Тема: . Составление устного рассказа «Любовь и забота о братьях наших меньших» по изученным произведениям
Цели урока: Обобщение и систематизация изученного материала по теме "Братья наши меньшие"
Задачи: развитие УУД:
познавательных УУД:
общеучебные: осуществлять смысловое чтение;
информационные: работа с Толковым словарем
логические: построение рассуждения; обобщение.
коммуникативных УУД :
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; взаимодействие в работе в парах
личностных УУД:
учет чужой точки зрения, определять характер героев, опираясь на цитаты и собственный опыт, учиться подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения
регулятивных УУД:
оценка и самооценка чтения, умение строить диалоги.
Оборудование: выставка книг о животных, выставка рисунков, карточки с заданиями, печатные тетради.
Ход урока
Вступительное слово.
-Ребята, отгадайте анаграмму.
Е Ы Н Т О В И Ж
- Кто догадался, в чём здесь секрет? Как расшифровать слово? ( Слово записано наоборот)
- Правильно , ребята, это животные.
- А как, мы называем животных? Кем они для нас являются?
( Братьями нашими меньшими).
Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Прочитайте эпиграф к нашему уроку.
«Мы в ответе за тех, кого приручили».
Это сказал французский летчик, писатель, погибший во вторую мировую войну Антуан де Сент Экзюпери. А русский поэт Сергей Есенин назвал зверей «братьями нашими меньшими». Они живут рядом, мы их любим.
Самоопределение к деятельности . Постановка учебной задачи.
Учитель: Исходя из всего вышесказанного определите тему урока.
Дети: О братьях наших меньших.
Учитель: А так как мы закончили изучать раздел , то тема нашего урока « Обобщение по теме « О братьях наших меньших». И давайте предположим, какие цели мы бы поставили перед собой на уроке?
Дети: вспомнить произведения о животных, изученных в разделе, кто их автор.
Учитель: Вспомним как надо относиться к животным.
Сегодня мы должны вспомнить все произведения, которые изучили по этой теме. А вспомним в виде игры. Будем работать по группам. Давайте все хором прочитаем правила.
Наши правила.
4.Работа по теме урока.
а) «Отгадай название рассказа».
Скрипка, ручей, щепка, музыкант, медведь.
(«Музыкант»)
Старик, мыши, клевер, корова.
(«Сова»)
Дача, мальчики, ежик.
(«Страшный рассказ»)
Утята, стрекоза, Алеша.
(«Храбрый утёнок»)
Утка, мальчики, утята.
(«Ребята и утята»)
Щенок, кошка, мама.
(«Кошкин щенок»)
Проверка работы. Самооценка.
5.
6.Работа в группах по вопросам.
Карточка 1. «Музыкант» В.Бианки
Выделите строки, которые убедили тебя, что старик действительно любил музыку?
Прочитайте, как медведь играл на скрипке?
Почему старик не застрелил медведя?
Карточка 2. «Сова» В.Бианки
Найдите в тексте пословицу?
Объясните значение пословицы?
Назовите главную мысль текста? Что хотел сказать Бианки в этом произведении?
Карточка 3. «Страшный рассказ» Е.Чарушин
Прочитайте диалог по ролям, как Шура и Петя уговаривали себя не бояться?
Почему рассказ называется страшный?
Как еще можно было назвать рассказ?
Карточка 4. «Храбрый утенок» Б.Жидков
Почему хозяйка решила, что утята заболели?
Кем оказался утенок Алеша – хвастуном или храбрецом?
Подтвердите ваш ответ словами из текста?
Карточка 5. «Ребята и утята» М.Пришвин
Перескажите рассказ с помощью плана
Утка повела утят к озеру
Ребята ловили утят
Приказ взрослого
Семья продолжает путешествие
Карточка 6. «Кошкин щенок» В.Берестов
Почему автор назвал стихотворение «Кошкин щенок»?
Как можно по другому назвать стихотворение?
Прочитайте выразительно.
6.Обобщение
В конце разговора давайте вернемся к эпиграфу нашего урока.
-Как вы понимаете «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Действительно, животные наши младшие братья. Их нужно беречь и защищать от врагов. Человек, который не только любит животных, но и бережет их, имеет большое и доброе сердце. Надеюсь, что у вас тоже будет большое и доброе сердце. Ведь «Всё доброе на Земле – от солнца, все хорошее – от человека».
- Убедили ли вас авторы рассказов, что мы в ответе за тех, кого приручили?
- Давайте авторов всех произведений?
- Ребята, если вы заинтересовались жизнью животных, то вы можете почитать книги Паустовского, Пришвина, Бианки, Житкова, Чарушина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. В книгах этих писателей вы узнаете много нового и интересного о животных.
6. Подведение итогов урока.
Мы многое повторили, вспомнили.
Рефлексия.
Кого называю нашими братьями меньшими? Почему? -Как мы должны относиться к животным.
Какие правила поведения вы должны соблюдать в природе? Как следует относиться к природе?
Какими качествами должен обладать человек, чтобы заботиться о братьях наших меньших?
Доброта, ответственность, трудолюбие, жалость, любовь, понимание, злость, жестокость, безразличие, грубость,
Подведение итогов урока. Как называется раздел.
Оценивание работы на уроке
Тест. Кимы стр.12-13.
Проверьте свои знания! Ответы на слайдах.
Домашнее задание: Ответы на вопросы; нарисовать любое животное и написать к рисунку загадку об этом животном.