Конспект урока по литературному чтению
Тема: М.М.Зощенко «Золотые слова»
Класс: 3
УМК: «Школа России».
Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Предметные: ориентироваться в тексте произведения, быстро находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте; характеризовать главных и второстепенных героев произведения.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; включаться в игру и в нужный момент перестраиваться на учебную деятельность; контролировать себя в процессе игры (не заигрываться); рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов. Познавательные: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа.
Коммуникативные: делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам.
Личностные: осмыслить урок, преподнесённый родителями Лёли и Миньки, воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель Зощенко, высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни.
Оборудование к уроку: Учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», мультимедиа компьютер, распечатки текста на отдельных страницах для пометок учащихся
Ход урока:
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность | Универсальные учебные |
| | | учащихся | действия |
1. | Организационно-мотивационный момент | Создание эмоционального настроя. | Подготовка класса к | Личностные: |
| к деятельности | Прозвенел звонок | работе. | самоопределение. |
| (организационный | Начался урок | | Регулятивные: |
| момент) (Цель – | Друг на друга посмотрели. Улыбнулись | | целеполагание. |
| проверить | Девочки тихо сели | | |
| готовность | мальчики тихо сели | | Коммуникативные: |
| учащихся к уроку, | И на меня все посмотрели! | | уметь оформлять свои |
| нацелить на | | | мысли в устной форме; |
| плодотворную | | | договариваться с |
| работу, | | | одноклассниками |
| положительный | | | совместно с учителем о |
| настрой, | | | правилах поведения и |
| активизацию | | | общения и следовать им |
| внимания.) | | | |
| | | | |
2 | Пробуждение | -Ребята, обратите внимание на доску. Здесь | | Коммуникативные: |
| интереса к | записан зашифрованные слова. Помогите | | планирование учебного |
| пробуждаемой | расшифровать полное имя писателя | | сотрудничества с |
| теме. (Цель – | | | учителем и сверстниками |
| активизация | Лихим Чиволйахим Окнешоз | Учащиеся: | |
| опыта и | | М.М.Зощенко. | |
| предыдущих | /На экране появляется портрет писателя./ | | |
знаний | -Знаете ли вы, этого человека? |
обучающих, | Слайд№2 |
активизация | -Что вы о нём знаете? |
деятельности | Михаил Михайлович Зощенко родился в 1894 |
учащихся, | году в семье художника . Его призванием |
формирование | стала литература. . Зощенко был писателем – |
мотивации на | сатириком. Он высмеивал недостатки , в его |
учебную | произведениях многие узнавали себя..Сегодня |
деятельность, | книги Зощенко печатаются большими |
постановка | тиражами. Читая его рассказы, записанные |
учащимися | |
индивидуальных | герои к сожалению, дожили до наших дней. |
целей в учебной | |
деятельности.) | |
| Выставка книг Писатель создал целые циклы |
| рассказов адресованные детям: «Умные |
| животные», «Смешные рассказы», «Лёля и |
| Минька», «Рассказы о Минькином детстве», |
| «Рассказы о войне». |
| У Зощенко много произведений, достойных |
| вашего внимания, и с одним из них мы |
| познакомимся сегодня на уроке. |
| Прочитайте названия произведения.. |
| Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте |
| его задачи. |
| познакомиться с новым произведением |
| развивать умения выразительного чтения |
| развивать умение быстро бегать |
| совершенствовать умение правильного чтения |
| учиться решать задачи на сравнение |
| |
Познавательные:
пытаются решить задачу
известным способом.
Фиксируют проблему.
Учащиеся: Слово
«золотые»
употреблено
переносном значении,
потому что слова не
сделаны из золота.
Вежливые слова
Дети высказывают
свое предположение о
содержании.
Дети читают задачи,
убирают лишнее.
| | Учитель: Ребята, как вы думаете, в названии | | |
| | рассказа «Золотые слова» слово «золотые» | | |
| | употреблено в прямом или переносном | | |
| | значении? Почему? | | |
| | Учитель: Какие слова могут считаться | | |
| | «золотыми»? | | |
| | Какие вежливые слова вы знаете? | | |
| | Откройте учебники на странице 144. | | |
| | Рассмотрите иллюстрации к рассказу с.145, | | |
| | 150. Предположите о чем может быть данное | | |
| | произведение. А верны ли ваши | | |
| | предположения, мы узнаем, прочитав данный | | |
| | рассказ. Перед знакомством с текстом хотелось | | |
| | бы обратить внимание на некоторые слова. | | |
3. | Первичное | Словарная работа. | | |
| осмысление и | /На доске записаны слова. Дети стараются | Ответы детей | Логические: решение |
| закрепление | пояснить, если затрудняются, учитель | | проблемы, построение |
| связей и | зачитывает слова в контексте./ | | логической цепи |
| отношений в | Прельщала – стала заманчивой, приятной. | | рассуждений, |
| объектах | (Во–первых, на стол ставилась вкусная еда. | | доказательство, работа с |
| изучения | И эта сторона дела нас с Лёлей в | | информацией. |
| | особенности прельщала.) | | Коммуникативные: |
| | Угореть – отравиться угаром, потерять | | инициативное |
| | соображение. | | сотрудничество в поиске |
| | Угоревший – отравился угаром. | | и выборе информации. |
| | Развязно – излишне свободно и | | Личностные: чувство |
| | непринуждённо в обращении с другими. | | сопереживания. |
| | (В виду того что дети, действительно вели | | |
| | себя развязно и тем самым они не | | |
| | оправдали наших надежд ….) | | |
| | Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, | | |
| | неправильно, ошибочно, начать | | |
испытывать сожаление об этом.
Читают учитель и хорошо читающие
учащиеся.
Прием «Чтение с остановками». Текст разбит
на смысловые части, каждая остановка
предполагает дальнейшее размышление,
прогнозирование.
1 остановка. (1 часть заканчивается
предложением: «…И с тех пор мы два месяца
не садились вместе со взрослыми».)
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают.
- От чего имени ведётся рассказ?
- Рассказ ведётся от имени главного
героя Миньки, от автора.
- Почему дети любили ужинать со
взрослыми?
Свои ответы дети подтверждают словами из
текста.
- Как вы думаете, почему папин
начальник злился весь ужин на детей?
- Как наказал отец Миньку и Лёлю?
- Расскажите как, нужно себя вести за
столом во время еды.
- Как вы думаете, какое продолжение
нас ждет в этом рассказе?
Лексическая работа..
ФИЗМИНУТКА
Продолжение чтения произведения
остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать
свои стаканы».)
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают. - Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?
-Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?
- Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.
- Как изменилось поведение Лёли и Миньки?
- Почему это произошло? Учитель: Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Чтение рассказа до конца.
-Почему папа назвал их поведение глупым?
- Лёля и Минька беспрекословно исполняли приказания. Но всё надо делать с умом, с учётом изменившейся обстановки. Иначе получится абсурд.
сейчас проверим себя, внимательно ли вы читали?
Тест
1.Детей за ужином в особенности прельщали:
а) вкусная еда;
б) забавные истории
в) общение со взрослыми.
2.Леле хотелось поскорее рассказать свою историю, чтоб:
а) всех рассмешить;
б) всех удивить;
в) ее не забыть.
Дети работают в парах Коммуникативные:
управление поведением
партнёра- контроль,
коррекция, оценка
действий партнёра.
Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону
Рефлексия деятельности
3.Леля получила от мамы: а) замечание; б) шлепок;
в) недовольный взгляд
4.Мальчик грел масло, потому что: а) оно было стылое; б) развлекался;
в) хотел пошутить над папиным начальником.
5.Папа не наказал детей, потому что:
а) пожалел их;
б) они поступили глупо;
в) были гости.
Творческая работа в группах.
Кого можно назвать воспитанным человеком?
1.Терпимо относится к окружающим
2.Хороший собеседник
1.Подведение итогов урока.
Беседа о смысле выражения «золотые слова».
- Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?
- Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой».
- Помогает ли понять основную мысль
Составляют дети
Ответы детей
Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд (152 стр.).
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные:
самоопределение
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, смыслообразование
произведении название рассказа?
- В чем она заключается?
- Мальчик не сразу понял папины слова, но
зато впоследствии он их понял и оценил. И всегда
придерживался во многих случаях жизни. И может
быть поэтому, он стал сравнительно счастливым
человеком. И людям, может быть, поэтому не так
много огорчений.
- Сегодня на уроке, мы говорили,
обсуждали, кого можно назвать воспитанным
человеком. Познакомившись с рассказом
М.Зощенко, какой вывод вы сделали для себя?
- Конечно, нужно слушать советы,
поучения взрослых, мне бы не хотелось, чтобы
со мной не произошла такая история, как с
героями этого рассказа. Все надо делать с
учетом изменившейся обстановки.
- Мне очень хочется быть воспитанным
человеком. Я знаю волшебные слова и
постараюсь, как можно часто применяет их в
своей речи. Своим поведением никого не буду
ставить в неловкое положение других людей.
Чтобы не оказаться на месте героев рассказа,
буду всё делать с умом.
Выставление оценок.
Домашнее задание:
Подготовить краткий пересказ
Прочитать по ролям наиболее понравившийся | |
эпизод | Дети оценивают свою |
вспомнить подобные ситуации из своей жизни, | работу карточками- |
написать об этом мини-сочинение. | знаками |
Регулятивные:
оценивают результат
своей деятельности