Да, голос своей совести надо слушать обязательно,иначе человек станет бессовестным,т.е. злым,безответственны,жестоким,бесчувственным к людям. |
V.Обобщение, закрепление изученного материала VII.Итог урока.Рефлексия. | - Можно ли сказать, что не оставлять близких в беде – долг каждого человека? - Подумайте, в чем заключается ваш долг. - Как вы считаете, связаны ли понятия «долг» и «совесть?» Обоснуй свой ответ. – Вспомните главный вопрос урока. И попробуйте сформулировать свой вывод. – Сравним наш вывод с авторским. "У каждого человека свой долг – круг обязанностей, возложенных на него другими людьми, моралью общества, представлениями о добре и зле. За невыполнение долга человек чувствует стыд – вину перед другими или испытывает угрызения совести – вину перед самим собой" – Римский философ Марк Туллий Цицерон сказал: "Самое главное украшение – чистая совесть"Как эта мудрая мысль созвучна с темой нашего урока? – Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас? – Какие выводы вы сделали для себя? - Что нового узнали? – Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? – Кто или что вам помогало справиться с работой? – Кто доволен сегодня своей работой? Урок окончен. Спасибо за урок. | («Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?») -Чувства долга и совести помогают понять, как поступать правильно -"У каждого человека свой долг – круг обязанностей, возложенных на него другими людьми, моралью общества, представлениями о добре и зле. За невыполнение долга человек чувствует стыд – вину перед другими или испытывает угрызения совести – вину перед самим собой". |