Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант»
учитель: Новикова Ю.П..
Форма урока: урок изучения нового материала.
Тема: В.В. Бианки «Музыкант». Выработка умений работать с текстом.
Цель: .Познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».
Задачи: 1. Продолжить обучение пересказу текста по наводящим вопросам учителя;
2. Отрабатывать грамотное выразительное чтение; развивать речь, навыки выразительного чтения, дружелюбие в общении;
3. Расширять представления учащихся о взаимоотношениях человека с природой, животным миром, формировать бережное отношение ко всему живому. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к природе, любовь к родной природе, чувство сострадания, сопереживания к животным.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС )
универсальные учебные действия
Познавательные УУД: - анализировать предлагаемую информацию, сравнивать; характеризовать и оценивать; устанавливать причинно – следственные связи.
Регулятивные УУД: составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других;договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Личностные УУД: адекватно реагировать на трудности; развивать эмоционально-нравственную отзывчивость; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм.
Оборудование:компьютер, проектор, презентация, портрет В. Бианки, выставка книг писателя; карточки с биографическим текстом, с тестами для проверки первичного восприятия текста, рисунки к произведению, плакат «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи», рисунки для рефлексии, сигнальные карточки, солнышко и туча, учебник «Литературное чтение» - 1 часть (авторы М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, А.Ф. Климанова)
Ход урока.
I. Организационный момент:
Рады слышать мы звонок,
Начинается урок.
Интересно нам читать,
Думать ,спорить, размышлять.
Как хорошо, что мы все вместе и все здоровы..
-Садитесь.
- Всё ваше хорошее настроение я обозначу солнышком, а плохое тучкой.
-Покажите ,ребята, с каким настроением вы готовы работать на уроке ?
-Ребята улыбнитесь своему солнышку, и как говорят у нас на Руси “Да возрадуйтесь новому дню!”
- Такое хорошее настроение мы постараемся сохранить до конца урока.
-А чтобы он получился интересным, хочу вам посоветовать: (на доске плакат):
«Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи »
- Как вы понимаете эти слова?
II Проверка домашнего задания.
По опорным словам отгадайте название произведения
(Дача, мальчики, ёжик) Евгений Чарушин «Страшный рассказ»
(Утка, мальчики, утята) Михаил Пришвин «Ребята и утята»
(Утята, стрекоза, Алёша) Борис Житков «Храбрый утёнок»
(Старик, сова, шмели) Виталий Бианки «Сова»
III.Мотивация к учебной деятельности.
- На каждом уроке литературного чтения мы с вами открываем дверцу в хранилище русской литературы и поднимаемся на одну ступеньку выше в своих знаниях.
- А что же сегодня нас ожидает за этой волшебной дверью? Вы узнаете позже. А сейчас закройте глаза и прислушайтесь!
( А.Рыбак , отрывок из произведения «Игра на скрипке»)
- На минутку мы окунулись в мир музыки. Вы прослушали сейчас отрывок из музыкального произведения А.Рыбака. А какие музыкальные инструменты вы услышали?
Да, ребята, это скрипка,- инструмент душевный, звучный, тонкий, которым владели и владеют многие знаменитости, одним из которых является
А. Рыбак.
- Я думаю, что вы можете назвать мне и другие музыкальные инструменты, да? Какие?
- А люди, которые владеют этими инструментами, или проще, умеют на них играть, называются……………….. (пауза). – Музыканты!
Откроем словарь Ожегова и прочитаем, кто такой музыкант.
Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, человек, занимающийся музыкой.
- И в нашей школе есть дети, которые занимаются музыкой,
- Может, из вас, если вы захотите заниматься музыкой, тоже получатся в будущем великие музыканты, будем надеяться!
-А как вы думаете, животные могут быть музыкантами?
-Отгадайте загадку ..
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
IV. Актуализация знаний. Речевая разминка.
- А кто знает, какое любимое лакомство медведей?
- Верно, мёд!
Мёд в лесу медведь нашел, мало мёда – много пчел.
-Прочитайте скороговорку про себя.
– А сейчас проведем тренировку для вашего голоса и язычков, чтобы на протяжении всего урока правильно и чётко говорить.
Работа со скороговоркой.
- Прочитаем вместе:
А) медленно; А) тихо;
Б) громко; Б) быстрее;
В) еще громче. В) еще быстрее
Г) Прочитайте начало скороговорки с удивлением, с радостью, а конец с сожалением, .
– Молодцы, ребята, на протяжении всего урока следите за вашей речью. Не забывайте о том, как надо говорить и давайте полные ответы..
Сообщение о медведе.
Бурые медведи живут и на равнинах, и в горах, в глухих лесах. Они отличные охотники, но часто питаются лесными ягодами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь - большой любитель мёда: даже укусов пчёл не боится, лишь бы полакомиться.
Осенью зверь заботится о берлоге, где можно поспать до весны.
Говорят, что зимой медведь лапу сосёт. Да и не сосёт он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.
Следы бурых медведей можно иногда спутать с человеческими следами. За развалистую походку прозвали медведя косолапым. Только зря: медведь проворен и может догнать даже лошадь.
Может лакомиться фруктами, ягодами, лесными орехами, каштанами, муравьями, мёдом диких пчёл, рыбой. Длинные и очень твёрдые когти позволяют ему прекрасно лазать по деревьям
V. Определение темы и цели урока
-А сегодня мы с вами узнаем ,что же необыкновенного произошло с Медведем из рассказа детского писателя .
Его фамилию можно определить по первым буквам имён писателей, чьи фамилии вы видите на доске.
- Житков Борис (б), Крылов Иван (и), Пушкин Александр (а), Носов Николай (н), Чуковский Корней (к), Токмакова Ирина (и). Получилась фамилия Бианки. Значит мы на уроке познакомимся с творчеством Бианки Виталия Валентиновича.
1.Знакомство с творчеством писателя.
- Большую часть своего детства Бианки проводил в деревне около леса, куда часто ходил с отцом-ученым. Вот там, в лесу, отец учил его терпеливо наблюдать за животными, растениями, учил записывать свои наблюдения. И вот эти записи пригодились писателю, когда он стал взрослым. Для детей он написал более 200 рассказов и сказок. Герои Бианки – это не только звери, птицы и насекомые, но и их друзья – люди. Многие названия его произведений содержат любопытный вопрос. Например, «Чей нос лучше?», «Кто чем поёт?», «Где раки зимуют?»
2.Работа с выставкой книг.
-А какие рассказы и сказки В.Бианки читали вы?
(Дети выставляют книги на полку и говорят названия произведений)
-А мы будем сегодня читать произведение «Музыкант»
- Дети , кто догадался какая тема урока?
Тема урока: «Виталий Валентинович Бианки «Музыкант»
Учитель: Зная тему урока, давайте попробуем вместе поставить цели урока
Познакомиться с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».
Учиться правильно, выразительно читать и анализировать .
Учиться давать полные грамотные ответы на поставленный вопрос учителя .
-Покажите своё настроение.
V . Словарная работа. Установка лексического названия слов.
Медвежатник – охотник на медведя;
Завалинка – невысокая земляная насыпь возле избы;
Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством;
Щепка - тонкая пластинка, отколотая от дерева.
Опушка-край леса.
VI. Первичное чтение произведения учителем .
- Произведение, которое мы сегодня будем читать, для нас объемное, и одна из задач урока как можно больше узнать о героях рассказа, а поэтому сейчас сядьте поудобнее и приготовьтесь меня послушать, а когда я закончу чтение, ответьте мне на вопрос:
-Что же удивило вас в этом рассказе?
- А сейчас посмотрим, как внимательно вы меня слушали! У вас на столе лежат сигнальные карточки, я вам буду читать утверждения, и если вы с ними согласны, показываете мне +, если нет, то -.
1.Старик медвежатник играл на балалайке (-, на скрипке)
2.Знакомый колхозник видел в лесу волка (-, медведя)
3.Старик присел отдохнуть на пенек (+)
4.Звук, который услышал старик, слышался с опушки (+)
5.Медведь сидел на дереве (-, под деревом)
6.Старик убил медведя (-).
Физкультминутка.
VII. Закрепление изученного материала.
-Откроем учебники и начинаем работу.
Чтение произведения учащимися.
Вопросы после прочтения 1 части:
- Какое увлечение было у старого охотника?
- На чём играл старый медвежатник?
-Как понимаете «пиликал на скрипке»
Что посоветовал ему колхозник? Прочитайте.
Как озаглавим эту часть?
Чтение цепочкой 2 часть .
Вопросы после прочтения 2 части:
- Зачем медвежатник пошел в лес?
- Что услышал охотник в лесу?
- И на что был похож этот звук? Прочитайте.
Как вы понимаете словосочетание «красивый звук»? (Чистый, нежный, приятный, хочется еще раз его послушать.)
-Заинтересовал ли этот звук охотника?
Как озаглавим эту часть?
3 часть чтение цепочкой .
Вопросы после прочтения 3 части:
- Что же увидел охотник на опушке?
- Как оценил охотник пение щепки? (хорошо поет щепка)
-Как старик и медведь слушали пение щепки?(найти ответ и прочитать)
- Рассмотрите иллюстрацию на стр 144 .
- Кого вы видите? Что он делает?
- Найдите в тексте отрывок, который соответствует этой картинке.
Как озаглавим эту часть?
4 часть. Жужжащее чтение.
Учитель:
- А эту часть прочтите самостоятельно, вполголоса.
- «Почему автор назвал рассказ «Музыкант»?
- Кого автор называет музыкантом?
- Найдите, где говорится, почему охотник не убил медведя (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я)
Как озаглавим эту часть?
-Найдите в рассказе сравнение и звукоподражание.
Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение.
- “Дзенн” - это звукоподражание.
5). Чтение 4 части по ролям.
- Какие действующие лица в 4 части?
-Что же спасло жизнь медведю?
Учитель:
-Покажите своё настроение.
VIII. Моделирование обложки.
IX. Иллюстрирование текста (словесное рисование)
- Какие картины можно нарисовать к этому рассказу?
1 картина: медвежатник сидит на завалинке и играет на скрипке.
2 картина: колхозник разговаривает с медвежатником.
3 картина: охотник с ружьём из-за ёлки видит, как медведь играет на разбитом грозой пне.
На доске иллюстрации к рассказу.
- Расположите картинки в хронологической последовательности.
- Бурый медведь встречается все меньше и меньше.
А у нас в Курской области они встречаются крайне редко. Эти замечательные животные занесены в Красную книгу и наша задача с вами, беречь все живое вокруг, бережно относиться к природе и приумножать ее богатства!
X . Итог урока
-Прочитайте пословицу.
Красив тот, кто красиво поступает.
К какому герою рассказа может подойти эта пословица?
Как бы вы поступили на его месте?
- Да, старик поступил красиво. От встречи с такими красивыми душой людьми у нас возникает святое чувство любви к природе, нам хочется совершать добрые поступки. Делая добро, тебе становится легко.
- Чему учит этот рассказ?
- Давайте ещё раз посмотрим на этого могучего красивого зверя. Оказывается медведи, как и люди, могут быть неравнодушны к музыке. Мы очень похожи с братьями нашими меньшими, мы можем чувствовать одинаково. Охотник понял это. Мы будем надеяться, что и все охотники когда-нибудь придут в лес, чтобы послушать пение птиц, шум ручья, понаблюдать за удивительной жизнью животных и забудут о своих ружьях.
XI. Рефлексия.
XII .Домашнее задание
- Выразительно прочитать рассказ, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку , возможно ваши рисунки нам помогут составить кинофильм к рассказу.