Конспект урока по литературному чтению во 2 классе
на тему: Отражение темы День Победы в произведении
С. А. Васильева «Белая берёза»
Учитель: Ермошкина Вера Петровна
Тема урока: Отражение темы День Победы в произведении С. А. Васильева «Белая берёза»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель и задачи: познакомить с биографией С.А. Васильева и его стихотворением «Белая береза», развивать навык правильного, выразительного и осознанного чтения стихотворений, передавая настроение с помощью интонации, продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи у учащихся, формировать ценностную ориентацию, представление о Родине и её людях.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомить с биографией С. А. Васильева и его стихотворением «Белая берёза»;
- познакомить детей с деревом, ставшим символом Родины, рассказать о том, какую пользу берёза приносит людям;
- работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение;
- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;
- развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения наизусть;
Личностные:
- определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- показать важность уважения к людям, которые сражались в годы Великой Отечественной войны и памяти погибших, способность создания атмосферы доверия;
- содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, способность постоять за себя;
- воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;
- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.
Метапредметные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;
- развивать воображение, фантазию, творческие способности;
- совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;
- расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;
- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Технологии, применяемые на уроке: технология деятельностного метода, развитие критического мышления через чтение, ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, здоровьесберегающая, ИКТ.
Методы, применяемые на уроке: проблемно-поисковый, проектный, наглядный, эвристическая беседа, словесный, иллюстративный, репродуктивный.
Здоровьесберегающие: организация динамических пауз, смена позы при работе за партами и у доски.
Приёмы: чтение с остановками, выборочное чтение, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование, мозговой штурм, кластер, «исследователь», синквейн.
«Мозговой штурм» - формирует умение высказывать свои мысли, способствует раскрепощению сознания детей, развитию их критического мышления и творческих способностей;
«Синквейн» - анализ и синтез информации, игра слова. Позволяет углубить знания по теме, планировать свою учебную деятельность;
«Исследователь» - специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, направленная на самостоятельный поиск новых знаний;
Принятия и сохранения цели;
Планирование своей деятельности.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, М.В.Голованова портрет С.А.Васильева, выставка книг, ноутбук, интерактивная доска, проектор, презентация, раздаточный материал для работы в парах (заготовки пословиц, тест, карточки), толковый словарь С.И.Ожегова, картинка берёзы, карточки со словами.
Ход урока
I. Организационный момент
- «Здравствуйте»,
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
Здравствуйте!
Скажем мы новому дню! (повернитесь друг другу)
- Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов и хорошего настроения. Все готовы к уроку? (Да)
II.Дыхательная гимнастика.
- А сейчас мы с вами проведем дыхательную гимнастику.
- Вдох, выдох, глубокий вдох задержка дыхания, выдох, глубокий вдох, выдох порциями, вдох, резкий выдох.
III.Речевая разминка
- Продолжаем наш урок с речевой разминки, работаем по парам.
- Прочитаем запись, к какому жанру произведения она относится? (Загадка)
В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо –
Лучше всех на свете…
- О ком загадка? (О маме)
- О ком вы читали стихотворение дома? (О маме)
Первая пара читает загадку, выделяя голосом выделенные слова.
Вторая пара читает с восхищением!
IV. Проверка Д/З
- Какое произведение мы читали с вами на прошлом уроке? (Стихотворение «Э.Мошковской «Я маму обидел»)
- Каким было домашнее задание? (Подготовить выразительное чтение стихотворения, изготовить открытку для мамы, включив в неё стихотворение)
Выразительное чтение детьми стихотворения Э.Мошковской «Я маму обидел» и показ открыток для мам с чтением наизусть стихотворений о маме.
- Молодцы, ребята! У вас на партах лежат листочки берёзы. На протяжении урока за свою работу вы будете получать берёзовые листочки, а в конце урока посмотрим, сколько листочков получилось у каждого из вас.
V. Актуализация опорных знаний
- Итак, работать будем в парах. Задание «Расшифруй слово». (Приложение 1)
- На столах у вас лежат карточки, вам нужно будет зачеркнуть ненужные буквы и у вас получится название раздела.
- Ребята, какие вы видите буквы? (Английские и русские)
- Какой сейчас у нас урок? (Урок литературного чтения)
- На каком языке мы говорим? (На русском)
- Значит, какие буквы вы должны зачеркнуть? (Английские)
- Прочитайте, какое название раздела у вас получилось. («Люблю природу русскую. Весна».)
- Это раздел, который мы изучаем.
- О ком и о чём же мы прочитали в этом разделе? (О весне, о маме)
- Перед вами на карточках в одном столбике записаны фамилии авторов, а в другом названия их произведений. Вам необходимо соотнести автора с его произведением. Работаем в паре.
(Приложение 2)
- Чему научили вас прочитанные произведения? (лучше понимать природу, оценивать свои поступки, отвечать за них, любить и уважать маму)
VI. Постановка учебной цели. Стадия вызова
- А теперь мы поработаем с пословицами, работаем в паре.
Игра «Собери пословицу» (Приложение 3)
- Проверим, как вы выполнили задание. Проверяем по слайду.
-У кого нет ошибок? Молодцы!
- Ребята, о чём эти пословицы? (О Родине)
-Объясните значение пословиц. (Родина должна быть одна, как и мама, Родину нужно защищать, Родина – это как мама, которую нужно любить)
В записи звучит отрывок из песни «С чего начинается Родина» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера).
-Ребята, а что вы понимаете под словом «Родина», что оно для вас значит? (дом, родное село, мама, природа, Россия, страна, семья) (Составление кластера Приложение 4)
- Все вы молодцы. Для кого-то Родина - это значит мама, для кого-то – родное село, дом, любимая горка, каждый из нас представляет её по-разному, но объединяет нас то, что мы очень сильно любим свою Родину! Любим маму, наше село, улицу, дом, горку. Большая Родина всегда начинается с малой – своей семьи, двора, дома, детского сада, школы.
- А вот, что написано в толковом словаре С.И.Ожегова:
Родина –
1. Отечество, родная страна.
2.Это место рождения, происхождения кого или чего-нибудь.
- Ребята, как вы думаете, нужно ли любить и беречь свою Родину? (Да, Родину нужно любить и беречь)
- Родина должна быть святым понятием для каждого человека.
- Ребята, а сейчас отгадаем загадку:
Стоишь на белой ножке
На веточках серёжки
Нас соком угощаешь.
Тебя всегда узнаешь.
- О чем говорится в загадке, кто догадался? (о берёзе)
-Что вы знаете о берёзе? Какую пользу приносит берёза людям? (берёза – лиственное дерево, лечит от разных болезней, изготавливают берёзовые веники для бани, делать венки на праздники)
- Самым любимым деревом у нашего народа издавна была берёза. Известно, что в жарких странах это дерево не растёт, ни в одной стране нет такого количества берёз, как у нас.
В стародавние времена люди её нарекли деревом нескольких дел.
Первое дело – мир освещать (чтобы было светло, зажигали берёзовые палочки – лучины)
Второе дело – чистоту соблюдать (мылись в бане, используя берёзовый веник)
Третье дело – больных исцелять (от всяких болезней лечил настой из берёзовых почек)
Четвёртое – праздники отмечать (на некоторые праздники делали венки из берёзовых веток).
Удивительная судьба нашей русской берёзки. На миру она радость, в любви – помощница, в грусти – верная подруга, в войну – она воин.
Русскую березу запечатлели на своих картинах художники А.А. Пластов и И.И. Левитан, А.И. Куинджи и А.К. Саврасов. Посмотрите на изображения репродукций картин данных художников на экране.
- А как связаны между собой берёза и Родина? (берёза – символ нашей страны)
- А можно сказать, что и берёза и Родина – это главное для каждого гражданина нашей страны. (да)
- А лучше всех об этом умеют рассказывать поэты. Сейчас предлагаю отправиться в галерею портретов.
- Кого из поэтов вы узнали? (Фёдор Иванович Тютчев, Алексей Николаевич Плещеев, Александр Александрович Блок, Иван Алексеевич Бунин)
- С каким поэтом мы ещё не знакомы? ( Сергеем Александровичем Васильевым)
-Предположите, о чём пойдёт речь в произведении, с которым мы сегодня будем знакомиться? (о Родине, о берёзе)
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. А. Васильева «Белая берёза».
- Открываем учебники на с.88
- А вот только ли о берёзе это произведение, мы узнаем, прочитав стихотворение.
- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
1. Познакомиться с жизнью и творчеством С.А.Васильева
2. Прочитать стихотворение.
3. Проанализировать стихотворение, отвечая на вопросы.
VII. Изучение нового материала.
- Итак, задачи поставлены, приступаем к работе.
Об этом замечательном человеке нам расскажет Шахбанова Амина
Знакомство с биографией С.А Васильева. (Приложение 5)
Выставка книг Сергея Александровича Васильева
- Спасибо, Амина.
- Сейчас, ребята, проверим, как вы внимательно слушали рассказ о С.А.Васильеве.
( Тест «Да или НЕТ» Приложение 6)
VIII.Физминутка
- А теперь давайте немного отдохнем! Я произношу фразы, а вы повторяете движения за мной.
Берёзка в белом сарафане (шаги на месте)
Весною водит хоровод. (руки на поясе)
Звенит серёжками тихонько (повороты в правую и левую стороны)
И птичек в гости всё зовёт. (ритмичные взмахи руками к себе)
Раскроет свои руки-ветки, (руки в стороны)
Опустит ветки вниз, (сводят руки к центру вниз)
Подставит солнышку листочки. (ритмичное покачивание рук над головой)
- Тихо садимся.
IX. Изучение нового материала (продолжение)
- Ребята, чтобы лучше понять стихотворение, давайте познакомимся с новыми словами, проведём словарную работу. (Приложение 7 )
- Послушайте стихотворение. Подтвердятся ли ваши предположения?
Чтение стихотворения учителем
Первичное восприятие
- Подтвердились ли наши предположения о том, что в стихотворении будет говориться о Родине, о берёзе? (Да)
- О каком времени говорится в стихотворении? (О времени, когда была Великая Отечественная война).
- О чём же ещё рассказывает Сергей Васильев? (О войне)
- Что вы знаете о Великой Отечественной войне? (Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года)
- Как вы думаете, почему это стихотворение в этом разделе - «Люблю природу русскую. Весна»? Какой великий и значимый праздник будет скоро отмечать весь народ? (День Победы)
-Когда мы отмечаем День Победы? (9 мая)
- А какие чувства в этот день переполняют каждого гражданина нашей страны? ( Чувство гордости за нашу великую Родину, чувство восторга от того, что мы победили врага).
В записи звучит отрывок из песни «День Победы» (слова В.Харитонова, муз. Д.Тухманова)
- Макар нам хочет рассказать, а какие чувства он испытывает в этот день:
Мы в праздник девятого мая
Спешим на военный парад.
Иду я, флажок поднимая,
Я этому празднику рад!
- А как мы отмечаем этот праздник в нашей стране? (устраиваем парад войск, техники, бессмертный полк, смотрим салют).
- Амина и Кирилл нам сейчас расскажут, что же значит праздник День Победы для них.
Амина:
- Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Кирилл:
- Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
- Ребята, в этом году 9 Мая исполняется 80 лет с того дня, как советские воины освободили нашу страну от фашистов. День Победы – самый торжественный, грустный и радостный праздник для нашего народа, он посвящен Великой Победе над фашизмом. Мы с благодарностью вспоминаем наших славных воинов-защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Много написано произведений об этой великой трагедии в жизни народа. Много снято фильмов о героизме людей. Мы всегда должны помнить о тех людях, которые боролись за мир во всём мире.
Почтим память минутой молчания тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир на Земле, за нашу жизнь.
Минута молчания
Все вместе:
— Прошла война,
Прошла беда,
Но боль взывает к людям:
Хором:
— Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
1.Беседа по содержанию
- Что же случилось с берёзой в стихотворении? (Её ранило осколком бомбы)
- С чем сравнивает сок берёзы автор? (Со слезами)
- Скажите, где проходил бой? (под Москвой)
- Погибла ли берёза? (нет)
- Какие чувства вызывает это стихотворение? (Чувство патриотизма, любви к Родине, к природе).
- От чьего имени написано стихотворение? (от имени солдата, который защищал Москву)
- Когда рассказывает солдат о случившемся? (После войны, т.к. говорит...Я помню…).
– Опишите состояние солдата. (Переживание за свою Родину, столицу, радость, что закончилась война)
- О чём рассказывает автор: о войне, о берёзе, о Родине? (о Родине)
- Берёза – олицетворение родной земли, Отечества, Родины. Это любимое родное деревце России и рассказ в стихах поэта Сергея Васильева о берёзе – это рассказ о судьбе нашей Родины, нашего народа. И здесь белоствольная береза давала силы нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых матерей, жен, невест, сестер. Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и русскую берёзу.
2. Работа над текстом.
Выборочное чтение
- Подтвердите ответы на вопросы из текста стихотворения.
-Когда была ранена береза? (на заре)
- В какое время года? (весной)
- Где проходил бой? (под Москвой)
-Удалось ли берёзу спасти? (Оделась новой листвою и стала землю украшать)
-Что решили воины? («Родную русскую берёзу в обиду больше не дадим!»)
Жужжащее чтение
- А сейчас прочитайте произведение в полголоса.
Выразительное чтение стихотворения учащимися
- Как нужно читать это стихотворение? (Прочитайте стихотворение, передав чувства солдата. ( Чтение полного текста учениками)
Средства художественной выразительности в стихотворении «Белая берёза»
- Найдите в стихотворении, какие средства художественной выразительности использует автор и запишите примеры в таблицу. Работаем в паре. (Приложение 8)
- Много написано произведений об этой великой трагедии в жизни народа. Много снято документальных и художественных фильмов о героизме советских людей. Алексей Новиков - композитор написал музыку на слова этого стихотворения. Послушайте.
Прослушивание песни А.Новикова «Я помню, ранило берёзу»
X.Закрепление изученного материала
Приём «Исследователь» (Приложение 9)
- Автор зашифровал в стихотворении три важные даты Великой Отечественной войны. Попробуйте найти их в стихотворении, основываясь лишь на словах автора.
- Составим синквейн о берёзе. (Приложение 10 )
XI. Итог урока. Рефлексия.
- Подведем итоги урока.
- С каким стихотворением мы работали на уроке? («Белая берёза»)
-Кто автор стихотворения? (Сергей Александрович Васильев)
- Почему стихотворение автор назвал «Белая берёза»? (Автор обращается к образу белой берёзы как символу Родины, символу страны)
-Какая главная мысль стихотворения? (Берёза – символ нашей страны, Родину нужно защищать)
- Чему учит стихотворение «Белая берёза» (Стихотворение учит любить Родину, любить родную природу, учит защищать свою страну, учит быть патриотом, не забывать историю нашей страны)
- Сегодня на уроке мы проследили, как можно с помощью стихотворений, картин передать чувства, эмоции, любовь. Ребята, помните, пока будут цвести наши берёзки - на нашей земле будет царить мир!
- Ребята, посмотрите, у нас тоже в классе есть берёзка. У вас за работу на уроке есть берёзовые листочки. Если вы на уроке сделали для себя какое-то открытие и считаете, что урок прошёл с пользой для вас, то возьмите листочки и украсьте ими нашу берёзку. А если у вас осталось много непонятных вопросов, то прикрепите листочки на поляне, а не на берёзе.
- Закончите предложение
- На уроке я узнал………
- Мне было интересно……..
- Я хотел бы похвалить за работу…
Оценки за урок.
XII.Домашнее задание
Объясняет домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть на стр.88.
Выполнить рисунки к стихотворению.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Расшифруй слово»
RЛUЮIVБЛSQЮNL FПDРИSWYPLNOXZДУ FSРSZУСJLСWКQУNVЮXI URВWSЕGJСVZНNYАUD |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Автор | Название произведения |
Ф ёдор Иванович Тютчев | «Весна» |
А лексей Николаевич Плещеев | «Матери» |
А лександр Александрович Блок | «Посидим в тишине» |
Елена Александровна Благинина | «Весенние воды» |
С пиридон Дмитриевич Дрожжин | «Весеннее царство» |
Э мма Эфраимовна Мошковская | «Зима недаром злится…» |
Иван Алексеевич Бунин | «На лугу» |
| «В бурю» |
| «Я маму мою обидел» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Игра «собери пословицу»
Н
ет лучшего дружка, одна у него и Родина.
Одна у человека родная мать, как земля людей.
Мать кормит детей, как родная матушка.
Р
одина-мать умей за нее постоять.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Кластер
УЛИЦА
ПРИРОДА
РОДИТЕЛИ
РОДИНА
РОССИЯ
СЕМЬЯ
ДОМ
СЕЛО
ДРУЗЬЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Биография С.А.Васильева
Сергей Александрович Васильев родился 17 июля 1911 года в городе Кургане. После окончания школы Сергей Васильев переехал в Москву, где обучался актёрскому мастерству. Одновременно с этим работал сторожем, топил печи в больнице, работал на фабрике, был принят в драматический ансамбль. Успешно выступал на сцене. Но увлечение поэзией оказалось сильнее. Он начал писать стихотворения о родине, о родном крае. Первые стихи Сергея Васильева появились в московских газетах и журналах.
Во время Великой Отечественной войны поэт воевал, работал военным корреспондентом. Многие произведения поэта связаны с его малой родиной, с зауральской природой. В 1973 году ему было присвоено звание «Почётный гражданин города Кургана». Умер Сергей Александрович 2 июля 1975 года в Москве.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Тест «Да» или «Нет»
1.
1. | После школы обучался актёрскому мастерству. | ДА | НЕТ |
2. | Работал сторожем, истопником и рабочим. | ДА | НЕТ |
3. | Снимался в кино. | ДА | НЕТ |
4. | Славу принесли ему его стихотворения о природе Сибири | ДА | НЕТ |
5. | Во время войны работал военным корреспондентом | ДА | НЕТ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Словарная работа
Студеный сок – холодный.
Изувеченная кора – поврежденная.
Дым пороховой – дым после выстрела, от пороха.
Клубился дым – поднимался дым.
Неизменно – постоянно, всегда.
Отстояли – спасли, защитили.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Эпитеты | Студёный сок, берёза белая, новою листвою, родную русскую берёзу. |
Метафоры | Изувеченной коре, столицу отстояли, землю украшать. |
Сравнения | Как слёзы. |
Олицетворения | Ранило берёзу, спасли берёзу, в обиду не дадим. |
Главная мысль стихотворения «Белая берёза» | Родину нужно защищать. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Приём «Исследователь»
1.«Я помню ранило березу осколком бомбы на заре» - начало Великой Отечественной войны 22 июня 1941г.
2. «Но мы столицу отстояли, спасли березу под Москвой» - битва под Москвой 5 декабря 1941 г.
3. «И рано - раненько весною» - День Победы 9 мая 1945 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Синквейн
Берёза
Родная, русская
Украшает, оберегает, радует.
Береза – символ нашей Родины.
Родина