Урок литературного чтения в 3 классе
Учитель: Можнова Юлия Александровна
Тема:И.С. Соколов-Микитов "Листопадничек"(второй урок)
УМК «Школа России» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.
Цели: познакомить с произведением И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»;
научить выделять события, составляющие основу художественного произведения,
определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план, давать характеристику героев.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;
коммуникативные: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознают цель своего высказывания
Личностные: называть произведения, фамилии и имена писателей, пишущих о Родине; предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к своей Родине.
Оборудование:
компьютер, экран, мультимедиа проектор,документ-камера, презентация по теме "Урок литературного чтения в 3 классе по теме И.С. Соколов-Микитов "Листопадничек", выполненная в программе PowerPoint , картинный планлисточки и зайчики для рефлексии, изображения зайца и бобров.
Ход урока:
1. Организационный этап
2.Речевая разминка.
а)Чтение скороговорки, применяя средства выразительности речи: темп, громкость. Сначала – медленно, тихо→быстрее, громче→быстро, громко, по движению руки учителя.
Не хочет косой косить косой;
Говорит: «Коса коса».
- Какие слова одинаковы по звучанию и произношению, но разные по значению? (Одинаковы по произношению слова «косой» и «косой». Одно из них (первое в значении «заяц», а другое – «коса» - инструмент, которым косят траву. Ещё одинаково звучат слова «коса» и «коса». Первое слово в значении «косая», другое – «инструмент». Можно и наоборот).
б) Прочитать с логическим ударением на каждом слове.
Мы продолжаем путешествие в сказку.
3.Работа с текстом.
а)Введение в тему урока.
- Сегодня мы продолжаем путешествие в сказку И.С.Соколова-Микитова «Листопадничек» . Докажите, что это сказка.
-Какая это сказка авторская или народная?
-Кто автор этой сказки?
-Какие факты из его биографии запомнили?
- Угадайте, о ком идёт речь.
«Меня всегда уважали люди и даже преклонялись передо мной за мою работоспособность и строительное искусство. Если у меня случаются строительные неполадки, то я бросаюсь их чинить в любое время дня и ночи.
Семья у меня очень дружная. Мои малыши очень шустрые. Уже через два дня после рождения так и норовят выбраться из гнезда. Я отлично плаваю и ныряю. А ещё у меня замечательный хвост: он мне и стул, и руль, и сигнальное приспособление, и регулятор температуры».(Бобры)
«У меня очень красивые глаза: большие, бархатисто – тёмные, с длинными ресницами. Шея малоподвижная, поэтому, когда я бегаю, я её не поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю я очень быстро и прыгаю здорово и меня не так просто поймать. В опасности никогда не теряю голову. У меня есть два основных способа защиты: маскировка и ноги. Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у меня появляются три раза в год, такие пушистые и хорошенькие. "(Зайцы)
-Почему я загадала о них загадки?
-Сегодня на уроке мы побольше узнаем об этих животных, попробуем составить характеристику этих героев, разберёмся в правильности их поступков.
-Сколько раз в год рождаются зайчата у зайчихи?
-Как называются зайчата, рождённые осенью?
-Попробуйте по названию догадаться, в какое время года рождаются эти зайчата.
"Настовички" они появляются, когда на снегу есть наст (наст на снегу - заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели)
"Травники" "Колосовики"-летние зайчата
-Что узнали о жизни зайцев из этой сказки? Приведите доказательства словами из текста.
-Что узнали о бобрах из текста. Зачитайте нужные отрывки.
Физминутка.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале,
Вправо, влево повернись
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх, лапки в бок
И на месте прыг да скок.
А теперь бежим вприпрыжку
Молодцы, мои зайчишки.
б) Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы разделили это произведение на 6 частей. Дома вы должны были озаглавить каждую часть. (Проверка с помощью документ-камеры).
План
1.Мечта Листопадничка.
2.Подготовка животных к зиме.
3.Зайчонок в хатке бобров.
4.Пришлось остаться на зиму.
5.За долгую зиму страху натерпелся.
6.Наконец-то дома.
В это время в парах нужно составить цитатный план из предложенных вариантов.
1."Вот бы и мне так полетать..."
2."...бобры строят на речке плотину."
3."Прыгнул Листопадничек в хатку."
4."Остался Листопадничек в бобровой хатке"
5."За долгую зиму страху натерпелся..."
6."...и со всех ног на родное болото."
Один у доски составляет картинный план.
Соотнесение названий частей плана(Простого, цитатного, картинного).
в) Работа над содержанием и характеристикой героев.
Листопаднички родились осенью. Зачитайте, о каких изменениях в природе осенью вы узнали из текста?
-А какие изменения ещё бывают?
-Сколько зайчат родилось у зайчихи?
-Почему автор выделяет только одного?
-Что видели зайчата каждое утро?
-Что сказал матери самый маленький зайчик?
-Выберите слово, с помощью которого можно определить чувство, состояние, скрытую мысль зайчика.
мечта, желание, надежда, просьба, идея, мысль
-Прочитайте теперь фразу зайчика с нужной интонацией.
- Как бы вы зачитали ответ старой зайчихи? Выберите подходящее из предложенного мной.
Строго с мольбой с возмущением
с насмешкой с радостью весело печально
-Прочитайте.
-Чьи слова мы прочитаем с интонацией сочувствия?(Журавлей)
-Почему?
-Прочитайте слова зайчат с чувством страха, тревоги.
-Как им ответила зайчиха? Прочитайте.
-С каким чувством прочитаем следующие слова зайчика?
-Какую характеристику мы можем уже дать зайчику?
(Мечтатель, фантазёр, непослушный)
Замените одним словом:
-Задаёт вопросы бобрам -любознательный
-Всю зиму жил в хатке у бобров- терпеливый
-Помогал нянчить бобрят, кормил их -добрый, заботливый
-Научился плавать в стрессовой ситуации- смелый
-Скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев- любящий
-Какие ещё назовёте черты характера зайчика?
-Составьте синквейн о зайчике.
Зайчик.
Любознательный, трусливый.
Заботится, боится, ныряет.
Листопадничек познакомился с бобрами.
Листопадничек.
-Дайте характеристику бобрам с доказательством из текста.
г) Работа с пословицами
- Выберите самые точные пословицы, которые больше всего подходят к теме нашего урока. Объясните свой выбор.
Много спать – дела не знать.
Дома и стены помогают.
Всякий кулик своё болото хвалит.
Чужая сторона – дремучий бор.
В гостях хорошо, а дома лучше!
Друзья познаются в беде
4.Домашнее задание с.67 №11
Представь, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие ещё приключения могли с ним произойти? Придумай свой рассказ Запиши в тетрадь.
5 Рефлексия.
У вас два зайчика -белый и серый.
Выберите серого зайца, если вы сегодня недовольны своей работой на уроке.
Белого- если довольны своей работой, были активны.
Посадите ваших зайчиков в ковёр из красных листьев, если вы себя чувствовали неуверенно, вам было неуютно на уроке.
В ковёр из жёлтых листьев, если вам было безразлично, что происходило на уроке.
В ковёр из зелёных листьев, если чувствовали себя уверенно, спокойно.