СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению Тема: М.М.Зощенко «Золотые слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению Тема: М.М.Зощенко «Золотые слова»»

Конспект урока по литературному чтению


Тема: М.М.Зощенко «Золотые слова»

Класс: 3

УМК: «Школа России».

Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Предметные: ориентироваться в тексте произведения, быстро находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте; характеризовать главных и второстепенных героев произведения.

Метапредметные:


Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; включаться в игру и в нужный момент перестраиваться на учебную деятельность; контролировать себя в процессе игры (не заигрываться); рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов. Познавательные: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа.


Коммуникативные: делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам.

Личностные: осмыслить урок, преподнесённый родителями Лёли и Миньки, воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель Зощенко, высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни.


Оборудование к уроку: Учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», мультимедиа компьютер, распечатки текста на отдельных страницах для пометок учащихся





Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

Универсальные учебные




учащихся

действия

1.

Организационно-мотивационный момент

Создание эмоционального настроя.

Подготовка класса к

Личностные:


к деятельности

Прозвенел звонок

работе.

самоопределение.


(организационный

Начался урок


Регулятивные:


момент) (Цель –

Друг на друга посмотрели. Улыбнулись


целеполагание.


проверить

Девочки тихо сели




готовность

мальчики тихо сели


Коммуникативные:


учащихся к уроку,

И на меня все посмотрели!


уметь оформлять свои


нацелить на



мысли в устной форме;


плодотворную



договариваться с


работу,



одноклассниками


положительный



совместно с учителем о


настрой,



правилах поведения и


активизацию



общения и следовать им


внимания.)









2

Пробуждение

-Ребята, обратите внимание на доску. Здесь


Коммуникативные:


интереса к

записан зашифрованные слова. Помогите


планирование учебного


пробуждаемой

расшифровать полное имя писателя


сотрудничества с


теме. (Цель –



учителем и сверстниками


активизация

Лихим Чиволйахим Окнешоз

Учащиеся:



опыта и


М.М.Зощенко.



предыдущих

/На экране появляется портрет писателя./




знаний

-Знаете ли вы, этого человека?


обучающих,

Слайд№2

активизация

-Что вы о нём знаете?

деятельности

Михаил Михайлович Зощенко родился в 1894

учащихся,

году в семье художника . Его призванием

формирование

стала литература. . Зощенко был писателем –

мотивации на

сатириком. Он высмеивал недостатки , в его

учебную

произведениях многие узнавали себя..Сегодня

деятельность,

книги Зощенко печатаются большими

постановка

тиражами. Читая его рассказы, записанные

учащимися


индивидуальных

герои к сожалению, дожили до наших дней.

целей в учебной


деятельности.)



Выставка книг Писатель создал целые циклы


рассказов адресованные детям: «Умные


животные», «Смешные рассказы», «Лёля и


Минька», «Рассказы о Минькином детстве»,


«Рассказы о войне».


У Зощенко много произведений, достойных


вашего внимания, и с одним из них мы


познакомимся сегодня на уроке.


Прочитайте названия произведения..


Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте


его задачи.


познакомиться с новым произведением


развивать умения выразительного чтения


развивать умение быстро бегать


совершенствовать умение правильного чтения


учиться решать задачи на сравнение





Познавательные:


пытаются решить задачу

известным способом.

Фиксируют проблему.




















Учащиеся: Слово

«золотые»

употреблено


переносном значении,

потому что слова не

сделаны из золота.

Вежливые слова







Дети высказывают

свое предположение о

содержании.

Дети читают задачи,

убирают лишнее.




Учитель: Ребята, как вы думаете, в названии





рассказа «Золотые слова» слово «золотые»





употреблено в прямом или переносном





значении? Почему?





Учитель: Какие слова могут считаться





«золотыми»?





Какие вежливые слова вы знаете?





Откройте учебники на странице 144.





Рассмотрите иллюстрации к рассказу с.145,





150. Предположите о чем может быть данное





произведение. А верны ли ваши





предположения, мы узнаем, прочитав данный





рассказ. Перед знакомством с текстом хотелось





бы обратить внимание на некоторые слова.



3.

Первичное

Словарная работа.




осмысление и

/На доске записаны слова. Дети стараются

Ответы детей

Логические: решение


закрепление

пояснить, если затрудняются, учитель


проблемы, построение


связей и

зачитывает слова в контексте./


логической цепи


отношений в

Прельщала стала заманчивой, приятной.


рассуждений,


объектах

(Во–первых, на стол ставилась вкусная еда.


доказательство, работа с


изучения

И эта сторона дела нас с Лёлей в


информацией.



особенности прельщала.)


Коммуникативные:



Угореть отравиться угаром, потерять


инициативное



соображение.


сотрудничество в поиске



Угоревший – отравился угаром.


и выборе информации.



Развязно излишне свободно и


Личностные: чувство



непринуждённо в обращении с другими.


сопереживания.



(В виду того что дети, действительно вели





себя развязно и тем самым они не





оправдали наших надежд ….)





Раскаяться сознавать, что поступил дурно,





неправильно, ошибочно, начать




испытывать сожаление об этом.

Читают учитель и хорошо читающие

учащиеся.

Прием «Чтение с остановками». Текст разбит

на смысловые части, каждая остановка

предполагает дальнейшее размышление,


прогнозирование.

1 остановка. (1 часть заканчивается

предложением: «…И с тех пор мы два месяца

не садились вместе со взрослыми».)


Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают.

- От чего имени ведётся рассказ?


- Рассказ ведётся от имени главного

героя Миньки, от автора.

- Почему дети любили ужинать со

взрослыми?

Свои ответы дети подтверждают словами из

текста.

- Как вы думаете, почему папин


начальник злился весь ужин на детей?

- Как наказал отец Миньку и Лёлю?

- Расскажите как, нужно себя вести за

столом во время еды.

- Как вы думаете, какое продолжение

нас ждет в этом рассказе?


Лексическая работа..

ФИЗМИНУТКА




Продолжение чтения произведения


  1. остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать


свои стаканы».)


Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают. - Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?


-Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?


- Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.


- Как изменилось поведение Лёли и Миньки?


- Почему это произошло? Учитель: Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Чтение рассказа до конца.


-Почему папа назвал их поведение глупым?


- Лёля и Минька беспрекословно исполняли приказания. Но всё надо делать с умом, с учётом изменившейся обстановки. Иначе получится абсурд.


  • сейчас проверим себя, внимательно ли вы читали?


Тест

1.Детей за ужином в особенности прельщали:


а) вкусная еда;

б) забавные истории

в) общение со взрослыми.


2.Леле хотелось поскорее рассказать свою историю, чтоб:


а) всех рассмешить;

б) всех удивить;


в) ее не забыть.







































Дети работают в парах Коммуникативные:


управление поведением


партнёра- контроль,

коррекция, оценка

действий партнёра.






















Самостоятельная

работа с


самопроверкой по

эталону





Рефлексия деятельности



3.Леля получила от мамы: а) замечание; б) шлепок;


в) недовольный взгляд


4.Мальчик грел масло, потому что: а) оно было стылое; б) развлекался;

в) хотел пошутить над папиным начальником.

5.Папа не наказал детей, потому что:

а) пожалел их;

б) они поступили глупо;

в) были гости.


Творческая работа в группах.

Кого можно назвать воспитанным человеком?

1.Терпимо относится к окружающим

2.Хороший собеседник



1.Подведение итогов урока.


  1. Беседа о смысле выражения «золотые слова».


- Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?






- Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой».


- Помогает ли понять основную мысль























Составляют дети













Ответы детей


Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд (152 стр.).














Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


Личностные:

самоопределение









Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


Личностные:


способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, смыслообразование


произведении название рассказа?


- В чем она заключается?


- Мальчик не сразу понял папины слова, но


зато впоследствии он их понял и оценил. И всегда


придерживался во многих случаях жизни. И может


быть поэтому, он стал сравнительно счастливым


человеком. И людям, может быть, поэтому не так


много огорчений.


- Сегодня на уроке, мы говорили,

обсуждали, кого можно назвать воспитанным

человеком. Познакомившись с рассказом

М.Зощенко, какой вывод вы сделали для себя?


- Конечно, нужно слушать советы,

поучения взрослых, мне бы не хотелось, чтобы


со мной не произошла такая история, как с

героями этого рассказа. Все надо делать с

учетом изменившейся обстановки.


- Мне очень хочется быть воспитанным

человеком. Я знаю волшебные слова и


постараюсь, как можно часто применяет их в

своей речи. Своим поведением никого не буду

ставить в неловкое положение других людей.

Чтобы не оказаться на месте героев рассказа,

буду всё делать с умом.


Выставление оценок.

Домашнее задание:


Подготовить краткий пересказ

Прочитать по ролям наиболее понравившийся


эпизод

Дети оценивают свою

вспомнить подобные ситуации из своей жизни,

работу карточками-

написать об этом мини-сочинение.

знаками


Регулятивные:


оценивают результат

своей деятельности