КОНСПЕКТ
урока по литературному чтению
Макрушиной Анны Вячеславовны
специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
3 курс, 32 группа
Консультация методиста: дата 05.04.2018 подпись_______________
Консультация учителя: дата___________подпись_______________
Допуск к уроку. Учитель____________________
Методист___________________
Фамилия учителя_______________________
Дата проведения урока__________________
Оценка за урок_________________________
Класс: 2-В Дата: 10.04.2018г.
Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным».
Цель: образовательная: познакомить детей с творчеством В. Драгунского и его рассказом «Тайное становится явным»; учить прогнозировать текст, воспринимать рассказ на слух;
развивающая: развивать внимание, навык правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста, умение анализировать поступки героев и прогнозировать текст, расширять и обогащать словарный запас;
воспитательная: воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим и честность.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: презентация, иллюстрация с изображением сказочного персонажа.
ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА
1.Организация начала урока- 1 мин.
2.Проверка домашнего задания- 6 мин.
3.Сообщение ученикам темы, цели и задач урока- 1 мин.
4.Восприятие и осознание учениками фактического материала- 12 мин.
5.Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами- 14мин.
6.Обобщение и систематизация знаний- 4 мин.
7.Итоги урока- 1 мин.
8.Сообщение домашнего задания- 1 мин.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Организация начала урока.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Вячеславовна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем друг друга. Ведь улыбка помогает нам показать своё доброе отношение к человеку. А когда мы здороваемся, мы желаем окружающим здоровья. Присаживайтесь.
2. Проверка домашнего задания. Актуализация и коррекция знаний.
-Ребята, с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? («Будем знакомы»)
-Кто является автором этого произведения? (Г. Остер)
-К какому литературному жанру относится это произведение? (к рассказу)
-Почему именно к рассказу, а не к сказке или стихотворению? (небольшой объём произведения; сюжет построен на одном эпизоде из жизни нескольких персонажей)
-Чему учит этот рассказ? (тому, что приятно знакомится и заводить новых друзей)
-Давайте разыграем диалог «Знакомство». Вы сейчас будете работать в парах и разыграете ваше знакомство, на подготовку даю 1 минуту, кто готов поднимите руку.
- Молодцы. Вы отлично выполнили домашнее задание. Произведение Г.Остера «Будем знакомы» учит нас любить и ценить своих друзей, радоваться тому, что они у нас есть, а также пополнять круг приятных знакомств. При знакомстве нужно употреблять вежливые слова.
3. Сообщение ученикам темы, цели и задач урока. Мотивация учения школьников.
-Сегодня на уроке мы будем продолжать изучать раздел «И в шутку, и в серьез…», также будем думать, размышлять, прогнозировать, понимать смысл услышанного, а также делать для себя какие-то выводы.
-Какое произведение будем читать, прочитайте на экране («Тайное становиться явным»).
- Прочитайте имя автора (Виктор Юзефович Драгунский)
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
-Правильно, тема нашего урока – Виктор Юзефович Драгунский «Тайное становится явным».
-Ребята, пока я шла к вам в класс, я встретила Золушку, она просила у меня помощи, сестры спрятали её туфельку и сказали, что отдадут её только тогда, когда она выполнит все их задания, а без вас мы с Золушкой не справимся. Вы поможете нам? (да)
-Тогда начнем работать, чтобы быстрее вернуть Золушке туфельку.
4.Восприятие и осознание учениками фактического материала.
4.1.Речевая разминка
-Первым заданием сестер является пословица, которую нужно прочитать весело, шёпотом, грустно, строго, волнительно.
«Правда всегда поднимается над ложью»
-Молодцы, ребята. Вы отлично выражали эмоции.
-Но эта пословица всё равно осталась непонятна сестрам, и они просят её объяснить, после чего они могут дать следующее задание.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (тайное становится явным)
-Правильно, ребята, в пословице говорится о том, что правда, лучше лжи, ведь она всё равно станет изввестна.
4.2.Биографическая справка
-Молодцы! Сестры довольны и теперь они дают нам следующее задание- ознакомиться с биографией В. Драгунского и ответить на вопрос: «Какую известную книгу написал автор?»
В. Драгунский прошел большой творческий путь. Он писал веселые сценки для концертов и цирка, песни и детские произведения. И лишь когда юные читатели познакомились с его героем Дениской Кораблевым в его известной книге «Денискины рассказы», только тогда за В. Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.
И я, и ваши родители выросли на произведениях В. Драгунского. И я очень надеюсь, что он станет и вашим любимым писателем. Его рассказы читаются легко, т.к. в них юмор, шутки, они веселые. Но в них есть глубокий смысл, они очень поучительны.
Всего было написано около 90 (девяноста) очень весёлых рассказов. Эти рассказы принесли писателю заслуженную славу. Его книги читают в многих странах.
-Итак, ребята, какую известную книгу написал автор? («Денискины рассказы»)
-Правильно, известная книга В. Драгунского «Денискины рассказы»
-Хорошо! Сестры довольны, что теперь мы знаем о таком чудесном писателе. И дают новое задание – объяснить значение слов.
4.3.Словарная работа
- Давайте прочитаем непонятные слова, фразы, которые будут встречаться в тексте.
КрЕмль - древнейшая часть Москвы. Постройки Кремля обнесены высокой каменной стеной.
ГранАтовая палАта - это историческое двухэтажное здание на территории Кремля. В этом здании велся прием особенно уважаемых иностранных гостей.
Оружейная - комната с оружием.
Царь-пушка - памятник. Из нее не было сделано ни единого выстрела.
Иван Грозный - Русский царь ( Грозным его называли за его жестокий нрав, характер)
интеллигентный - культурный, образованный.
не клевещите - ложное обвинение, наговоры.
хрен - растение, корень которого содержит едкое эфирное масло, корень хрена употребляют в пищу как острую приправу.
Кощей - злой царь, чародей.
-Итак, мы выяснили значение слов.
4.4. Мотивация учебной деятельности
-Теперь мы будем знакомимся с рассказом Виктора Драгунского «Тайное становится явным».
-А что такое тайна? (то, что скрывают от других, что не всем известно; нечто неразгаданное, неясное; скрытая причина чего-нибудь)
-Назовите синоним к слову тайна. (секрет)
-А что значит «явное»? (не скрываемый, открытый, известный, всем доступный.)
-Как вы думаете, о чём будет рассказ? (о тайне, которую узнают)
4.5.Первичное восприятие
-Чтобы узнать, о чем рассказ, давайте послушаем аудиозапись, которую нам прислала Золушка. Она хочет, чтобы мы прослушали аудиозапись, следили пальцем и после ответили на вопросы. В процессе прослушивания я буду останавливать и задавать вопросы.
-Также внимательно слушайте весь рассказ, после чего ответьте на вопрос: «Кто является главным героем рассказа?» (дети слушают рассказ по частям)
-Что может произойти дальше? Подумай (…)
- Чем, по-твоему, может закончиться рассказ? (…)
-Так кто же является главным героем рассказа? (мальчик Дениска)
-Молодцы! Вы внимательно слушали рассказ В. Драгунский «Тайное становиться явным», главным героем которого является мальчик Дениска. Вы справились с заданием, и мы можем выполнить следующее.
Физминутка(видео)
5. Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами (беседа по прослушанному)
-Ребята, что мешало Дениске заснуть? (слова мамы)
-В каком городе происходят события? (Москве)
-А как вы догадались? (т.к. Кремль находиться в Москве)
-Почему Дениска очень хотел пойти в Кремль? (там очень интересно)
-Какое условие мамы он должен был выполнить? (съесть невкусную кашу)
-Какие чувства вы испытывали, когда Дениска пытался сделать кашу вкуснее? (ответы детей)
-Почему у нашего героя глаза на лоб полезли? (от вкуса каши)
-А что придумывал Денис, чтобы не есть кашу? (избавиться от нее)
-Как мальчик избавился от каши? (вылил ее в окно)
-Как почувствовал себя Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста? (обрадовался)
-Почему милиционер был удивлен, что мама вылила кашу за окно? (Все удобства, мусоропровод, интеллигентный человек)
-Если бы каша не попала на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? И как он себя чувствовал? (да, плохо, потому что плохо поступил, обманул маму)
-Почему Дениска понял, что они не пойдут в Кремль? (потому что тайное стало явным)
-Какие чувства испытывала мама, когда все выяснилось? (расстроилась)
-Из-за чего произошёл конфликт между мамой и Дениской? (Дениска обманул маму, а она об этом узнала)
-На чьей вы стороне? (ответы детей)
-Как вообще можно разрешить конфликт? (договориться)
-В какой момент вам было смешно? (ответы детей)
-А кому вы сочувствовали? Почему? (дяденьке и Дениске)
-Рассказал бы маме? Спокойно ли было бы на душе у мальчика? (нет)
-Как называется чувство, когда на душе не спокойно, после какого-нибудь плохого поступка? (совесть)
-Была ли у Дениса совесть? Докажите. (ответы детей)
-Наверное, и у вас в жизни были ситуации, когда вам приходилось обманывать? Вспомните, какие чувства вы испытывали.
-Как вы думаете, почему мама «долго-долго смотрела на сына»? (хотела понять, что чувствует Денис)
-Почему мама не наказала сына? (поняла, что он раскаивается)
-Очевидно, иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но главное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомниться на всю жизнь.
-Какая же главная мысль рассказа? (нельзя врать, ведь правда станет известной)
-Если обман всё равно раскроется, каким же человеком надо быть? (честным)
-Каким человеком вырастет Денис? (честным, совестливым)
- Правильно, ребята. Никогда не надо врать, ведь правда рано или поздно станет известной. Нужно быть честным. Если вы будете врать, все будут думать, что вы обманщики, и не будут с вами дружить.
6. Обобщение и систематизация знаний.
6.1. Работа с иллюстрацией на с.163.
-А сейчас откройте учебники на странице 163. Посмотрите на иллюстрацию. Ой, у сестер же нет учебника, а им так интересно узнать, что же там изображено. Расскажите сестрам, какой момент из рассказа изображён здес (когда Дениска остался с кашей наедине)
6.2. Работа с иллюстрацией на с.166.
-Хорошо, теперь откройте страницу 166. Посмотрите на иллюстрацию. Прочтите сестрам, какой момент из рассказа изображён здесь (когда в гости пришел дяденька с милиционером)
- Молодцы, ребята, вы хорошо умеете работать с иллюстрациями.
7. Итоги урока.
-С каким произведением мы сегодня познакомились? («Тайное становится явным»)
-Кто является его автором? (В. Драгунский)
-Прекрасно! Ребята, мы большие молодцы! Мы помогли Золушке вернуть свою туфельку.
8. Сообщение домашнего задания.
-Теперь откройте ваши дневники. Найдите следующий урок литературного чтения. Запишите домашнее задание. Вам нужно будет прочитать рассказ и подготовиться к выразительному чтению (Лит. чт. – с.161-167 – выраз. чит.)
-Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: «Юному человеку нужны витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Даргинский»
-Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.
-Спасибо за урок!