СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению "Тайное-становится явным"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Тайное-становится явным"»

КОНСПЕКТ

урока по литературному чтению

Макрушиной Анны Вячеславовны



специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

3 курс, 32 группа



Консультация методиста: дата 05.04.2018 подпись_______________

Консультация учителя: дата___________подпись_______________





Допуск к уроку. Учитель____________________

Методист___________________





Фамилия учителя_______________________

Дата проведения урока__________________

Оценка за урок_________________________



Класс: 2-В Дата: 10.04.2018г.

Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным».

Цель: образовательная: познакомить детей с творчеством В. Драгунского и его рассказом «Тайное становится явным»; учить прогнозировать текст, воспринимать рассказ на слух;

развивающая: развивать внимание, навык правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста, умение анализировать поступки героев и прогнозировать текст, расширять и обогащать словарный запас;

воспитательная: воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим и честность.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: презентация, иллюстрация с изображением сказочного персонажа.


ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА

1.Организация начала урока- 1 мин.

2.Проверка домашнего задания- 6 мин.

3.Сообщение ученикам темы, цели и задач урока- 1 мин.

4.Восприятие и осознание учениками фактического материала- 12 мин.

5.Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами- 14мин.

6.Обобщение и систематизация знаний- 4 мин.

7.Итоги урока- 1 мин.

8.Сообщение домашнего задания- 1 мин.







СОДЕРЖАНИЕ УРОКА


1. Организация начала урока.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Вячеславовна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем друг друга. Ведь улыбка помогает нам показать своё доброе отношение к человеку. А когда мы здороваемся, мы желаем окружающим здоровья. Присаживайтесь.


2. Проверка домашнего задания. Актуализация и коррекция знаний.

-Ребята, с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? («Будем знакомы»)

-Кто является автором этого произведения? (Г. Остер)

-К какому литературному жанру относится это произведение? (к рассказу)

-Почему именно к рассказу, а не к сказке или стихотворению? (небольшой объём произведения; сюжет построен на одном эпизоде из жизни нескольких персонажей)

-Чему учит этот рассказ? (тому, что приятно знакомится и заводить новых друзей)

-Давайте разыграем диалог «Знакомство». Вы сейчас будете работать в парах и разыграете ваше знакомство, на подготовку даю 1 минуту, кто готов поднимите руку.

- Молодцы. Вы отлично выполнили домашнее задание. Произведение Г.Остера «Будем знакомы» учит нас любить и ценить своих друзей, радоваться тому, что они у нас есть, а также пополнять круг приятных знакомств. При знакомстве нужно употреблять вежливые слова.




3. Сообщение ученикам темы, цели и задач урока. Мотивация учения школьников.

-Сегодня на уроке мы будем продолжать изучать раздел «И в шутку, и в серьез…», также будем думать, размышлять, прогнозировать, понимать смысл услышанного, а также делать для себя какие-то выводы.

-Какое произведение будем читать, прочитайте на экране («Тайное становиться явным»).

- Прочитайте имя автора (Виктор Юзефович Драгунский)

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

-Правильно, тема нашего урока – Виктор Юзефович Драгунский «Тайное становится явным».

-Ребята, пока я шла к вам в класс, я встретила Золушку, она просила у меня помощи, сестры спрятали её туфельку и сказали, что отдадут её только тогда, когда она выполнит все их задания, а без вас мы с Золушкой не справимся. Вы поможете нам? (да)

-Тогда начнем работать, чтобы быстрее вернуть Золушке туфельку.

4.Восприятие и осознание учениками фактического материала.

4.1.Речевая разминка

-Первым заданием сестер является пословица, которую нужно прочитать весело, шёпотом, грустно, строго, волнительно.

«Правда всегда поднимается над ложью»

-Молодцы, ребята. Вы отлично выражали эмоции.

-Но эта пословица всё равно осталась непонятна сестрам, и они просят её объяснить, после чего они могут дать следующее задание.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (тайное становится явным)

-Правильно, ребята, в пословице говорится о том, что правда, лучше лжи, ведь она всё равно станет изввестна.




4.2.Биографическая справка

-Молодцы! Сестры довольны и теперь они дают нам следующее задание- ознакомиться с биографией В. Драгунского и ответить на вопрос: «Какую известную книгу написал автор?»

В. Драгунский прошел большой творческий путь. Он писал веселые сценки для концертов и цирка, песни и детские произведения. И лишь когда юные читатели познакомились с его героем Дениской Кораблевым в его известной книге «Денискины рассказы», только тогда за В. Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.

И я, и ваши родители выросли на произведениях В. Драгунского. И я очень надеюсь, что он станет и вашим любимым писателем. Его рассказы читаются легко, т.к. в них юмор, шутки, они веселые. Но в них есть глубокий смысл, они очень поучительны.

Всего было написано около 90 (девяноста) очень весёлых рассказов. Эти рассказы принесли писателю заслуженную славу. Его книги читают в многих странах.


-Итак, ребята, какую известную книгу написал автор? («Денискины рассказы»)

-Правильно, известная книга В. Драгунского «Денискины рассказы»

-Хорошо! Сестры довольны, что теперь мы знаем о таком чудесном писателе. И дают новое задание – объяснить значение слов.


4.3.Словарная работа

- Давайте прочитаем непонятные слова, фразы, которые будут встречаться в тексте.

КрЕмль - древнейшая часть Москвы. Постройки Кремля обнесены высокой каменной стеной.

ГранАтовая палАта - это историческое двухэтажное здание на территории Кремля. В этом здании велся прием особенно уважаемых иностранных гостей.

Оружейная - комната с оружием.

Царь-пушка - памятник. Из нее не было сделано ни единого выстрела.

Иван Грозный - Русский царь ( Грозным его называли за его жестокий нрав, характер)

интеллигентный - культурный, образованный.

не клевещите - ложное обвинение, наговоры.

хрен - растение, корень которого содержит едкое эфирное масло, корень хрена употребляют в пищу как острую приправу.

Кощей - злой царь, чародей.

-Итак, мы выяснили значение слов.


4.4. Мотивация учебной деятельности

-Теперь мы будем знакомимся с рассказом Виктора Драгунского «Тайное становится явным».

-А что такое тайна? (то, что скрывают от других, что не всем известно; нечто неразгаданное, неясное; скрытая причина чего-нибудь)

-Назовите синоним к слову тайна. (секрет)

-А что значит «явное»? (не скрываемый, открытый, известный, всем доступный.)

-Как вы думаете, о чём будет рассказ? (о тайне, которую узнают)


4.5.Первичное восприятие

-Чтобы узнать, о чем рассказ, давайте послушаем аудиозапись, которую нам прислала Золушка. Она хочет, чтобы мы прослушали аудиозапись, следили пальцем и после ответили на вопросы. В процессе прослушивания я буду останавливать и задавать вопросы.

-Также внимательно слушайте весь рассказ, после чего ответьте на вопрос: «Кто является главным героем рассказа?» (дети слушают рассказ по частям)

-Что может произойти дальше? Подумай (…)

- Чем, по-твоему, может закончиться рассказ? (…)

-Так кто же является главным героем рассказа? (мальчик Дениска)

-Молодцы! Вы внимательно слушали рассказ В. Драгунский «Тайное становиться явным», главным героем которого является мальчик Дениска. Вы справились с заданием, и мы можем выполнить следующее.



Физминутка(видео)


5. Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами (беседа по прослушанному)

-Ребята, что мешало Дениске заснуть? (слова мамы)

-В каком городе происходят события? (Москве)

-А как вы догадались? (т.к. Кремль находиться в Москве)

-Почему Дениска очень хотел пойти в Кремль? (там очень интересно)

-Какое условие мамы он должен был выполнить? (съесть невкусную кашу)

-Какие чувства вы испытывали, когда Дениска пытался сделать кашу вкуснее? (ответы детей)

-Почему у нашего героя глаза на лоб полезли? (от вкуса каши)

-А что придумывал Денис, чтобы не есть кашу? (избавиться от нее)

-Как мальчик избавился от каши? (вылил ее в окно)

-Как почувствовал себя Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста? (обрадовался)

-Почему милиционер был удивлен, что мама вылила кашу за окно? (Все удобства, мусоропровод, интеллигентный человек)

-Если бы каша не попала на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? И как он себя чувствовал? (да, плохо, потому что плохо поступил, обманул маму)

-Почему Дениска понял, что они не пойдут в Кремль? (потому что тайное стало явным)

-Какие чувства испытывала мама, когда все выяснилось? (расстроилась)

-Из-за чего произошёл конфликт между мамой и Дениской? (Дениска обманул маму, а она об этом узнала)

-На чьей вы стороне? (ответы детей)

-Как вообще можно разрешить конфликт? (договориться)

-В какой момент вам было смешно? (ответы детей)

-А кому вы сочувствовали? Почему? (дяденьке и Дениске)

-Рассказал бы маме? Спокойно ли было бы на душе у мальчика? (нет)

-Как называется чувство, когда на душе не спокойно, после какого-нибудь плохого поступка? (совесть)

-Была ли у Дениса совесть? Докажите. (ответы детей)

-Наверное, и у вас в жизни были ситуации, когда вам приходилось обманывать? Вспомните, какие чувства вы испытывали.

-Как вы думаете, почему мама «долго-долго смотрела на сына»? (хотела понять, что чувствует Денис)

-Почему мама не наказала сына? (поняла, что он раскаивается)

-Очевидно, иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но главное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомниться на всю жизнь.

-Какая же главная мысль рассказа? (нельзя врать, ведь правда станет известной)

-Если обман всё равно раскроется, каким же человеком надо быть? (честным)

-Каким человеком вырастет Денис? (честным, совестливым)

- Правильно, ребята. Никогда не надо врать, ведь правда рано или поздно станет известной. Нужно быть честным. Если вы будете врать, все будут думать, что вы обманщики, и не будут с вами дружить.


6. Обобщение и систематизация знаний.

6.1. Работа с иллюстрацией на с.163.

-А сейчас откройте учебники на странице 163. Посмотрите на иллюстрацию. Ой, у сестер же нет учебника, а им так интересно узнать, что же там изображено. Расскажите сестрам, какой момент из рассказа изображён здес (когда Дениска остался с кашей наедине)


6.2. Работа с иллюстрацией на с.166.

-Хорошо, теперь откройте страницу 166. Посмотрите на иллюстрацию. Прочтите сестрам, какой момент из рассказа изображён здесь (когда в гости пришел дяденька с милиционером)


- Молодцы, ребята, вы хорошо умеете работать с иллюстрациями.


7. Итоги урока.

-С каким произведением мы сегодня познакомились? («Тайное становится явным»)

-Кто является его автором? (В. Драгунский)

-Прекрасно! Ребята, мы большие молодцы! Мы помогли Золушке вернуть свою туфельку.


8. Сообщение домашнего задания.

-Теперь откройте ваши дневники. Найдите следующий урок литературного чтения. Запишите домашнее задание. Вам нужно будет прочитать рассказ и подготовиться к выразительному чтению (Лит. чт. – с.161-167 – выраз. чит.)


-Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: «Юному человеку нужны витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Даргинский»

-Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.

-Спасибо за урок!