СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. Ф. Тютчев "Зима не даром злится..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока. 2 класс. УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. Ф. Тютчев "Зима не даром злится..."»


Конспект урока по литературному чтению. 2 класс.

ФИО (полностью)

Клименкова Татьяна Александровна

Место работы

МБОУ Купавинская СОШ № 22

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Литературное чтение

Класс

2 класс

Тема и номер урока в теме

Люблю природу русскую. Урок 2. Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»

Предметная программа и её автор

УМК «Школа России» Л.Ф. Климанова и др.

Цель урока:

  • познакомить учащихся со стихотворениями о весне Ф. Тютчева;

  • научить анализировать произведения, воспринимать и понимать чувства и настроения стихотворений;

  • развивать речь учащихся, эмоциональное отношение к произведениям искусства, образное и логическое мышление, внимание;

  • воспитывать любовь к природе и русской словесности

Тип урока

Освоение нового материала

Формы работы

групповая, фронтальная, самостоятельная

Планируемые результаты

  1. Личностные:

  • воспитание ценностного отношения к учебной деятельности;

  • воспитания чувства гордости за родной язык;

  • ориентация на понимания условий успешности учебной деятельности;

  • воспитание чуткого и бережного отношения к художественному слову.

  1. Метапредметные:

а) регулятивные:

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

б) познавательные:

  • анализировать стихотворения с целью выделения в них существенных признаков: сравнение стихотворений одного и того же поэта на одну и ту же тему; обобщать

в) коммуникативные:

  • формирование умения слушать собеседника;

  • формировать умение оформлять монологическую и диалогическую речь;

  • формирование умения активного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • формирование умения излагать свою точку зрения и аргументировать ее.


Необходимое оборудование

Проектор, компьютер учителя, учебник, тетради, задания для коллективной работы




Сценарий урока.


Этапы урока

Цели

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД (универсальные учебные действия)

I

Организация начала урока

Проверить готовность к восприятию нового знания

Приветствие. Проверка рабочего места. Посадка.

Организует создание рабочей атмосферы

Входят в рабочее состояние


II

Мотивация учебной деятельности

Создать эмоциональный настрой на восприятие нового знания;

Провести подготовку к актуализации учебной деятельности и получению нового знания;

Стимулировать внутреннюю потребность в получении нового знания (технология «хочу»)

Поставить цель урока.

Наглядный метод:

- Рассмотрите выставку иллюстраций

- Какое время года изображено на этих иллюстрациях? (весна)

Словесный метод:

- Что общего в этих изображениях? (одно время года)

- Чем отличаются эти изображения? (разное настроение)

- Подберите карточку со знаком-символом к каждой иллюстрации.

- Почему вы так распределили эти символы? Какие признаки вам помогли понять настроение картины?

- Эти картины помогут нам понять, о чем сегодня мы будем читать


Организует анализ визуальной информации;

Организует выделение главного в информации;

Подводит к алгоритму оценки информации и подбору доказательств.

Воспринимают визуальную информацию;

Анализируют и выделяют главное;

Высказывают свою точку зрения и аргументируют ее.

Личностные:

мотивация, осознание смысла (смыслообразование), понимание ценности учебной деятельности.

Регулятивные:

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата), выделение и осознание проблемы, целеполагание.

Коммуникативные:

оформление своей точки зрения в соответствии с задачами в устной форме, планирование учебного сотрудничества с учителем.

Познавательные:

Анализ визуальной информации, выделение главного в информации.

III

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Актуализировать знания;

Зафиксировать индивидуальное затруднение (технология «надо» и «могу»);

Организовать понимание следующих шагов к расширению темы урока;

Спланировать логическую цепочку дальнейших учебных действий.

Словесный метод:

- Вспомните стихи о весне, которые мы читали.

- Назовите авторов.

- Прочитайте стихи, которые мы учили.

- По вашему мнению, у кого стихи звучали более выразительно?

- Послушайте стихотворение в лучшем исполнении.


- Какой знак-символ можно присвоить этому стихотворению? Почему вы так считаете?

Организует подачу разноуровневого материала;

Организует обсуждение информации;

Организует выполнение пробного действия;


Определяет уровень успешности действия и выявляет типичные ошибки;

Организует актуализацию знаний в достижении учебных целей.

Демонстрирует уровень знаний;

Высказывает свой взгляд на учебную проблему;

Обсуждают качества пробного действия;



Дают оценку учебной деятельности.

Личностные:

Построение смысла учебной деятельности, мотивация учебной деятельности, смыслообразование, личностная самооценка.


Регулятивные:

контроль в форме соотнесения действия и его результата с эталоном, обнаружение отклонений и отличий от эталона, осознание ранее полученного знания.


Коммуникативные:

организация сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление аргументации и подтверждение своей точки зрения, оценка речевого высказывания.


Познавательные:

смысловой анализ информации, извлечение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия эффективных учебных действий.


IV

Выявление

места и причин затруднения

Сформулировать затруднение;

Зафиксировать затруднение и его причины во внешней речи;

Организовать плавное вхождение в тему урока;

Организовать дальнейшие учебные действия.

- Эти стихи сейчас звучали о весне. Но сегодня в нашем стихотворении будут звучать слова не только о весне. Догадайтесь, о чем еще?

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора. (зима)

- По каким признакам вы догадались, что это зима?

Словесный метод:

- Да, сегодня мы читаем стихотворение Ф.Тютчева (портрет поэта на доске) о встрече зимы и весны. Много прекрасных стихов написано этим великим поэтом. Он тонко чувствует, понимает природу. Она для него живая и интересная. Всю свою любовь к природе он пытается донести до читателя в своих стихах.

Диск Детям о писателях . Видео запись о поэте.


Организует фиксацию места затруднения;

Выявляет причины затруднения и организует их перевод во внешнюю речь;

Организует уточнение темы урока;

Ставит проблемный вопрос.

Определяют место затруднения;

Проговаривают причину затруднения;

Формулируют более полное и точное определение темы урока;

Отвечают на проблемный вопрос;

Приводят доказательства для подтверждения своей точки зрения.

Личностные:

актуализация смысловой ценности темы в учебной деятельности, интерес к художественному слову, эстетическая ориентация.

Регулятивные:

целеполагание, определение последовательности целей соразмерно результату.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой слушать и слышать, разрешение проблемной ситуации и поиск ее решения в сотрудничестве с учителем, построение аргументации своей точки зрения на проблему.

Познавательные:

самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и анализ необходимой информации, преобразование информации в систему аргументов, связывание процесса и результатов учебной деятельности.

V

Построение проекта

выхода из затруднения и открытия

нового знания

Сформулировать пути достижения цели урока;

Выстроить цепь совместных учебных действий;

Определить возможные пути выхода из затруднения.

Первичное восприятие стихотворения.

https://www.youtube.com/watch?v=sVJ5U6hu890



- Определите знак-символ этого стихотворения. Почему вы выбрали именно этот символ? Какие слова и выражения помогли вам это понять?

- Понравилось ли вам стихотворение? Что понравилось больше всего?


Организует выход из затруднения;

Определяет логическую цепь учебных действий;

Выдвигает эталон прочтения;

Создает эмоциональное восприятие текста.

Формирует для себя эталон прочтения;

Воспринимает эмоциональное настроение стихотворения;

Осуществляет первичный анализ содержания нового знания;

Высказывает свой взгляд на проблему.

Личностные:

эмоциональная основа усвоения содержания учебной деятельности, нравственно-оценочное восприятие информации.

Регулятивные:

целеполагание, прогнозирование результата учебной деятельности, коррекция учебных действий согласно целям, саморегуляция.

Коммуникативные:

активное взаимодействие с учителем в овладении информацией, разделение функций участников взаимодействия, выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выявления их признаков, сравнение признаков, выделение существенного в объекте.

VI

Реализация проекта

Организовать осуществление проекта согласно плану;

Ввести новое знание во внешнюю речь;

Устранить затруднение;

Организовать анализ информации и поиск существенных признаков объекта.

Работа с текстом (выборочное чтение):

- Прочитайте первые два четверостишия.

- Почему злится Зима? Докажи это.

- Прочитаем дальше.

- Что делает Зима?

- Что делает Весна?

- Найдите слова, которые описывают действия Зимы…Весны. Сравните эти слова. Какие они?

- Как автор называет Зиму?

- Какая Весна?


- Для поэта Зима и Весна живые. Подтвердите это словами из текста.

Организует анализ информации;

Организует поиск существенных признаков объекта;

Подводит к осознанию главного в информации;

Организует выдвижение и доказательство гипотез.

Осуществляет анализ текста;

Проводит подбор информации согласно поставленным задачам;

Высказывает свою гипотезу и доказывает ее;

Отрабатывает алгоритм работы с текстом.

Личностные:

Соотнесение событий со своей точкой зрения, выделение эстетических аспектов событий, восприятие содержания объекта исходя из личностных ценностей.

Регулятивные:

составление плана и последовательности учебных действий, прогнозирование результата, смыслообразование, осознание качества усвоения информации.

Коммуникативные:

активное сотрудничество с учителем и сверстниками, оформление своей точки зрения во внешней речи, выдвижение аргумента, организация диалогической речи, постановка вопросов.

Познавательные:

поиск, выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, выбор наиболее эффективного способа решения проблемы, контроль и оценка процесса и результатов учебной деятельности, установление причинно-следственных связей.


VII

Первичное закрепление

Организовать усвоение учащимися нового знания;

Сформировать логическую цепь учебных действий по оформлению нового знания во внешней речи;

Создать алгоритм учебных действий.

Работа с текстом:

- Прочитаем четверостишие. Где надо сделать паузу?

- Какие строки надо читать без остановки в конце строки?

(аналогично разбираем другие четверостишия)

Организует постановку проблемы;

Задает алгоритм преодоления индивидуального затруднения;

Создает условия нахождения путей решения проблемной ситуации;

Подводит к глубокому пониманию текста.

Осуществляет поиск путей решения проблемы;

Определяет главное в информации;

Совершенствует технику выразительного чтения.

Личностные:

смыслообразование, осознание значимости результата учебной деятельности, эстетическая ориентация усваиваемой информации.

Регулятивные:

целеполагание, планирование последовательности действий, прогнозирование результата учебной деятельности, контроль корректировка учебных действий, саморегуляция.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем, принятие решения и его реализация, постановка вопросов, оформление аргументированного высказывания.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения их признаков, поиск и выделение информации в зависимости от задачи.

VIII

Самостоятельная работа

Построить логическую цепь учебных действий по усвоению нового знания;

Задать алгоритм самостоятельной работы;

Организовать проверку и самопроверку.

- Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, расставляя верно паузы и логические ударения.

- Прочитайте друг другу.

- Понравилось ли чтение? Чем?

Организует самостоятельную работу учащихся;

Задает алгоритм учебных действий;

Ставит проблемный вопрос;

Подводит к применению нового знания во внешней речи;

Организует проверку и самопроверку.

Осуществляет самостоятельную работу по овладению новым знанием;

Работает над аспектами выразительности чтения;

Решает проблемную ситуацию;

Осуществляет проверку и самопроверку.

Личностные:

личностное самоопределение, мотивация учебной деятельности, самооценка.

Регулятивные:

саморегуляция, осознание уже усвоенного и нового знания, контроль и самоконтроль, смысловое чтение как осмысление цели чтения, выбор вида чтения, аргументация выбора, поиск альтернативных способов решения проблемы.

Коммуникативные:

Активное сотрудничество с партнером по учебной деятельности, контроль и коррекция своих действий и действий партнера,

Оформление диалогической речи.

Познавательные:

самостоятельное достижение цели, анализ информации, выявление существенных признаков в объекте, сравнение с эталоном, выявление отклонений от пути достижения конечного результата.

IX

Закрепление нового знания

Организовать условия достижения результата;

Организовать устранение отклонений от заданного пути достижения результата;

Повысить степень усвоения нового знания;

Обеспечить включение нового знания в систему знаний.

- Прошу прочитать выразительно тебя…(опрос нескольких учеников).

- Кому лучше удалось передать настроение автора?

- Чье прочтение стало более выразительным и точным?

- Почему вы так считаете?

Организует работу для более глубокого усвоения нового знания;

Проводит анализ информации;

Подводит к выдвижению аргументов;

Проводит работу над ошибками и устраняет отклонения от эталона.

Осуществляет многократное прочтение стихотворения;

Воспринимает текст во внутренней и внешней речи;

Проводит сравнительный анализ информации;

Устраняет ошибки и отклонения от эталона.

Личностные:

смыслообразование, установка связи мотива и результата учебной деятельности, ориентация на ценностную значимость учебной деятельности.

Регулятивные:

целеполагание, прогнозирование уровня усвоения знаний, контроль и коррекция реализации плана, сопоставление и определение способа действия в случае возникновения отклонений от эталона


Коммуникативные:

активное учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия, принятие решения и его реализация, оформление аргументированного высказывания, владение монологической и диалогической речью, произвольное построение речевого высказывания.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов достижения конечного результата, выбор оснований и критериев для сравнения объектов знания, осознанное смысловое чтение в зависимости от цели, синтез и встраивание частей в целое.


X

Рефлексия учебной деятельности

Зафиксировать результата учебной деятельности;

Оценить степень успешности овладения новым знанием;

Организовать проведение самооценки учащимися.

- Назовите автора, стихотворение которого мы сегодня читали.

- О чем это стихотворение?

- Чем понравилось и запомнилось это стихотворение?

- Какие другие стихи этого автора мы читали?

- Какие стихи о природе вы помните и любите?

- Для вас это стихотворение может стать любимым? Почему?

Организует фиксацию нового знания с помощью итоговых вопросов;

Встраивает новое знание в систему знаний;

Организует самооценку учебной деятельности и конечного результата.

Показывает уровень усвоения нового знания;

Дает самооценку своей деятельности;

Сопоставляет цели и результаты учебной деятельности.

Личностные:

установление связи цели и результата деятельности, личностное самоопределение.


Регулятивные:

Коррекция результатов учебной деятельности, соотнесение способа действия и его результата, саморегуляция в преодолении препятствий.

Коммуникативные:

активное сотрудничество с учителем, аргументирование высказываний, оформления мысли во внешней речи.

Познавательные:

Рефлексия способов учебных действий и их соотнесение познавательным целям, контроль и оценка результатов учебной деятельности, построение логической цепи рассуждений.