СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению "Совесть и долг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок раскрывает такие качества, как добро и зло, бессердечие и милосердие, равнодушие и отзывчивость.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Совесть и долг"»







Конспект урока по литературному чтению

в 4 классе

Тема урока:

«Совесть и долг»









Подготовила и провела:

Холодкова Наталия Сергеевна

















Цель урока: помочь учащимся осознать чувство совести и долга как одно из морально-этических ценностей в обществе.

Задачи урока:

1)Образовательная: учить объяснять, что такое долг и совесть и зачем они необходимы людям.

2)Развивающая: формировать умение поступать согласно чувству долга и совести, учить отвечать за свой выбор, свои решения.

3)Воспитывающая: воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними.



Тип урока: открытие новых знаний. Вид урока: проблемный. Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы обучения: беседа, наблюдение, проблемный метод, работа с учебником. Оборудование: компьютер,учебник,задания на листочках.



























Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

-Здравствуйте ,ребята. Сегодня урок этики проведу у вас я. Меня зовут Кристина Александровна, садитесь. Давайте проверим готовность к уроку,на ваших партах должен быть учебник.

-Приветствуют учителя.


-Проверяют готовность к уроку.

II.Мотивация к учебной деятельности.

-Начать урок я хочу с уже знакомой нам фразы: «Все в твоих руках…» Продолжите фразу.

-Добро и зло

III.Актуализация знаний.

– Скажите, пожалуйста, так что же в наших руках?

А что такое добро? А зло?

- Как же не попасть в сети зла?


Тренинг "Как не попасть в сети зла?"

- Объясню на пальцах.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло?

Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик.

Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик.

Постепенно зло достигает вершины. Это – третий пальчик.

А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. Четвертый пальчик.

И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.)

- Скажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться?



- Какой надежный щит поставить на пути зла?


-Добро и зло



-Дети вспоминают определения



























-В самом начале,на мизинце






- Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность

IV.Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Беседа. Работа с притчей.

- Я хочу предложить вашему вниманию притчу о Совести без муки.

Что такое притча? (притча - небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме)

-Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему в бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!


-В чем заключается смысл притчи?






-В чем мораль?

-Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться? ( Чему она вас научила?)


-Какой вопрос может возникнуть в этой ситуации.



-Сравните проблемный

вопрос, сформулированный вами,с авторским на стр.


-Что помогает человеку поступать хорошо,правильно?


-«Совесть и долг» тема сегодняшнего урока.

-Встречались ли вы с этими понятиями в жизни?

-Когда,при каких обстоятельствах?

Давайте посмотрим определения в словаре на стр.76


























-Человек захотел сделать добро другому человеку,потому что понял,что деньги потеряны.Их нужно обязательно вернуть другого.

-У человека была совесть

-Человек был добрым, ответственным

-Что нужно быть добрым и понимающим


-Как правильно поступить в этой ситуации? Что нужно делать,чтобы слышать «голос совести»?



-Верно.Совесть и долг





V.Решение проблемы, открытие новых знаний.

1)Работа в группах











































2)Работа в парах














































3)Работа в группах





-Прослушивание аудиозаписи рассказа А.П.Гайдара «Совесть»

1гр.: Как вы думаете,почему девочка услышала голос своей совести только после того,как проводила малыша?




-2гр.:Почему А.П.Гайдар назвал рассказ «Совесть»,а не «Как Нина Карнаухова прогуляла уроки» или «История с Ниной Карнауховой»?

-3гр.:Надо ли человеку слушать голос своей совести? Может ли совесть замолчать, и ты ее никогда не услышишь?

4гр.:Как по-вашему автор относится к своей героине?

5гр.:Каким человеком, по-вашему мнению,станет Нина?Кто помог ей измениться?

-Группа №1. Упражнение ассоциации

- Опираясь на свой опыт, знания, запишите, какие ассоциации у вас возникают при слове «совесть»?


Группа №2. Работа с ключевым понятием

- Ознакомитесь со значением слова «совесть» в словарях и составьте свое определение этого слова.


Группа №3. Работа с ключевым понятием

Опираясь на текст "По зову долга", дать определение понятию "долг". Свой вариант сравните с вариантом по словарю в конце учебника.

-От каждой группы должен выйти один человек,прочитать задание и ответить на него.















-Как бы вы поступили в данной ситуации?

3группы

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.


Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно... перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

Подведение итогов работы в группах.


-От каждой группы выступает представители с ответом на поставленный вопрос.

-Слушают рассказ Гайдара «Совесть»






-Нина хотела обвинить малыша,а,оказалось,что малыш с чистой совестью шел в школу,но заблудился,потому что испугался собаку,а Нина намеренно прогуливала школу. Ей стало стыдно из-за того,что она это поняла.










-Потому что главная мысль этого рассказа «Совесть».










-Да, голос своей совести надо слушать обязательно,иначе человек станет бессовестным,т.е. злым,безответственны,жестоким,бесчувственным к людям.














V.Обобщение, закрепление изученного материала










































VII.Итог урока.Рефлексия.

- Можно ли сказать, что не оставлять близких в беде – долг каждого человека?

- Подумайте, в чем заключается ваш долг.

- Как вы считаете, связаны ли понятия «долг» и «совесть?» Обоснуй свой ответ.

– Вспомните главный вопрос урока. И попробуйте сформулировать свой вывод.




– Сравним наш вывод с авторским.


"У каждого человека свой долг – круг обязанностей, возложенных на него другими людьми, моралью общества, представлениями о добре и зле. За невыполнение долга человек чувствует стыд – вину перед другими или испытывает угрызения совести – вину перед самим собой"

– Римский философ Марк Туллий Цицерон сказал: "Самое главное украшение – чистая совесть"Как эта мудрая мысль созвучна с темой нашего урока?


– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?


– Какие выводы вы сделали для себя?


- Что нового узнали?


– Где пригодятся знания?


– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?


– Кто или что вам помогало справиться с работой?


– Кто доволен сегодня своей работой?

Урок окончен. Спасибо за урок.















(«Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?»)




-Чувства долга и совести помогают понять, как поступать правильно


-"У каждого человека свой долг – круг обязанностей, возложенных на него другими людьми, моралью общества, представлениями о добре и зле. За невыполнение долга человек чувствует стыд – вину перед другими или испытывает угрызения совести – вину перед самим собой".