1. Подготовительный ( первичный синтез) подготовительная работа первичное восприятие текста проверка первичного восприятия | Разминка - Способ передвижения Бабы – Яги и Ведьмы? - Сколько человек тянули репку? - Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? - Какого зверя в русских народных сказках называют Топтыгин? -Сестрица Иванушки? -У кого смерть была на конце иглы? - Кто из обитателей болота стал женой Ивана – царевича? - На прошлом уроке мы познакомились с известным писателем – Всеволодом Михайловичем Гаршиным. Мы проанализировали написанную Им легенду « Сказание о гордом Агее». Он писал не только легенды, но и сказки. - Какие виды сказок вы знаете? - Какие особенности имеют эти сказки? Слайд 1 - Сегодня мы познакомимся с одной из них, а о ком она вы узнаете, когда отгадаете загадки: - Вдоль по речке, по водице. Плывёт лодок вереница. Впереди корабль идёт, За собою всех ведёт. - Что Вы знаете об утках? Где живут утки? - Какие утки обитают в нашей области? Какие из них занесены в Красную книгу? - Хорошо. Отгадайте вторую загадку. Из малька выходят лапки - Длинноногие ребятки. В луже прыгает квакушка – Длинноногая… - Что Вы знаете о лягушке? Чем она питается? Если обитают, то какие лягушки живут в Сахалинской области? - Молодцы. Чтобы расширить наш словарный запас, познакомимся с новыми словами: Паяц - происходит от итал. раgliассiо «шут». Название произошло от костюма шута в неаполитанской народн. комедии. Из итал. слово заимствовано в русский язык. Сучок(от сук) – часть ветви в древесине ствола. Тина - водоросли, плавающие густой массой в стоячей воде. Верста - старая русская мера длины, равная 1,06 км. Лупоглазая (голова) - с выпуклыми глазами. Единодушно- полное согласие в мнениях, действиях. Дрыгать - делать резкие, отрывистые движения. Болтыхаться – колебаться, шевелиться, трястись. Осудить - выразить неодобрение, признать плохим. Вверх тормашками кувырком, головой вниз. - Сейчас я прочитаю текст, а вы скажите, к какому типу относится эта сказка? - Итак, к какому типу относится эта сказка? Какие особенности имеют сказки о животных? - Где жила лягушка? - Куда летели утки? - С какой просьбой лягушка обратилась к уткам? | -Ступа. -3 -Колобок -Медведь -Алёнушка -Кощей -Лягушка - Литературные и народные. На слайде сравнение народной и литературной сказки. - Утка с утятами. - Хохлатая чернеть, кряквы обыкновенная и черная, свиязь, шилохвость, хохлатый нырок, морская чернеть камчатская, гоголь, морянка, восточная каменушка, восточно-сибирский турпан, синьга, чирок, свистунок и трескунок. - Лягушка. -На территории Дальнего Востока обитают лягушки трёх видов: сибирская, дальневосточная и чёрно-пятнистая. Кроме того, в наших лесах живут древесные лягушки – квакши. Это лягушки-хамелеоны. В зависимости от окружающей среды они могут быть зелёного или коричневого цвета. Квакши являются показателем экологической чистоты в лесу. |
2. Анализ: фактические: идейные: собственное отношение к прочитанному | - Теперь прочитаем сказку по цепочке и расскажем о главных событиях в ней. - Почему лягушка решила лететь на юг? - Что она придумала, чтобы полететь на юг? Найдите и прочитайте в тексте. – Как вы думаете, почему утки согласились взять лягушку с собой? -Что она увидела, поднявшись в воздух? - Что утки говорили о лягушке? Найдите и прочитайте в тексте. - Почему лягушка упала в пруд? - Что она рассказала местным лягушкам? Найдите и прочитайте в тексте. - Почему утки не вернулись за ней? – Как автор относился к лягушке в начале сказки? Какие слова и выражения использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке. - Как автор относился к героине в конце сказки? Какие слова и выражения использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке. - Сравним лягушку в начале и в конце сказки (характеристика по прилагательным). Характеристика лягушки. - Какой была лягушка? Какие черты характера проявляет героиня? Работа в парах. Найдите в сказке подтверждение тому, что лягушка была: 1 пара "осторожная" 2 пара "изобретательная" 3 пара "смелая" Вывод: За эти качества: осторожность, любознательность, находчивость, смелость - лягушку можно похвалить, они вызывают у автора хорошее отношение к лягушке. - Как автор относится к своей героине? - Необыкновенная, замечательная лягушка стала путешественницей. Она поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга. – Объясните, почему она просила уток лететь пониже? – Автор даёт нам новую характеристику лягушки. Какая она? - Какой порок помешал ей довести до конца хорошо начатое дело, сбыться её мечте? – Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине? -У Гаршина в тексте есть особые слова, сочетания слов, которые помогают нам понять иронию, с которой автор относится к лягушке. - Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью поведения лягушки? - Перестала хвастаться лягушка после падения? - Чему учит нас эта сказка? - Что хотел сказать автор в сказке? - Как вы думаете, в жизни бывают люди с такими человеческими пороками? - Кто из героев больше понравился и почему? - Кому из героев вы больше всего сопереживали и почему? | -Наслаждаясь, какая прекрасная, восхитительно, приятно нежилась. -Хвастливая, осторожная, любознательная, умная, смелая, несдержанная, общительная, внимательная, вежливая, изобретательная, честолюбивая, застенчивая, любопытная, лживая, добрая, хитрая, находчивая, болтливая, мечтательная, нескромная, тщеславная. -Лягушка была осторожной. Это можно подтвердить несколькими примерами из сказки: когда на озеро, где жила лягушка спустились утки и одна из них сказала, что надо "покушать", лягушка на всякий случай нырнула под корягу, хотя знала, что утки её, такую большую и толстую, есть не станут; выслушав рассказ утки о юге, лягушка пришла в восторг; но, прежде, чем отправиться на юг, всё-таки спросила, много ли там комаров и мошек. -Да, её можно назвать изобретательной, т.к. она сама "изобрела" новый способ путешествия на утках и её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её.) -Лягушка и смелая, потому что она во время путешествия не поддаётся чувству страха, когда стая уток поднялась в воздух, у лягушки дух захватило от страшной высоты, она "болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей силы стискивала челюсти, чтобы не оторваться", "нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик"; лягушке хотелось квакнуть от страха, "но нужно было иметь присутствие духа, и она имела его". -Он видит в ней не только хвастовство, но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость, любознательность. -Чтобы похвастаться. -Хвастливая. -Хвастовство. - Да изменилось, он говорит о лягушке с иронией, когда описывает её полет. -образ лягушки из сказки Гаршина – это хвастовства и нескромности. Автор иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых -Нет, она тут же нашла выход из создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей, рассказчицей, но хвастаться не перестала. - Хвастовство и нескромность до добра не доведёт. Хвастунишки выглядят нелепо и смешно. Хвастовство - несчастье человека. -Автор с иронией говорит о людях, у которых есть такая черта характера. Говорит о людях умных, но хвастливых. |