СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему: "Отражение темы День Победы в произведении С. А. Васильева «Белая берёза»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети познакомится с биографией С.А. Васильева и его стихотворением «Белая береза».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему: "Отражение темы День Победы в произведении С. А. Васильева «Белая берёза»»

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

на тему: Отражение темы День Победы в произведении

С. А. Васильева «Белая берёза»


Учитель: Ермошкина Вера Петровна

Тема урока: Отражение темы День Победы в произведении С. А. Васильева «Белая берёза»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель и задачи: познакомить с биографией С.А. Васильева и его стихотворением «Белая береза», развивать навык правильного, выразительного и осознанного чтения стихотворений, передавая настроение с помощью интонации, продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи у учащихся, формировать ценностную ориентацию, представление о Родине и её людях.

Планируемые результаты: 

Предметные: 

- познакомить с биографией С. А. Васильева и его стихотворением «Белая берёза»;

- познакомить детей с деревом, ставшим символом Родины, рассказать о том, какую пользу берёза приносит людям;

- работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение;

- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;

- развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения наизусть;

Личностные:

- определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- показать важность уважения к людям, которые сражались в годы Великой Отечественной войны и памяти погибших, способность создания атмосферы доверия;        

- содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, способность постоять за себя;

- воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;

- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Метапредметные: 

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;

-  развивать воображение,   фантазию, творческие способности;

- совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;

- расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;

- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 Технологии, применяемые на уроке: технология деятельностного метода, развитие критического мышления через чтение, ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, здоровьесберегающая, ИКТ.

Методы, применяемые на уроке: проблемно-поисковый, проектный, наглядный, эвристическая беседа, словесный, иллюстративный, репродуктивный.

Здоровьесберегающие: организация динамических пауз, смена позы при работе за партами и у доски.

Приёмы: чтение с остановками, выборочное чтение, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование, мозговой штурм, кластер, «исследователь», синквейн.

«Мозговой штурм» - формирует умение высказывать свои мысли, способствует раскрепощению сознания детей, развитию их критического мышления и творческих способностей;

«Синквейн» - анализ и синтез информации, игра слова. Позволяет углубить знания по теме, планировать свою учебную деятельность;

«Исследователь» - специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, направленная на самостоятельный поиск новых знаний;

Принятия и сохранения цели;

Планирование своей деятельности.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, М.В.Голованова портрет С.А.Васильева, выставка книг, ноутбук, интерактивная доска, проектор, презентация, раздаточный материал для работы в парах (заготовки пословиц, тест, карточки), толковый словарь С.И.Ожегова, картинка берёзы, карточки со словами.

  

Ход урока

I. Организационный момент

- «Здравствуйте», 
Слово какое чудесное, 
Красивое, доброе, чуточку нежное. 
Здравствуйте! 
Скажем мы новому дню! (повернитесь друг другу)
- Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов и хорошего настроения. Все готовы к уроку? (Да)

II.Дыхательная гимнастика.

- А сейчас мы с вами проведем дыхательную гимнастику.

- Вдох, выдох, глубокий вдох задержка дыхания, выдох, глубокий вдох, выдох порциями, вдох, резкий выдох.

III.Речевая разминка

 - Продолжаем наш урок с речевой разминки, работаем по парам.

- Прочитаем запись, к какому жанру произведения она относится? (Загадка)

В мире нет её роднее,

Справедливей и добрее.

Я скажу, друзья вам прямо

Лучше всех на свете…

- О ком загадка? (О маме)

- О ком вы читали стихотворение дома? (О маме)

Первая пара читает загадку, выделяя голосом выделенные слова.

Вторая пара  читает с восхищением!

 IV. Проверка Д/З

- Какое произведение мы читали с вами на прошлом уроке? (Стихотворение «Э.Мошковской «Я маму обидел»)

- Каким было домашнее задание? (Подготовить выразительное чтение стихотворения, изготовить открытку для мамы, включив в неё стихотворение)

Выразительное чтение детьми стихотворения Э.Мошковской «Я маму обидел» и показ открыток для мам с чтением наизусть стихотворений о маме.

- Молодцы, ребята! У вас на партах лежат листочки берёзы. На протяжении урока за свою работу вы будете получать берёзовые листочки, а в конце урока посмотрим, сколько листочков получилось у каждого из вас.

V. Актуализация опорных знаний

- Итак, работать будем в парах. Задание «Расшифруй слово». (Приложение 1)

- На столах у вас лежат карточки, вам нужно будет зачеркнуть ненужные буквы и у вас получится название раздела.

- Ребята, какие вы видите буквы? (Английские и русские)

- Какой сейчас у нас урок? (Урок литературного чтения)

- На каком языке мы говорим? (На русском)

- Значит, какие буквы вы должны зачеркнуть? (Английские)

-  Прочитайте, какое  название раздела у вас получилось. («Люблю природу русскую. Весна».)

- Это раздел, который мы изучаем.

- О ком и о чём же мы прочитали в этом разделе? (О весне, о маме)

- Перед вами на карточках в одном столбике записаны фамилии авторов, а в другом названия их произведений. Вам необходимо соотнести автора с его произведением. Работаем в паре.

(Приложение 2)

- Чему научили вас прочитанные произведения? (лучше понимать природу, оценивать свои поступки, отвечать за них, любить и уважать маму)

VI. Постановка учебной цели. Стадия вызова

- А теперь мы поработаем с пословицами, работаем в паре.

Игра «Собери пословицу» (Приложение 3)

- Проверим, как вы выполнили задание. Проверяем по слайду.

-У кого нет ошибок? Молодцы!

- Ребята, о чём эти пословицы? (О Родине)

-Объясните значение пословиц. (Родина должна быть одна, как и мама, Родину нужно защищать, Родина – это как мама, которую нужно любить)

В записи звучит отрывок из песни «С чего начинается Родина» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера).

-Ребята, а что вы понимаете под словом «Родина», что оно для вас значит? (дом, родное село, мама, природа, Россия, страна, семья) (Составление кластера Приложение 4)    

- Все вы молодцы. Для кого-то Родина - это значит мама, для кого-то – родное село, дом, любимая горка, каждый из нас представляет её по-разному, но объединяет нас то, что мы очень сильно любим свою Родину! Любим маму, наше село, улицу, дом, горку. Большая Родина всегда начинается с малой – своей семьи, двора, дома, детского сада, школы.

- А вот, что написано в толковом словаре С.И.Ожегова:

Родина –

1. Отечество, родная страна.

2.Это место рождения, происхождения кого или чего-нибудь.

- Ребята, как вы думаете, нужно ли любить и беречь свою Родину? (Да, Родину нужно любить и беречь)

- Родина должна быть святым понятием для каждого человека.

- Ребята, а сейчас отгадаем загадку:

Стоишь на белой ножке

На веточках серёжки

Нас соком угощаешь.

Тебя всегда узнаешь. 

- О чем говорится в загадке, кто догадался? (о берёзе)

-Что вы знаете о берёзе? Какую пользу приносит берёза людям? (берёза – лиственное дерево, лечит от разных болезней, изготавливают берёзовые веники для бани, делать венки на праздники)

- Самым любимым деревом у нашего народа издавна была берёза. Известно, что в жарких странах это дерево не растёт, ни в одной стране нет такого количества берёз, как у нас.

В стародавние времена люди её нарекли деревом нескольких дел.

Первое дело – мир освещать (чтобы было светло, зажигали  берёзовые палочки – лучины)

Второе дело – чистоту соблюдать (мылись в бане, используя берёзовый веник)

Третье дело – больных исцелять (от всяких болезней лечил настой из берёзовых почек)

Четвёртое – праздники отмечать (на некоторые  праздники делали венки из берёзовых веток).

Удивительная судьба нашей русской берёзки. На миру она радость, в любви – помощница, в грусти – верная подруга, в войну – она воин.

Русскую березу запечатлели на своих картинах художники А.А. Пластов и И.И. Левитан, А.И. Куинджи и А.К. Саврасов. Посмотрите на изображения репродукций картин данных художников на экране.

- А как связаны между собой берёза и Родина? (берёза – символ нашей страны)

- А можно сказать, что и берёза  и Родина – это главное для каждого гражданина нашей страны. (да)

- А лучше всех об этом умеют рассказывать поэты. Сейчас предлагаю отправиться в галерею портретов.

- Кого из поэтов вы узнали? (Фёдор Иванович Тютчев, Алексей Николаевич Плещеев, Александр Александрович Блок, Иван Алексеевич Бунин) 

- С каким поэтом мы ещё не знакомы? ( Сергеем Александровичем Васильевым)

-Предположите, о чём пойдёт речь в произведении, с которым мы сегодня будем знакомиться? (о Родине, о берёзе)

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. А. Васильева «Белая берёза».

- Открываем учебники на с.88

- А вот только ли о берёзе это произведение, мы узнаем, прочитав стихотворение.

 - Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

1. Познакомиться с жизнью и творчеством С.А.Васильева

2. Прочитать стихотворение.

3. Проанализировать стихотворение, отвечая на вопросы.

VII. Изучение нового материала.  

- Итак, задачи поставлены, приступаем к работе.

Об этом замечательном человеке нам расскажет Шахбанова Амина

Знакомство с биографией С.А Васильева. (Приложение 5)

Выставка книг Сергея Александровича Васильева

- Спасибо, Амина.

- Сейчас, ребята, проверим, как вы внимательно слушали рассказ о С.А.Васильеве.

( Тест «Да или НЕТ» Приложение 6)

VIII.Физминутка

- А теперь давайте немного отдохнем! Я произношу фразы, а вы повторяете движения за мной.

Берёзка в белом сарафане (шаги на месте)
Весною водит хоровод. (руки на поясе)
Звенит серёжками тихонько (повороты в правую и левую стороны)
И птичек в гости всё зовёт. (ритмичные взмахи руками к себе)
Раскроет свои руки-ветки,  (руки в стороны)
Опустит ветки вниз, (сводят руки к центру вниз)
Подставит солнышку листочки. (ритмичное покачивание рук над головой)

- Тихо садимся.

IX. Изучение нового материала (продолжение)

- Ребята, чтобы лучше понять стихотворение, давайте познакомимся с новыми словами, проведём словарную работу. (Приложение 7 )

- Послушайте стихотворение. Подтвердятся ли ваши предположения?

Чтение стихотворения учителем

Первичное восприятие

- Подтвердились ли наши предположения о том, что в стихотворении будет говориться о Родине, о берёзе? (Да)

- О каком времени говорится в стихотворении? (О времени, когда была Великая Отечественная война).

- О чём же ещё рассказывает Сергей Васильев? (О войне)

- Что вы знаете о Великой Отечественной войне? (Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года)

- Как вы думаете, почему это стихотворение в этом разделе - «Люблю природу русскую. Весна»? Какой великий и значимый праздник будет скоро отмечать весь народ? (День Победы)

-Когда мы отмечаем День Победы? (9 мая)

- А какие чувства в этот день переполняют каждого гражданина нашей страны? ( Чувство гордости за нашу великую Родину, чувство восторга от того, что мы победили врага).

В записи звучит отрывок из песни «День Победы» (слова В.Харитонова, муз. Д.Тухманова)

- Макар нам хочет рассказать, а какие чувства он испытывает в этот день:

Мы в праздник девятого мая

Спешим на военный парад.

Иду я, флажок поднимая,

Я этому празднику рад!

- А как мы отмечаем этот праздник в нашей стране? (устраиваем парад войск, техники, бессмертный полк, смотрим салют).

- Амина и Кирилл нам сейчас расскажут, что же значит праздник День Победы для них.

Амина:

- Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Кирилл:

- Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

- Ребята, в этом году 9 Мая исполняется 80 лет с того дня, как советские воины освободили нашу страну от фашистов. День Победы – самый торжественный, грустный и радостный праздник для нашего народа, он посвящен Великой Победе над фашизмом. Мы с благодарностью вспоминаем наших славных воинов-защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Много написано произведений об этой великой трагедии в жизни народа. Много снято фильмов о героизме людей. Мы всегда должны помнить о тех людях, которые боролись за мир во всём мире.

Почтим память минутой молчания  тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир на Земле, за нашу жизнь.

Минута молчания

Все вместе:

— Прошла война,

Прошла беда,

Но боль взывает к людям:

Хором:

— Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

1.Беседа по содержанию

- Что же случилось с берёзой в стихотворении? (Её ранило осколком бомбы)

- С чем сравнивает сок берёзы автор? (Со слезами)

- Скажите, где проходил бой? (под Москвой)

- Погибла ли берёза? (нет)

- Какие чувства вызывает это стихотворение? (Чувство патриотизма, любви к Родине, к природе).

- От чьего имени написано стихотворение? (от имени солдата, который защищал Москву)

- Когда рассказывает солдат о случившемся? (После войны, т.к. говорит...Я помню…).

– Опишите состояние солдата. (Переживание за свою Родину, столицу, радость, что закончилась война)

-  О чём рассказывает автор: о войне, о берёзе, о Родине? (о Родине)

- Берёза – олицетворение родной земли, Отечества, Родины. Это любимое родное деревце России и рассказ в стихах поэта Сергея Васильева о берёзе – это рассказ о судьбе нашей Родины, нашего народа. И здесь белоствольная береза давала силы нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых матерей, жен, невест, сестер. Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и русскую берёзу.

2. Работа над текстом.

Выборочное чтение

- Подтвердите ответы на вопросы из текста стихотворения.

-Когда была ранена береза? (на заре)

- В какое время года? (весной)

- Где проходил бой? (под Москвой)

-Удалось ли берёзу спасти? (Оделась новой листвою и стала землю украшать)

-Что решили воины? («Родную русскую берёзу в обиду больше не дадим!»)

Жужжащее чтение

 - А сейчас прочитайте произведение в полголоса.

Выразительное чтение стихотворения учащимися

- Как нужно читать это стихотворение? (Прочитайте стихотворение, передав чувства солдата. ( Чтение полного текста учениками)

Средства художественной выразительности в стихотворении «Белая берёза»

- Найдите в стихотворении, какие средства художественной выразительности использует автор и запишите примеры в таблицу. Работаем в паре. (Приложение 8)
- Много написано произведений об этой великой трагедии в жизни народа. Много снято документальных и художественных фильмов о героизме советских людей. Алексей Новиков - композитор написал музыку на слова этого стихотворения. Послушайте.

Прослушивание песни А.Новикова «Я помню, ранило берёзу»

X.Закрепление изученного материала

Приём «Исследователь» (Приложение 9)

- Автор зашифровал в стихотворении три важные даты Великой Отечественной войны. Попробуйте найти их в стихотворении, основываясь лишь на словах автора.

- Составим синквейн о берёзе. (Приложение 10 )

XI. Итог урока. Рефлексия.

- Подведем итоги урока.

- С каким стихотворением мы работали на уроке? («Белая берёза»)

-Кто автор стихотворения? (Сергей Александрович Васильев)

- Почему стихотворение автор назвал «Белая берёза»? (Автор обращается к образу белой берёзы как символу Родины, символу страны)

-Какая главная мысль стихотворения? (Берёза – символ нашей страны, Родину нужно защищать)

- Чему учит стихотворение «Белая берёза» (Стихотворение учит любить Родину, любить родную природу, учит защищать свою страну, учит быть патриотом, не забывать историю нашей страны)
- Сегодня на уроке мы проследили, как можно с помощью стихотворений, картин передать чувства, эмоции, любовь. Ребята, помните, пока будут цвести наши берёзки - на нашей земле будет царить мир!

- Ребята, посмотрите, у нас тоже в классе есть берёзка. У вас за работу на уроке есть берёзовые листочки. Если вы на уроке сделали для себя какое-то открытие и считаете, что урок прошёл с пользой для вас, то возьмите листочки и украсьте ими нашу берёзку. А если у вас осталось много непонятных вопросов, то прикрепите листочки на поляне, а не на берёзе.

- Закончите предложение

- На уроке я узнал………

- Мне было интересно……..

- Я хотел бы похвалить за работу…

Оценки за урок.

XII.Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть на стр.88.

Выполнить рисунки к стихотворению.































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Расшифруй слово»



RЛUЮIVБЛSQЮNL FПDРИSWYPLNOXZДУ FSРSZУСJLСWКQУNVЮXI URВWSЕGJСVZНNYАUD




ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Автор

Название произведения

Ф ёдор Иванович Тютчев

«Весна»

А лексей Николаевич Плещеев

«Матери»

А лександр Александрович Блок

«Посидим в тишине»

Елена Александровна Благинина

«Весенние воды»

С пиридон Дмитриевич Дрожжин

«Весеннее царство»

Э мма Эфраимовна Мошковская

«Зима недаром злится…»

Иван Алексеевич Бунин

«На лугу»


«В бурю»


«Я маму мою обидел»



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Игра «собери пословицу»



Н ет лучшего дружка, одна у него и Родина.

Одна у человека родная мать, как земля людей.

Мать кормит детей, как родная матушка.

Р одина-мать умей за нее постоять.


















ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Кластер




УЛИЦА



ПРИРОДА





РОДИТЕЛИ




РОДИНА



РОССИЯ

СЕМЬЯ



ДОМ



СЕЛО





ДРУЗЬЯ







ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Биография С.А.Васильева



Сергей Александрович Васильев родился 17 июля 1911 года в городе Кургане. После окончания школы Сергей Васильев переехал в Москву, где обучался актёрскому мастерству. Одновременно с этим работал сторожем, топил печи в больнице, работал на фабрике, был принят в драматический ансамбль. Успешно выступал на сцене. Но увлечение поэзией оказалось сильнее. Он начал писать стихотворения о родине, о родном крае.  Первые стихи Сергея Васильева появились в московских газетах и журналах.

Во время Великой Отечественной войны поэт воевал, работал военным корреспондентом. Многие произведения поэта связаны с его малой родиной, с зауральской природой. В 1973 году ему было присвоено звание «Почётный гражданин города Кургана». Умер Сергей Александрович 2 июля 1975 года в Москве.







ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Тест «Да» или «Нет»

1.

1.

После школы обучался актёрскому мастерству.

ДА

НЕТ

2.

Работал сторожем, истопником и рабочим.

ДА

НЕТ

3.

Снимался в кино.

ДА

НЕТ

4.

Славу принесли ему его стихотворения о природе Сибири

ДА

НЕТ

5.

Во время войны работал военным корреспондентом

ДА

НЕТ



ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Словарная работа


Студеный сок – холодный.

Изувеченная кора – поврежденная.

Дым пороховой – дым после выстрела, от пороха.

Клубился дым  – поднимался дым.

Неизменно – постоянно, всегда.

Отстояли – спасли, защитили.



ПРИЛОЖЕНИЕ 8


Эпитеты

Студёный сок, берёза белая, новою листвою, родную русскую берёзу.

Метафоры

Изувеченной коре, столицу отстояли, землю украшать.

Сравнения

Как слёзы.

Олицетворения

Ранило берёзу, спасли берёзу, в обиду не дадим.

Главная мысль стихотворения «Белая берёза»


Родину нужно защищать.




ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Приём «Исследователь»


1.«Я помню ранило березу осколком бомбы на заре» - начало Великой Отечественной войны 22 июня 1941г.

2. «Но мы столицу отстояли, спасли березу под Москвой» - битва под Москвой 5 декабря 1941 г.

3. «И рано - раненько весною» - День Победы 9 мая 1945 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Синквейн

Берёза

Родная, русская

Украшает, оберегает, радует.

Береза – символ нашей Родины.

Родина