СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Л.Н. Толстой. Рассказ-быль "Лев и собачка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Л.Н. Толстой. Рассказ-быль "Лев и собачка"»

МБОУ «Крымская школа - гимназия»













Конспект открытого урока

по русскому языку в 3– Б классе на тему

«Л.Н. Толстой. Рассказ-быль «Лев и собачка»





Учитель: Войтюк Ольга Владимировна















2016 г.



ЦЕЛИ УРОКА:

- углубить знания учащихся о творчестве Л.Н. Толстого, расширить представления детей о жизни животных;

- развивать речь и логическое мышление учащихся, продолжить работу над выразительным, эмоциональным чтением;

- воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, компьютер, проектор, мультимедийная доска, портрет Л.Н. Толстого, картинки с изображением льва и собачки.



ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Прозвенел звонок на наш открытый урок. Всем доброе утро! Мне очень приятно ас всех видеть. Пусть этот день принесет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

II. Проверка домашнего задания.

1) - Читает хорошо подготовленный ученик:



Крестьянским детишкам входить в усадьбу было заказано. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу пели птицы. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф. И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу!

-Зачем граф зовет? Говорит, что хочет учить их грамоте. В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше.



-Кто этот граф? С творчеством какого писателя мы продолжим сегодня знакомиться? Какова тема нашего урока?

- Да, это Л.Н. Толстой. Поэтому я с радостью сегодня говорю: «Здравствуй, замечательный русский писатель Лев Николаевич Толстой!»

2) Тест по изученным произведениям Л.Н. Толстого.

- Взаимопроверка.

- Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза – зеркало души человека. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)

-Какими чертами характера обладал Л.Н. Толстой?

(Л.Н. Толстой был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сумел сохранить в себе до конца жизни.)

-Как он относился к людям? (слайд 5) «Чтоб поверить в добро, надо начать делать его».

- Поэтому эпиграфом к нашему уроку будут слова: «Чуткому сердцу откроются тайны» (Только человек с чутким сердце может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)



III. Постановка темы и целей урока.

-Какие благородные чувства пробуждают в нас произведения Л.Н.Толстого?

(вспомните произведения «Акула», «Прыжок») (сострадание, жалость, переживания)

IY. Речевая разминка

-Правильно, осознанно читать - это целое искусство. Мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание.

ТА-ТА-ТА, всем нужна доброта,

ТЫ-ТЫ-ТЫ, не жалейте доброты,

ТУ-ТУ-ТУ, всем подарим доброту.

- Ребята, а какое животное было приручено человеком самым первым?

(Да, это собака. А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живет рядом с человеком?)



Люблю я собаку за верный нрав,

За то, что всю душу тебе отдав,

В голоде, в холоде или разлуке

Не лижет собака чужие руки…



- О какой черте характера говорится в стихотворении? (О преданности, верности)

- В последнее время на улицах городов и сел бродят бездомные собаки. Это брошенный друг. (слайд 7)

Y. Знакомство с новым произведением.

А) - А сейчас отгадайте загадки и мы узнаем, о ком пойдет мы будем сегодня читать на уроке:



1) С царственной гривой, с гордой походкой 2). Кто к хозяину идет ,

Осмотрит свои владения зорко. Она знать дает.

Даже не думай встать на пути.

С царской особой ты не шути. (Слайд 9)



- Что вы знаете о льве? (Дикое животное, хищник, царь зверей)

- Почему льва называют царем зверей? (Это очень крупное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2м 40 см, вес более 230 кг. Лев обладает отличным зрением и слухом. Он очень осторожен. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат его могучее рычание.)

- Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека)

- Могут ли два абсолютно разных животных (по среде обитания и по темпераменту) найти общий язык? Об этом мы узнаем, прочитав произведение.

- Какие цели мы поставим на нашем уроке?



Б) РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ Л.Н. ТОЛСТОГО «ЛЕВ И СОБАЧКА». Первичное восприятие текста.

- Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далекой Англии, в городе Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-то из моряков, кто там бывал. И услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».

- А сейчас сядьте поудобнее, послушайте внимательно и затем ответьте мне на вопрос:

- О чем (не о ком!) эта быль? (О любви и привязанности животных друг к другу)

- Скажите, какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ? (печаль, грусть, тревогу, страх)

- Назовите главных героев произведения.

- Где происходят события? ( в зверинце)

- Для того, чтобы содержание текста нам было понятнее, поработаем над сложными словами, раскроем их значение:

На доске:

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас его называют зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть дыбом.

Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.



В) Перечитывание текста.

- Чтение «по цепочке» (по абзацу). Внимательно вчитаемся в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.

Г) Анализ содержания текста.

- Какие чувства вы испытали, когда читали этот рассказ? На доске варианты, выберите нужное:

горечь тоска печаль грусть радость восхищение удивление разочарование гнев злость



г) Анализ текста по вопросам.

- Зачем человек поймал собачку и рпинес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на этот вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными на корм зверям. У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на животных).

- В чем выражалась жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и дпеньги уравниваются. В тексте эти слова соединены союзом «или».)

- Найдите в тексте слово «ухватил».

- Почему именно это слово употребил автор? Какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит действовал необдуманно, схватил то , что подвернулось под руку)

- В своем произведении Л.Н. Толстой много написал о поведении животных.

- Прочитайте, как повел себя лев по отношению к собачке. (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тонул ее лапой…)

- Почему же он не растерзал ее? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место. (Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)



- Найдите в тексте слова, как автор называет собачку? (собачка, собачонка лапки, хвостик и другие добрые слова). Почему? (Она маленькая, беззащитная)



- Вспомним, какое животное лев? Как он отнесся к собачке? (Она понравилась льву. Он относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее)

Найдите этот момент в тексте и прочитайте его. (С тех пор собачка жила в однок клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.)

- Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чем это говорит? (Может положиться на него, она ему доверяет. Он не обидит ее, не предаст)

- Во что переросли чуввства собачки и льва? (В дружбу)

Лев и собачкк прожили вместе целый год. Жизнь в клетке не весела и не богата событиями.

- Что же происходит с собачкой? (Она заболела и умерла)

-Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки. (Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой)

- Какие чувства испытывает от потери собачки? (Безысходность. Он не знает, как вернуть своего друга)

- С помощью каких слов автор передает чувства льва? ( Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлстать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих.)

- Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытется вырваться на свободу, но не может этого сделать.)

- Как хозяин попытался изменить ситуацию? (Дал новую собачку.)

- Почему лев не принял новую собачку? (Он был предан, ведь друзей не меняют. Лев, потрясенный гибелью собачки, умер, пережив ее несколько дней.)

- Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляютс они у них по-разному. Лев – хищник. Он в ярости разрывает другую собаку.

- Какой конец в этой истории? (печальный)

- Как вы думаете, зачем писатели иногда пишут произведения с печальным концом, композиторы сочиняют грустные песни, художники пишут невеселые картины? (Для того, чтобы мы научились чувствовать чужую боль, сопереживать другим, заботиться о тех, кто нуждается в защите и поддержке)

- Мог ли написать такое произведение человек с холодным, каменным сердцем? (Нет, у Льва Николаевича чуткое сердце.)

-Давайте еще раз обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете его смысл? (Чуткое сердце – благородное, трепетное, отзывчивое).

- А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете почувствовать чужую боль, радость за других, печаль других людей?

- Давайте создадим копилку добрых дел! На полоске бумаги напишите, какое доброе дело вы сделали вчера или сегодня, или можете сделать, если кому-то понадобится помощь.

- Я рада, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.

YIII. Рефлексия.

  1. Игра «ДА-НЕТ-ка» + или -

  1. Л.Н. Толстой жил в имении Ясная Поляна.

  2. В своем имении он открыл школу для крестьянских детей.

  3. Действие рассказа происходит в лесу.

  4. Собака – дикое животное.

  5. Лев – хищник.

  6. Собачка оказалась умной и доброй.

  7. Лев заботился о собачке.

  8. Лев и собачка часто ссорились.

  9. Лев и собачка прожили вместе много лет.

  10. Лев затих, потому что ему стало скучно.

  11. Чувства собачки и льва переросли в дружбу.



- Давайте подведем итог урока.

- Чему мы научились сегодня на уроке?

- Что особенно поразило вас в рассказе?

- За что мы можем сегодня сказать: Спасибо Вам, Лев Николаевич! (За ваши добрые рассказы, за то, что Вы учите нас делать добро, учите нас состраданию.

Задание на дом: прочитать еще раз рассказ, придумать свою концовку так, чтобы она была радостной и счастливой.