СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению "Виталий Бианки "Музыкант"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Виталий Бианки "Музыкант"»

Технологическая карта урока Сенькиной Анны Дмитриевны

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 «В»

Тема урока: «Виталий Бианки «Музыкант»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока:

  • Содержательная: знакомство учащихся с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант»

  • Деятельностная: формирование умения работать с художественным текстом, грамотно и осмысленно читать произведение;

Задачи урока:

  • Дидактическая: формировать умение пересказывать текст по наводящим вопросам педагога;

  • Развивающая: способствовать развитию познавательной активности детей, речи, умений наблюдать, сравнивать, делать выводы;

  • Воспитательная: воспитывать интерес к чтению произведений природоведческого характера, понимать, что в природе много необычного.

Планируемые результаты:

  • Предметные:

- Рассказывать о герое произведения, используя авторские слова и выражения, уметь работать по заданию;

- Отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения В.В. Бианки «Музыкант»;

- Определять тему и главную мысль прочитанного рассказа;

- Составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);

- Пересказывать (устно) подробно и выборочно.


  • Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- Удерживать в памяти последовательность событий прослушанного (прочитанного) текста;

- Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать ее в сотрудничестве с учителем и в коллективной деятельности;

- Понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи, возникшей при чтении (слушании) произведения;

- Проверять по образцу выполнение поставленной задачи;

- Организовывать, участвовать, контролировать ход и результат парной работы;

- Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе темы «В.В. Бианки «Музыкант»; определять круг своего незнания;

- Анализировать текста рассказа «Музыкант»: находить в тексте слова, подтверждающие характеристику героя, оценивать его поступки;

- Сравнивать героев произведения по предложенному алгоритму;

-Подбирать примеры, подтверждающие суждение, вывод;


- Читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов;

- Характеризовать жанровые особенности рассказа.




Коммуникативные УУД:

- Слушать собеседника и понимать речь других;

- Устно формулировать простые выводы на основе прочитанного (прослушанного) произведения;

- Оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения;

-Работать в парах, учитывать мнение партнера, высказывать свое мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную позицию.


  • Личностные:

- Осознавать проблемы взаимоотношений человека и животных, отраженные в рассказе В.В. Бианки;

- Стремиться к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;

- Проявлять любознательность и самостоятельность в познании творчества писателей;

- Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка;

- Осваивать с интересом новые знания и способы действий; положительно относиться к предмету литературного чтения;

- Понимать необходимость осознанного выполнения правил и норм школьной жизни.









Характеристика этапов урока


Этап урока

Методы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации учебной деятельности


Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные


Личностные

1. Мотивация к познавательной деятельности


Словесные


- Добрый день, ребята! Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку хорошего настроения друг другу. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы все здоровы и добры, ласковы и приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость и беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам, чтобы любознательность оставалась в течение всего урока. А чтобы он был интересным, хочу вам посоветовать (текст на слайде презентации):


- «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи».

- Как вы понимаете эти слова?


- Именно так, друзья! Проверим готовность: на партах должны находиться учебники по литературному чтению, а также пеналы с цветными карандашами.






Ученики приветствуют учителя.




Настраиваются на работу.





Выполняют успокаивающие дыхательные упражнения.



Слушают учителя.



Отвечают:

- Чтобы добиться успеха в работе, ей нужно отдать всего себя.






Проверяют готовность к уроку.











Фронтальная работа
















Индивидуальная работа





Презентация к уроку «Виталий Бианки «Музыкант».






Слайд с изображением правильной посадки за рабочим местом.




Самоконтроль и взаимоконтроль мотивации.






















Проверка готовности к уроку.













К:

- Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения.


-Понимать необходимость осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;








Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка.


2.Актуализации знаний в пробном учебном действии


Словесные




Наглядные




















Практические


















Наглядные





















Практические










- На каждом уроке чтения мы с вами открываем дверцу в хранилище русской литературы и поднимаемся на одну ступеньку выше в своих знаниях.


- А что же сегодня нас ожидает за этой волшебной дверью? Закройте глаза и прислушайтесь!


Включаю музыку А. Рыбака, отрывок из произведения «Игра на скрипке».

- На минутку мы окунулись в мир классической музыки. Вы прослушали сейчас отрывок из музыкального произведения А. Рыбака. Скажите, какие ассоциации у вас вызвала эта музыка?


- А какой из музыкальных инструментов звучал наиболее ярче, звучнее? Как вам показалось?


- Верно, ребята, это скрипка – инструмент душевный, звучный, которым владели и владеют многие знаменитости, одним из которых и является Александр. Для подобного рода занятий требуются не только большой талант, но и немалое количество упорного труда.


- Взгляните на экран: там перечислены три факта, и только один из них истинный. Вам предстоит найти среди них правду.

Факты:

Скрипка улучшает работу мозга.

Панда – это не медведь.

М. Пришвин написал «Страшный рассказ» в 1933 году.


Далее подробно разбирается каждое высказывание, рассуждение строится по принципу: «Кто считает, что факт истинный, поднимите левую руку...»


После обсуждения появляется слайд с верными обозначениями.

- Почему факт №3 оказался обманкой?


- Занятия скрипкой действительно отлично развивают мозговую деятельность. Да-да, не удивляйтесь. Играя на скрипке даже самую простую пьесу, человек может решить сложную интеллектуальную задачу, даже не относящуюся к музыке. Здорово, не правда ли?

- Давайте-ка тоже прокачаем наши мозги, осуществим сию цель с помощью занимательного ребуса. Все же помнят, каким образом мы их отгадываем? Хорошо.


На доске ребус:



- Какое слово получилось?

- Проверим.



Учащиеся слушают мелодию, если в классе находится ученик, которому известно, откуда взято музыкальное сопровождение, то он указывает на это.







Отвечают:

- Эта музыка напоминает о чем-то волшебном, сказочном. Мелодия бойкая и веселая.

Обмениваются мнениями.

- Скрипка.





Слушают учителя.




Среди перечисленных фактов учащиеся пытаются отыскать один истинный.


Рассуждают.


Варианты расходятся, поэтому вместе с учителем разбирают каждое высказывание.


Факты:

1)Скрипка улучшает работу мозга (+).

2)Панда – это не медведь (-).

3)М. Пришвин написал «Страшный рассказ» в 1933 году (-).


Отвечают:

- Потому что «Страшный рассказ» написал Чарушин.








Слушают учителя





Вспоминают, как правильно разгадываются ребусы.


Отгадывают зашифрованное слово.


Учащийся, справившийся с заданием быстрее других, озвучивает ответ:



- Музыкант.


Фронтальная работа



















Индивидуальная работа











Фронтальная работа










Индивидуальная работа



















Фронтальная работа




Музыка А. Рыбака, отрывок из произведения «Игра на скрипке»





Презентация к уроку «Виталий Бианки «Музыкант».




















Слайд с тремя фактами, один из которых истинный

































Ребус

















Устный опрос

















Обсуждение.







Проверка правильности выполнения задания.




Далее подробно разбирается каждое высказывание, рассуждение строится по принципу: «Кто считает, что факт истинный, поднимите левую руку...»



После обсуждения появляется слайд с верными обозначениями.













Проверка по эталону.
























































Р:

-Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать ее в сотрудничестве с учителем и в коллективной деятельности;







К:

- Слушать собеседника и понимать речь других














П:

-Подбирать примеры, подтверждающие суждение, вывод;





























П:

- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы.










-Понимать необходимость осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;

































-Осваивать с интересом новые знания и способы действий.

3.Выявление места и причины затруднения

Словесные








Практические


















Наглядные















- Почему же сегодня я вам и мелодии включаю, и про музыку разглагольствую, разве на уроках чтения мы знакомимся с музыкальными произведениями?



- А с какими произведениями мы знакомимся на чтении?


- Верно, с литературными произведениями.


- Кто пишет литературные произведения?


- Фамилию автора, творчество которого мы будем сегодня разбирать, вы узнаете, по первым буквам имен этих писателей.

На слайде презентации перечислены имена и фамилии следующих писателей: Борис Заходер, Иван Крылов, Александр Пушкин, Николай Носов, Корней Чуковский, Ирина Токмакова.


- Какая фамилия получилась?


- Кто-нибудь уже слышал о гениальном Бианки и его удивительных историях? Нет? Тогда, поверьте, ребята, нас ждет познавательное приключение в мир человечности и доброты!


Слушают учителя.


Отвечают:

- Нет.


- На чтении мы знакомимся с литературными произведениями.



- Писатели, по-другому их называют авторами.



Собирают фамилию «Бианки» из инициалов изученных ранее писателей.






Отвечают:



- Бианки.




Затрудняются в ответе, до этого дети еще не проходили творчество Виталия Валентиновича.



Индивидуальная работа
















Фронтальная работа



Пособия

















Презентация к уроку «Виталий Бианки «Музыкант».


















Устный опрос.





Беседа, в результате которой правильные ответы обобщаются.










В ходе обсуждения и слушания мнения одноклассников рассматриваются возможные варианты.



Самоконтроль.











П:

-Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;




К:

-Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную позицию.











К:

- Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения.














- Осваивать с интересом новые знания и способы действий.


















4.Построение проекта выхода из затруднений.

Словесные












Наглядные

- Как может называться произведение, которое нам предстоит обсудить и кто является его автором?

- Тема нашего урока звучит так: «Виталий Валентинович Бианки «Музыкант».


- Зная тему, давайте сформулируем цель урока.


- Вот «незадача»! Наши задачи урока перемешались, предложения необходимо соединить, чтобы они имели смысл. Возьмите лист, и соедините начало и конец. Работайте в паре.


На каждой парте лежит по одной карточке с перемешанными задачами в два столбика.

Те же задачи появляются на слайде презентации.


Задачи урока.

  1. Будем учиться давать * словарный запас

  2. Будем учиться определять *оценку поступкам героев.

  3. Будем расширять *относиться к чужому мнению

  4. Будем стараться уважительно * читать выразительно

  5. Будем учиться *тему текста и главную мысль


Отвечают:


- Произведение может называться «Музыкант».

- Автор произведения В.В. Бианки.


Формулируют цель урока:


- Познакомиться с творчеством Бианки и его произведением «Музыкант».


Работают в паре. Определяют задачи урока.


Задачи урока.


1)Будем учиться давать оценку поступкам героев.

2)Будем учиться определять тему текста и главную мысль.

3)Будем расширять словарный запас.

4)Будем стараться уважительно относиться к чужому мнению.

5)Будем учиться читать выразительно.









Фронтальная работа























Работа в парах


Изображение с темой урока на доске.








Слайд с целеполаганием.









Карточки с перемешанными задачами урока.







Проговаривание во внешней речи, самоконтроль.



















Взаимоконтроль, с дальнейшей проверкой по эталону.










- Составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);


Р:

- Планировать с помощью учителя действия по решению задачи;




К:

-Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную позицию;




Р:

-Организовывать, участвовать, контролировать ход и результат парной работы.






- Принимать участие в общей беседе.















- Проявлять любознательность и самостоятельность в познании творчества писателей.


5.Реализация построенного проекта.

Практические















Словесные









Наглядные









Словесные

















Практические


















Наглядные































Словесные










Практические








Наглядные
























Словесные





























Наглядные



























Практические






- Итак, ребята, прежде чем мы перейдем непосредственно к «Музыканту» познакомимся получше с его автором – Виталием Валентиновичем Бианки. Взгляните на портрет и попробуйте понять, что это за человек, какой у него характер. Расскажите о своих предположениях.

- Виталий Валентинович родился в Петербурге. Певучую фамилию – Бианки, писатель получил в наследство от прадеда, жившего в Италии. Отец мальчика занимался орнитологией.

- Кто знает, что обозначает данный термин?

- Орнитология – изучение жизни птиц, отец трудился в научном Зоологическом музее. Маленькому Виталию и его братьям нравилось бывать на папиной работе. Они с интересом разглядывали витрины с замершими птицами и зверями, ведь здесь были собраны экспонаты с разных уголков планеты. Летом семья Бианки отправлялась в деревню Лебяжье. Здесь мальчик впервые отправился в настоящее лесное путешествие и было ему пять лет. Густая чаща казалась мальчугану загадочной, чудесной страной. Много интересного о жизни лесных обитателей он узнал от отца. Виталий был смышленым и любознательным. Гуляя по лесу, он подмечал интересное и сразу же записывал. Спустя много лет эти наблюдения стали основой сказочных повестей и рассказов.


- Вспомним животных, которых мы можем встретить в лесу.

Приём «перебор вариантов»

- Как много вы их знаете! Уроки окружающего мира не прошли даром, но обитатель лесной – наш главный герой произведения всё же один. Я прочту вам загадку, а вы хором назовёте его:

- Он зимой в берлоге спит, Потихонечку храпит,

А проснется, ну реветь,

Как зовут его?


- Что вы знаете об этом звере?

- Слово «медведь» происходит от двух других слов: «мёд» и «едящий». Так называют медведя, потому что он и правда любит полакомиться вкусным мёдом.

- Объясните, кто такой музыкант?

- Как медведь может быть связан со словом «музыкант»?



- Ребята, я предлагаю использовать чтение с остановками. По ходу чтения будем высказывать предположения, что будет дальше. Также у вас на партах лежат рабочие листы, заполнять которые мы будем походу урока. Уже сейчас мы можем сделать задание 1, вписав данные о произведении.


Рабочий лист


Задание 1(а).


Автор____________

Название _______

Жанр ____________

- Откроем учебники на странице 124.


Чтение с остановками

Старый медвежатник  сидел на завалинке  и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка.

Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.


Задание 1(б). Работа со словами


-Значение каких слов было непонятно?

- Что может обозначать слово «медвежатник»? А как вы понимаете слово «завалинка»? «Пиликать»? «Колхозник»?

- Соединим линиями слова из задания 1(б) с их толкованиями.


- Проверим правильность наших мыслей.


Медвежатник – охотник на медведя;

Завалинка – невысокая земляная насыпь возле избы;

Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством;

Пиликать – играть на музыкальном инструменте.


- Какой вопрос вы бы хотели задать автору? Пойдет старик на охоту или нет?

- Чтобы узнать эту информацию, продолжим чтение рассказа.


Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес.

В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.

Немного погодя опять: «Дзенн!..»

Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?» А из лесу опять: «Дзенн!..» — да так звонко, ласково.

Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.


-Вспомним, что такое опушка?


-Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?

- Ответы найдем в третьей части произведения.

Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке  разбитое грозой дерево, из него

торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» — как струна запела.

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.

Замолк звук, — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.

-Значение какого слова вы хотели бы узнать?

- Щепка – это...

- Как поступит старик с медведем? Выскажите свое мнение.

-Проверим наши предположения, прочитав 4 часть.

Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзенн!..»

Колхозник спросил старика:

— Ну что, убил медведя?

— Нет, — ответил старик.

— Что ж так?

— Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.




Обучающиеся фантазируют, предполагают, строят суждения.


Сверяют свои варианты с вариантами товарищей, затем слушают биографию В.В. Бианки.




Учащиеся не знают термин «орнитология».





Проникаются историей становления Бианки, как писателя.










Вспоминают животных, которых можно встретить в лесу.

Перебирают различные варианты:

- Лиса

- Заяц

- Волк

- ...










Отгадывают загадку в случае, если медведя ранее не назвали:


Отвечают хором:


- Медведь



Рассказывают об имеющихся знаниях:

- Медведи зимой впадают в спячку.


- Музыкант – человек, создающий музыку.


Выдвигают предположения.


Получают рабочие листы с заданиями, слушают условия выполнения.



Рабочий лист


Задание 1(а).

Автор - В.В. Бианки

Название – «Музыкант»

Жанр – Рассказ.


Чтение с остановками

Старый медвежатник  сидел на завалинке  и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка.

Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу

.

Отвечают:

- Непонятны значения слов «медвежатник», «завалинка», «пиликать».


Строят различные версии, что могут обозначать данные слова. Разбирают их, попутно соединяя термин и определение в задании 2 из рабочего листа.


Медвежатник – охотник на медведя;

Завалинка – невысокая земляная насыпь возле избы;

Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством.



- Пойдет старик на охоту или нет?


Сами отвечают на поставленный вопрос, предположения подтверждаются или опровергаются при дальнейшем чтении.




Читают по цепочке.







Отвечают:


- Опушка – это край леса.


Обмениваются мнениями.







Первичное ознакомление с текстом произведения.










Отвечают:

- Щепка – это тонкая пластинка, отколотая от дерева.



- Старик может выстрелить в медведя из ружья, он же все-таки охотник.



- Медвежатник сохранит жизнь талантливому зверю.


Фронтальная работа












Индивидуальная работа















Фронтальная работа










Индивидуальная работа
















Фронтальная работа















Индивидуальная работа











Фронтальная работа















Индивидуальная работа









Фронтальная работа










Индивидуальная работа













Фронтальная работа











Фронтальная работа

















Индивидуальная работа

























Фронтальная работа
















Презентация к уроку «Виталий Бианки «Музыкант».




Портрет Бианки.































Листок с загадкой про медведя.


















Презентация к уроку «Виталий Бианки «Музыкант».










Рабочие листы













Учебники и пособия


























Рабочие листы










































Презентация к уроку «Виталий Бианки «Музыкант».
























Учебники и пособия













Рабочие листы






Устный опрос














Наводящие вопросы



















.

Самоконтроль.






Перебор вариантов.
























Поверка по эталону, который представлен на слайде, попутно происходит комментирование.











Устный опрос в сочетании с практической деятельностью.



















Самоконтроль с проверкой по эталону.













Устный опрос



























Обобщение ответов во внешней речи.








































Проверка правильности рассуждений по эталону, а также посредством приведения дополнительных примеров.

Устный опрос.










- Отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения В.В. Бианки «Музыкант»;










































- Составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);

















- Отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения В.В. Бианки «Музыкант»;
















.

























- Отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения В.В. Бианки «Музыкант»;








- Определять тему и главную мысль прочитанного рассказа;















- Рассказывать о герое произведения, используя авторские слова и выражения, уметь работать по заданию;





















- Определять тему и главную мысль прочитанного рассказа.



П:

- Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе темы «В.В. Бианки «Музыкант»; определять круг своего незнания;


Р:

- Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать ее в сотрудничестве с учителем и в коллективной деятельности;


К:

- Слушать собеседника и понимать речь других;


-Работать в парах, учитывать мнение партнера, высказывать свое мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;













П:


-Подбирать примеры, подтверждающие суждение, вывод;















К:

- Оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме (на уровне предложения);


П:

- Читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов;








П:

-Анализировать текста рассказа «Музыкант»: находить в тексте слова, подтверждающие характеристику героя, оценивать его поступки;











Р:

- Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;








Р:

- Проверять по образцу выполнение поставленной задачи;






К:

- Устно формулировать простые выводы на основе прочитанного (прослушанного) произведения;





П:

- Осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разного вида;








П:

- Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе темы «В.В. Бианки «Музыкант»; определять круг своего незнания;





К:

-Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную позицию.




-Работать в парах, учитывать мнение партнера, высказывать свое мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.



- Стремиться к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;











- Проявлять любознательность и самостоятельность в познании творчества писателей;


















-Понимать необходимость осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;

































- Проявлять любознательность и самостоятельность в познании творчества писателей;



- Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка;



- Осваивать с интересом новые знания и способы действий; положительно относиться к предмету литературного чтения;















- Осознавать проблемы взаимоотношений человека и животных, отраженные в рассказе В.В. Бианки;



- Стремиться к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;



















- Иметь представление об окружающем мире;











-Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка;
















- Осознавать проблемы взаимоотношений человека и животных, отраженные в рассказе В.В. Бианки;





- Стремиться к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;



6. Первичное закрепление с проговариванием в устной речи.

Практические, словесные














Наглядные


















Практические


- Мы прочитали это замечательное произведение. Какие у вас впечатления, что удивило в рассказе?



-Хорошо. Кто же является «музыкантом»? Почему Виталий Валентинович дал такое название истории?


- Каков жанр данного произведения? Ответ обоснуйте.


- А могло ли такое произойти в реальной жизни?



- Теперь внимательно посмотрите на рабочие листы, что лежат перед вами. Мы выполним задание №2.


Рабочий лист

Задание №2.

Восстанови порядок плана



- Сколько частей вы выделили бы? (во время первичного чтения текста большой акцент был сделан на частях) 


- Постараемся в каждой части выделить только то, что нам важно, основные моменты произведения.

1 часть

-О чём мы узнали из первой части?

- Какая главная мысль этой части?  Прочитайте строки, доказывающие, что старик действительно любил музыку.


- Значит, рядом с каким предложением поставим цифру 1?






- Просмотрите 2 часть


- Что решил старик?

-Почему?






- Рядом с каким предложением поставим цифру 2? 


3 часть


- Что увидел старик на опушке леса? Ответ найдите в тексте и прочитайте.


- Как медведь играл на разбитом дереве?



- Рядом с каким предложением поставим цифру 3?


4 часть


- Найдите, где говорится, почему охотник не убил медведя.


-Как озаглавим эту часть? 






Задание №2 (выполняли совместно в ходе беседы)

Восстанови порядок плана так: 1,2, 3, 4.

3.Медведь – музыкант.
4.Охотник пожалел медведя.

1.Старый медвежатник любил музыку.
2.Старик пошёл охотиться на медведя.



- Вот мы с вами и составили план рассказа, чем он может быть полезен?


- Так точно! Попробуем его пересказать.


- В чем основная мысль рассказа?

- Это любовь охотника к природе, к животным. Страсть к охоте оказалась слабее, чем любовь к музыке, уважение к «братьям нашим меньшим».

Обмениваются мнениями:


- Удивило то, что медведь музицировал.

- Доброта старика-охотника.

- Музыкантом можно назвать и медведя, и медвежатника, так как старик учился играть, а медведь, дикое животное, оттягивая щепку, сам создавал музыку.


- Такое могло произойти в реальности.



Возвращаются к заполнению рабочих листов


Рабочий лист

Задание №2.


Отвечают:


- Мы выделили 4 части.





1 часть

- Мы узнали о том, что есть старик-охотник, а в лесу обитает медведь.


- Он очень любил музыку и старался сам научиться играть.


- Старый медвежатник любил музыку (1).


2 часть

Отвечают на вопросы:

- Старик решил пойти охотиться на медведя.

- Потому что он был медвежатником.


- Старик пошёл охотиться на медведя (2).


3 часть

Отвечают:

- Старик и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь.

- Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздался звук.

- Медведь – музыкант (3).

4 часть

Ищут ответ в произведении:

- Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я.

- Охотник пожалел медведя (4).


Задание №2 (выполняли совместно в ходе беседы)

Восстанови порядок плана так: 1,2, 3, 4.

1.Старый медвежатник любил музыку.

2.Старик пошёл охотиться на медведя.

3.Медведь – музыкант.

4.Охотник пожалел медведя.


- По плану удобнее пересказывать.


-Беречь природу, не уничтожать животных понапрасну. Сделать так, чтобы природа не страдала от рук человека.












Фронтальная работа











Индивидуальная работа



















Индивидуальная работа
















Фронтальная работа






Презентация к уроку «Виталий Бианки «Музыкант».










Методические пособия







Рабочие листы

























Учебник























Презентация к уроку «Виталий Бианки «Музыкант».















Рабочие листы



Самоконтроль с подробным проговариванием в устной речи.







Обсуждение.





Самоконтроль.














Устный опрос.















































Самоконтроль, обсуждение.



















Устный опрос.










-Отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения В.В. Бианки «Музыкант»;













- Рассказывать о герое произведения, используя авторские слова и выражения, уметь работать по заданию;

















- Пересказывать (устно) подробно и выборочно.















- Рассказывать о герое произведения, используя авторские слова и выражения, уметь работать по заданию;













- Пересказывать (устно) подробно и выборочно.







П:

- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;


Р:

-Выстраивать последовательность выбранных действий;



П:

- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;







К:

- Слушать собеседника и понимать речь других;








П:

- Сравнивать героев произведения по предложенному алгоритму;













П:

- Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе темы «В.В. Бианки «Музыкант»; определять круг своего незнания;










Р:


-Удерживать в памяти последовательность событий прослушанного (прочитанного) текста;




П:

- Характеризовать жанровые особенности рассказа.


-Стремиться к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;



- Осваивать с интересом новые знания и способы действий;

















-Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка;

















- Осознавать проблемы взаимоотношений человека и животных, отраженные в рассказе В.В. Бианки;

















- Стремиться к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности.


7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практические, словесные

-А сейчас мы отдохнём

Физминутку проведём!


Физминутка


- Если я произнесу название музыкального инструмента, вы изображаете игру на нем

- Если я назову дерево, то вы подпрыгиваете на месте.

- Все готовы?


Слова: скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, щепка, труба, осина.


- Какое слово лишнее? Почему?


- Мы размялись, повеселились, а значит пришло время поработать самостоятельно. Выполнять задания будем на все тех же рабочих листах. На очереди у нас задание №3 и задание №4. Приготовьте цветные карандаши.


Рабочий лист

Задание №3

Закрась зеленым карандашом карточки со словами, которые говорят о том, каким был старик.



Задание №4(а)

Найди названия героев рассказа и закрась их жёлтым карандашом.


Задание №4 (б)

Разгадай кроссворд.

1.Взял _____ и пошел в лес.

2.А под деревом сидит _______.

3.Хорошо поёт ______.

4.Мимо проходил знакомый _____.

5.Старый _____ сидел на завалинке.


-Справились с заданиями? Обменяйтесь листочками с соседом по парте.


Слушают учителя







Отвечают:

-Да!


Выполняют физкультминутку





- Лишнее слово – щепка, с одной стороны это часть дерева, но для медведя щепка была и музыкальным инструментом.




Рабочий лист

Задание №3

Закрась зеленым карандашом карточки со словами, которые говорят о том, каким был старик.



Учащиеся закрашивают положительный качества личности старика: добрый, смелый, открытый.



Задание №4(а)

Найди названия героев рассказа и закрась их жёлтым карандашом.


Найденные слова: медведь, старик.



Задание №4 (б)

Разгадай кроссворд.



1.Ружьё

2.Медведь

3.Щепка

4.Колхозник

5.Медвежатник


Происходит сравнение, обсуждение ответов, после чего эталон с верным решением появляется на экране.




Индивидуальная работа

















Индивидуальная работа





























Фронтальная работа



















Индивидуальная работа














Презентация к уроку «Виталий Бианки «Музыкант».





Рабочие листы
















Презентация к уроку «Виталий Бианки «Музыкант».
















Эталон с кроссвордом



Совместно с учителем определяют задачу, трудности, которые могут возникнуть в ходе выполнения задания.






































Осуществляется взаимоконтроль, совмещенный с проверкой по эталону.







- Рассказывать о герое произведения, используя авторские слова и выражения, уметь работать по заданию;




- Отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения В.В. Бианки «Музыкант»;


- Определять тему и главную мысль прочитанного рассказа;
















- Составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);


Р:

- Планировать с помощью учителя действия по решению задачи; выстраивать последовательность выбранных действий;





П:

-Осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разного вида (художественного и познавательного);



















К:

-Работать в парах, учитывать мнение партнера, высказывать свое мнение;







Р:

- Понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;


-Удерживать в памяти последовательность событий прослушанного (прочитанного) текста.



- Осознавать проблемы взаимоотношений человека и животных, отраженные в рассказе В.В. Бианки;







- Стремиться к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;


















-Понимать необходимость осознанного выполнения правил и норм школьной жизни.





8.Включение в систему знаний и повторение.



Словесные

















Наглядные













Практические


- Ребята, вспомните, какой звук издавала оттянутая медведем щепка?

- Хорошо. Сейчас я буду говорить различные утверждения. Если они соответствуют тексту произведения, то вы говорите «дзенн», в случае, если они не соответствуют – хлопайте в ладоши.


Утверждения:


1. Старик медвежатник играл на балалайке.

2. Знакомый колхозник видел в лесу волка.

3. Старик присел отдохнуть на пенёк.

4. Звук, который услышал старик слышался с опушки.

5. Медведь сидел на дереве.

6. Старик убил медведя.



Отвечают:

- «Дзенн!...»




Демонстрируют приобретенные на уроке знания с помощью словесного теста.





  1. Хлопок


  1. Хлопок


  1. Дзенн


  1. Дзенн


  1. Хлопок


  1. Хлопок








Фронтальная работа












Групповая работа













Фронтальная работа


Презентация к уроку «Виталий Бианки «Музыкант».

















Презентация к уроку «Виталий Бианки «Музыкант».


















Устный опрос.



















.



















- Отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения В.В. Бианки «Музыкант».

П:

-Осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разного вида (художественного и познавательного);




Р:

- Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать ее в сотрудничестве с учителем и в коллективной деятельности;






К:

-Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную позицию.




- Стремиться к активному участию в различных видах деятельности;


























- Принимать участие в общей беседе.


9.Рефлексия

Словесные












Наглядные



























Наглядные


- Ребята, наш урок близится к завершению. Вы большие молодцы, очень хорошо сегодня потрудились.


- Прочитайте пословицу: «Красив тот, кто красиво поступает».


- К какому герою рассказа может подойти эта пословица?

- Как бы вы поступили на его месте?

- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Вспомните, какие задачи мы ставили.






- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Кто автор этого произведения?


- Какой жанр?


- В чем основная мысль рассказа?



- У вас на партах три медвежонка: улыбающийся, равнодушный, грустный. Если вам было интересно, урок понравился, то поднимите улыбающегося медведя. Если на уроки вы все поняли, но было не очень интересно, то поднимите равнодушного медведя. Если вы ничего не поняли, было неинтересно, то поднимите грустного медведя.


Домашнее задание: выразительно прочитать рассказ, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.


- Спасибо за этот чудесный урок! До скорой встречи, друзья.


Рефлексируют


Читают пословицу:

- «Красив тот, кто красиво поступает».



- К старику-медвежатнику.



Обмениваются мнениями.


- Да, удалось.


Учащиеся перечисляют поставленные на этапе целеполагания задачи.

- Мы говорили о произведении «Музыкант».


- Виталий Валентинович Бианки.


-Рассказ.



-Беречь природу, не уничтожать животных понапрасну. Сделать так, чтобы природа не страдала от рук человека.


Оценивают свое эмоциональное состояние по окончании урока с помощью изображений медведей.




Задают вопросы по домашнему заданию.





- До свидания!










Фронтальная работа















Индивидуальная работа





















Фронтальная работа



Презентация к уроку «Виталий Бианки «Музыкант».











Изображение с названием темы урока вывешено на доску.

















Изображения медвежат: улыбающегося, равнодушного, грустного.



Ученики в словесной форме анализируют собственные успехи/неуспехи, касающиеся новой темы.





Устный опрос









Самоконтроль, саморефлексия сначала познавательной деятельности, а затем эмоциональной.

- Рассказывать о герое произведения, используя авторские слова и выражения, уметь работать по заданию;


- Отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения В.В. Бианки «Музыкант»;



- Определять тему и главную мысль прочитанного рассказа;










- Составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений).


Р:

- Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;


- Понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;







К:

- Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения;






- Слушать собеседника и понимать речь других.




-Понимать необходимость осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;









- Осознавать проблемы взаимоотношений человека и животных, отраженные в рассказе В.В. Бианки;




- Стремиться к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;


















-Положительно относиться к предмету литературного чтения.