I. Организация начала урока | Прозвенел звонок, начался урок. На уроке тишина Нам особенно нужна. Уходите, разговоры В вестибюли, в коридоры. Нам урок пора начать И заданье проверять - Сегодня на уроке мы будем использовать «Лист успеха». На определенных этапах урока вы будете оценивать свою работу. Пока отложите их. | Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу | Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе |
II. Проверка домашнего задания | Прежде чем начать урок, давайте выполним речевую разминку. Ок-ок-ок- выпал снежок Ул-ул-ул- ветер подул Оз-оз-оз - пришел мороз Ма-ма-ма- наступила зима А теперь прочитайте слова справа налево. Мишка – АКШИМ Сосна - АНСОС Лес - СЕЛ Зима – АМИЗ - В первом окошечке нашего «листа успеха», оцените, как вы выполнили речевую разминку, поставьте крестик сверху на линеечке, если вы выполнили все мои указания, по середине - если выполнили не всю речевую разминку. Осуществляет проверку домашнего задания - Что было задано? - Сейчас в парах прочитайте друг другу свои мини-сочинения. Работа в парах. - Теперь возьмите лист успеха и оцените, как вы выполнили домашнее задание. | Выполняют речевую разминку. Зачитывают мини-сочинения о зиме | Осуществляют контроль и оценку учебной деятельности |
III. Актуализация знаний | Прозвенел давно звонок. Продолжаем мы урок. Можно за партой тихонько сидеть, А можно в лес – Чудеса посмотреть. – Закройте глаза и представьте себе такую картину: Серебрятся на солнце сугробы. Всеми цветами радуги сверкает снег. Хорош лес в зимнем убранстве. Спит он под белыми снежными шапками. Но жизнь в лесу не остановилась. На белом снегу видны узоры звериных и птичьих следов. – Откройте глаза. Куда мы с вами сейчас перенеслись? – Не эту ли картину вы увидели с закрытыми глазами? Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес, Где много разных сказочных чудес, Где замела метелица дороги, Где косолапый мишка спит в берлоге, Где в ледяном дворце живёт сама Красавица, Волшебница-Зима. Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру «Волшебный сундучок». Условия игры. На доске размещен набор слов, относящихся к разным временам года. Нужно выбрать те слова, которые относятся к зимнему времени года, и положить в волшебный сундучок. - Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. - Теперь возьмите лист успеха и оцените, как вы поработали в паре. | Отвечают на вопрос. Работают в парах с набором карточек. | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи |
IV. Постановка учебной задачи | – Сегодня мы познакомимся с произведением Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Зима в лесу». - Давайте поставим цели на урок с помощью фраз-помощников: 1) Познакомиться с произведением 2)Узнать новое о лесе, лесных жителях 3) Развивать умение составлять…(план) для пересказа. К целям мы вернемся в конце урока, и проверим, достигли мы их или нет. Предлагаю вам на уроке действовать по предложенному плану: Послушать рассказ об авторе Познакомиться с произведением Составить план для пересказа Выполнить задание к тексту Подвести итог урока. - Писатель очень любил природу, изучал ее и свои наблюдения отразил в рассказах | Внимательно слушают, рассматривают выставку книг |
V. Работа по теме урока. 1. Рассказ учителя о И. Соколове-Микитове | Настоящая фамилия Соколов. Иван Сергеевич родился в 1892 году в Калужской губернии. Русский писатель-путешественник, он родился в семье приказчика по лесному делу. Учился в Смоленском реальном училище, не закончив обучения, служил моряком, что описал в автобиографической повести «Детство». Огромное место в творчестве писателя занимали очерки и рассказы, созданные на материале личных жизненных наблюдений и посвященные природе, животным, людским характерам. Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы; сборники русских детских игр – «На камушке», «Заря-заряница» – с народными традициями и фольклором. | Внимательно слушают учителя | Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками осознанного чтения |
2. Первичное чтение | – Послушайте, как И. Соколов-Микитов описывает зимний лес и его обитателей в своем произведении «Зима в лесу». Чтобы лучше понять писателя, его замысел произведения, предлагаю послушать аудиозапись в исполнении народного артиста Олега Табакова. (аудиозапись) | Слушают аудиозапись. |
3. Беседа по содержанию прочитанного | – О каком времени года рассказал автор? – Где мы сейчас с вами побывали? – Следы каких зверей встречаются в зимнем лесу? – А почему не видно следов медведя? | – В зимнем лесу. Отвечают, опираясь на картинки на доске |
4. Словарная работа | Пороша – свежий слой выпавшего вечером или ночью снега. Хорёк– небольшое хищное животное. | Объясняют значение слов и выражений. При необходимости обращаются к словарю | Владеют навыками работы со справочной литературой |
Физкультминутка | Снег идет, снег идет. Дворник улицу метет. Стороной народ идет. | Заниматься нам не лень. Мы немного разомнемся, За дела опять возьмемся. | | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
5. Работа по составлению плана рассказа | – Понравился ли вам произведение? – Что вас удивило? – К какому жанру относится данное произведение? – О чем этот рассказ? - Нарисуйте обложку к данному произведению. Проверка, лист самооценки – Какие животные встретились в лесу? – Какую картину зимы нарисовал писатель? – Сколько здесь смысловых частей? 1-я часть. – Как автор описывает лес? Обратитесь к тексту. – Кто испытывает в осеннем лесу трудности и почему? Прочитайте. – Чему обрадовались зайцы-беляки? Прочитайте. – Озаглавьте 1-ю часть рассказа. 2-я часть. – Какие непонятные слова вам встретились? – Зачем охотник отправился в лес? – Кого увидел охотник в лесу? – Как озаглавим 2-ю часть рассказа? 3-я часть. – Кому комфортно зимой в лесу? – Как медведь готовился к зиме? – Как чувствует себя медведь в берлоге? – Озаглавьте 3-ю часть рассказа | Отвечают на вопросы. Рисуют обложку. Читают по цепочке. Составляют план по ходу чтения. – «Первый снег». Применяют «жужжащее чтение». – «Следы на снегу». Читает хорошо читающий ученик. – «Медвежья квартира» | Осуществляют логическую операцию – анализ объектов с целью выделения признаков. Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. |
6. Обобщающая беседа | -У вас на партах лежат карточки. Прочитайте задание. -Что нужно сделать? Начинаем выполнять задание. Давайте проверим наше задание. Возьмите ручку с зеленой пастой. И выполните самопроверку по образцу на слайде. «Лист успеха». Если вы не допустили ни одной ошибки поставьте крестик на высоком уровне, если 1-2 на среднем, если более 2 на низком. | Отвечают на вопрос. Выполняют задание. | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы |
VI. Итог урока. Рефлексия | - Ребята, давайте вернемся к цели нашего урока. Достигли мы наших целей? Что нового узнали сегодня на уроке? Какое произведение читали? Кто автор рассказа? Что интересного запомнили об Иване Сергеевиче Соколове-Микитове? Как вы думаете, смог бы он написать этот рассказ не посещая лес? Зачем человек ходит в лес? -Только любовь к природе, животным, их глубокое знание, доброта помогли Ивану Сергеевичу написать такое замечательное произведение. Сейчас посмотрите в свои «Листы успеха» и встаньте те, у кого на всех шкалах пометки на середине и выше середины. Молодцы ребята, я рада, что вы сегодня так хорошо справились со всеми заданиями. Спасибо за урок. | Отвечают на вопросы учителя. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения учебного материала |
Домашнее задание | Пересказать текст с. 133–134 или Выучить наизусть первую часть рассказа. Т. с.59-60 №1-2 | Записывают задание на дом, задают вопросы | Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом |