СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Иван Андреевич Крылов "Ворона и лисица""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Иван Андреевич Крылов "Ворона и лисица""»

Учитель :Сова С.В. 3-а класс

Литературное чтение 19.10.2024 г. тема: И.А. Крылов «Ворона и Лисица».

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи:продолжить знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова, расширять представление учеников о басне, учить детей находить скрытый смысл, заключенный в басне; развивать мышление, речь учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

научатсяназывать некоторые уже известные особенности басенного жанра; воспроизводить наизусть строки из ранее изученных басен; осмыслять специфику рассказа и басни; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному

Метапредметные:

познавательные: воспроизводят информацию, полученную в ходе урока, фиксируют информацию в виде таблицы;

регулятивные: определяют учебную задачу урока в совместном обсуждении, соотносят ее выполнение с формулировкой в конце урока; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; оценивают себя на различных этапах урока;

коммуникативные: принимают участие в дискуссиях, задают вопросы собеседникам, отвечают на вопросы своих одноклассников

Личностные:

проявляют интерес к творчеству И. А. Крылова и чтению его басен; самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению

Ресурсы урока

учебник, Портрет И .А .Крылова ,фото памятника Крылову, картинки лисицы и вороны


Ход урока

I. Организационный момент.

. Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Все ли правильно сидят,

На учителя глядят.

-Пусть урок принесет всем радость общения, а помогать вам будут

внимание, находчивость, смекалка.

II. Актуализация учебной деятельности

1. Повторение пройденного.

- Сейчас я проведу викторину, я прочитаю вам строчки из басен, а вы определите их название.

Да только воз и ныне там (Лебедь, рак и щука).

Чем кумушек считать трудить не лучше ль на себя кум оборотиться (Зеркало и обезьяна).

Ты всё пела это дело так пойди же попляши (Стрекоза и муравей).

К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, цены не зная ей (Мартышка и очки).

- Кто автор этих басен?

2.Проверка домашнего задания.

- Пришло время проверить ваше домашнее задание. Итак, на дом вам было задано выучить наизусть басню «Зеркало и обезьяна» сейчас 5-7 желающих пойдут к доске прочитают эту басню выразительно.

А мы с вами ребята выберем лучшего чтеца, поэтому слушаем внимательно и обращаем внимание на то, как читают наши чтецы. Смотрим на то, как они читают: громко ли, без ошибок, сказали ли автора и название.

- Чьё чтение было лучше и почему? (Выставляются оценки)

III. Изучение нового материала.

1.Постановка учебной задачи и определение темы урока.

- Сегодня на уроке будем работать над басней И. А. Крылова. А как она называется, вы должны догадаться сами.

- Посмотрите на слайд , Кто изображён внизу на памятнике?

- Что вы знаете о Крылове? (первые басни написал в 37 лет, подписывал их «Нави Волырк», написал более 200 басен, работал библиотекарем в Петербурге, его басни любили все от солдат до императоров Александр I, Николай II, главные герои животные с характерами людей и т.д.).

-Вы очень много знаете о Крылове, а я хочу дополнить ваши знания рассказом об истории необычного памятника, который изображён на слайде.

(После смерти Крылова было решено поставить ему памятник. Средства на воздвижение этого памятника были собраны народом за 2 года. Скульптором, воздвигшим этот памятник был Петр Карлович Клодт. Было решено поставить этот монумент в Летнем саду в городе Санкт-Петербурге. Клодт решил украсить памятник скульптурами героев басен великого баснописца, для этого он прочёл их все и составил список животных: осёл, кот, собаки, волк, ворона, журавль, обезьяны, лисица и другие. Скульптуры животных лепились с натуры. Говорят, что во время работы в доме Клотда был целый зверинец. Старания скульптора оправдали себя животные, украшающие пьедестал, выглядят естественно и правдоподобно).

- Мы сегодня с вами поговорим о двух героях, которые изображены в виде скульптур на памятнике (о вороне и лисице –догадываются дети)

- Давайте попробуем догадаться каково же название басни, с которой мы сегодня познакомимся.

- Давайте назовём тему нашего урока и какие цели мы перед собой поставим. (Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица»).

- Расскажите о повадках этих животных. Где они живут? (Ворона живет рядом с человеком. Не отличается красотой, голосом.

Лиса живет в лесу. Это хищное животное.)

2. Повторим понятия о басне и о морали-

Итак, басня – это небольшое произведение, написанное чаще всего в стихах, в котором высмеиваются недостатки людей. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

- Как вы думаете, чем басня похожа на сказку? (главными героями являются животные) В чём их отличие? (нет волшебства)

-А чем басня похожа на стихотворение? (написано в рифму) В чём отличие? (в ней есть мораль)

Мораль – нравственные нормы поведения, отношения с людьми, общественная оценка – осуждение или одобрение. В басне рассказывается о животных , а подразумеваются поступки людей: ложь, грубость, злость, лень, жадность, лесть, глупость.

3. Знакомство с басней. (Грамзапись.)

Вы прослушайте и ответьте на вопрос.

Какими на первый взгляд показались вам персонажи басни?

4. Самостоятельное чтение учащихся (жужжащее).

Внимательно читайте о Вороне и Лисице.

5. Словарная работа.

–Прочитайте слова, смысл которых вызвал у вас затруднения.

Постарайтесь объяснить их смысл.

Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.

Гнусный - отвратительный, омерзительный.

Не впрок – не на пользу

Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на что-либо.

Пленить – очаровать, покорить чем-либо.

Плутовка – обманщица, хитрая.

Ангельский - нежный, добрый.

Вещуньина – вещун – предсказывающий несчастье.

Зоб – у птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и

предварительно обрабатывается пища. У человека: увеличенная щитовидная

железа, а также ожирение шеи под подбородком.

На цыпочках подходит - подходит тихо, осторожно.

Вскружилась голова - утратила способность здраво рассуждать.

Была такова - исчезла, скрылась.

Дыханье сперло - трудно стало дышать.

Бог послал - нашёл случайно, без особого труда.

IV. Физкультминутка

- Ребята, прежде чем перейти к басне, давайте поиграем: представьте себе, что все мы мартышки. Какие у неё повадки?

Рано утром на полянке

Так резвились обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Все присели, снова встали.

Вы резвиться не устали?



V. Продолжение работы по теме урока.

1. Выборочное чтение.

-Какими словами автор характеризует Ворону?

-Какими словами автор характеризует Лисицу?

На доске появляется запись:


Ворона

Лисица

Взгромоздясь - тяжелая

Близехонько - быстрая

Призадумалась - неуклюжая

Сыр пленил - легкая



Бог послал - медлительная

Вертит хвостом - ловкая

- Найдите слова, в которых автор предугадывает события?

Плутовка обманщица на ту беду

-Как лиса задумала получить сыр?

-Зачитайте, какими словами Лиса хвалит Ворону? (Голубушка как хороша…….какая шейка, глазки…)

-Правда ли Ворона такая красивая птица?

-Правда ли Ворона хорошо поет?

-Значит, Лиса обманывает, приукрашивает достоинства Вороны. Она льстит.

-Прочитайте выразительно, как Лиса восхваляет Ворону.

-Зачитайте, что случилось с Вороной?

-Итак, Ворона поверила, поддалась на лесть, не выдержала, каркнула.

-Вывод. Что осуждает Крылов в басне? (Глупость, доверчивость, обман, лесть.)

- Чему учит автор? (Не верить, не поддаваться на лесть, самому не льстить.)

- А теперь найдите и зачитайте мораль басни. («Уж сколько раз твердили миру…..».)

- Кого подразумевает Крылов, рассказывая нам о Вороне и Лисице?

Ворона – этим словом называют людей рассеянных, глупых, доверчивых, поддающихся на похвалу.

Лисица – изображает человека, который хочет добиться цели, во что бы то ни стало, чтобы войти в доверие.

Показан человек хитрый, ловкий, угодливый.

-Что осуждает Крылов?

2. Закрепление изученного материала.

Приём «Перевёрнутые логические цепочки».

Расположите цепочки слов в нужной последовательности:

а) ворона нашла кусочек сыру;
б) лиса близёхонько бежала;
в) ворона каркнула;
г) лисица говорит сладкие слова вороне;
д) плутовка подходит на цыпочках;
ж) лисица схватила сыр и убежала;
к) сыр выпал.

VI. Блиц –турнир

? - Предлагаю вашему вниманию Блиц-турнир.(Приготовить ладоши и хлопнуть при правильном ответе)

1. Имя и отчество Крылова

А. Иван Сергеевич

Б. Иван Саввич

В. Лев Николаевич

Г. Иван Андреевич

2. Что такое басня?

А. Рассказ о животных

Б. Нравоучительный рассказ

В. Весёлое повествование

3. Нравоучением (поучением) в басне называется:

А. Правило

Б. Закон

В. Мораль

Г. Присказка

4. Мораль в басне может быть:

А. В начале

Б. В конце

В. Верны оба варианта







VII. Итог урока.

- Давайте подведем итог. С какой басней мы сегодня с вами работали? Кто автор? Какова мораль? Достигли ли цель?

(Оценивание работы учащихся.)

Домашнее задание

а) обязательное задание: выразительное чтение басни стр. 66;

б) задание по выбору учащихся:

- чтение басни по ролям;

- инсценировка басни;

- выучить басню наизусть;

VIII. Стадия рефлексии:

- Ребята, понравилась ли вам урок?

- Что вам больше всего понравилось?

- Что вызвало затруднение?

- На этом урок окончен. Спасибо всем.