СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению "Жила-была собака..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Жила-была собака..."»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)







Урок литературного чтения

Тема: «И.М. Пивоварова «Жила-была собака...» ».



Наименование образовательной организации:

МБОУ «Школа №_59»

Класс: 2Г

Дата проведения: 14.11.2023


ФИО студента: Мишкова Елена Эдуардовна

ФИО методиста: Лыкова Любовь Николаевна







Допуск

__________

(подпись)


__________

(оценка)

Проведение

__________

(подпись)


__________

(оценка)

Самоанализ

__________

(подпись)

__________

(оценка)

















Рязань, 2023г.

Школа: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №59» г. Рязани

Дисциплина: Литературное чтение

Класс:

Тема: «И.М. Пивоварова «Жила-была собака...»

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цель: сформировать представление о стихотворении И.М. Пивоваровой «Жила-была собака».

Задачи:

Образовательные:

Знать:

- о жизни и творчестве И.М. Пивоваровой;

- знать произведения о животных;

- знать, что такое преувеличение в произведении;

Уметь:

- рассказывать о жизни и творчестве И.М. Пивоваровой;

- находить в тексте преувеличение;

- находить в тексте описание;

- отличать стихотворение с преувеличением от небылицы;

- составлять короткий устный рассказ о животных.

Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки, умение работать в парах;

- развивать основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение);

- развивать основные психические процессы (мышление, речь, память, внимание);

Воспитательные:

- формировать у детей потребность в учебно-познавательной деятельности;

- воспитывать ценностное отношение к чтению книг;

- воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: компьютер, электронная доска, презентация, раздаточный материал, учебники 2 класс 1 часть Климанова Л.Ф., В.Г. Горецкий.

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности


Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Предметные


Метапредметные

Личностные

Мотивация к учебной деятельности






























Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований к учебной деятельности.

Словесный (беседа), наглядный (презентация).

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Меня зовут Елена Эдуардовна, и сегодня я буду проводить у вас урок литературного чтения.

Предлагаю начать наш урок с цитаты Уильяма Годвина. Прочитайте, пожалуйста, эту цитату.




Спасибо. Подумайте, что хотел донести до нас автор этих слов?







Хорошо.

Кто как еще думает?


Спасибо за ответы!

Вы правы. Поэтому нам так важно читать, развивать свою речь, память, мышление, воображение.

А чтобы хорошо читать, мы должны прежде всего сделать разминку для нашего речевого аппарата. Для этого откройте учебник на странице 108 и 109. На этих страницах три разных стихотворения. Найдите их. Чтобы их прочитать, сейчас вы поделитесь по рядам.

Первый ряд читает про себя стихотворение на странице 108. Второй ряд читает про себя стихотворение на странице 109 вверху. Про грачей.

Третий ряд читает стихотворение на странице 109 внизу. Про синицу.

Читаем про себя, выразительно.

Заканчиваем, теперь первый ряд читает вместе со мной.





Молодцы. Теперь читает второй ряд вместе со мной.

Отлично. Теперь читает третий ряд.

Читает вместе с обучающимися.

Хорошо. Молодцы.

Приветствуют учителя.





Слушают учителя.





 «У того, кто любит читать, все в пределах досягаемости».





Автор хотел сказать, что тот, кто много читает, всегда сможет достичь своей цели, потому что будет много знать и уметь.



Высказывают свое мнение.













Слушают учителя.

























Читают про себя.





Читают вместе с учителем: гр-р-рянул гр-р-ромом кр-р-рик вор-р-роны....

Грачиха говорит грачу...





Солнце садится, струится водица...

Ф








Речь





Интерактивная доска (презентация, слайд 1)





- осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека.

- анализировать текстовую информацию (П);

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К);

- признавать возможность существования разных точек зрения (К);

- корректно и аргументированно высказывать свое мнение (К).

- сформированность познавательных интересов, активности и инициативности в познании.

Подготовка к первичному восприятию

Подготовить обучающихся к изучению новой темы.

Словесный (беседа), наглядный

Итак, ребята, мы сегодня с вами начинаем знакомство с новым разделом. Давайте откроем страницу 107 и прочитаем как он называется. Кто может прочитать?



Совершенно верно. Как вы думаете, почему он так называется? Что вы будете изучать?





Очень хорошее предположение. Молодец.

Обратите внимание, куда мы попадаем на этой странице?

Верно. Рассмотрите изображения книг. Везде ли указан автор?





А как вы думаете почему на этой книге не указан автор?

Автор может быть не указан, потому что в написании книги мог участвовать не один человек, а несколько. В этом случае список авторов можно будет найти внутри книги на первых страницах.

Подумайте, как бы вы назвали эту выставку?







Замечательные предложения, ребята. Ближе всех были те, кто связал название выставки с животными. Ведь все эти книги именно о них.

Озвучивает лучшие варианты из предложенных.

Как вы думаете, много книг бывает на выставках?

А сколько книг у нас?

Верно. Всего лишь шесть.

Посмотрите на список книг, предложенный в задании номер три. Какие из этих книг можно было бы добавить на выставку?









Верно. Почему именно эти книги?

Вы абсолютно правы. Поднимите руку те, кто знает, кто такой Бэмби.

Кто же это?

Правильно, молодец. Бэмби – это имя олененка.

А может кто-то из вас уже читал какое-нибудь из этих произведений? Или, может, кто-то из вас читал другие произведения о животных. Кто хочет рассказать об этом?





Советуете ли вы это произведение к прочтению своим одноклассникам и почему?



Спасибо за ваши ответы.

Мы начали с вами говорить о произведениях про животных, и сегодня мы познакомимся с еще одним таким произведением.

Давайте определим тему нашего урока. Для этого откройте страницу 110 и прочитайте имя и фамилию автора, а также название произведения.

Верно. А как называется произведение?

Ребята, если у произведения нет названия – значит, что оно называется по первой строчке в нем. Прочитайте первую строчку.

Верно. Это и будет названием произведения.

Так как же будет звучать тема нашего урока?

Верно. Какую мы поставим перед собой цель?





Всё верно, молодцы.

Перед началом работы необходимо составить план.

Предположите, какой пункт будет первый: что вы должны узнать сначала?

Отлично.

Далее, какую работу вам необходимо выполнить? Что сделать?

Верно.

После этого какую работу вы будете выполнять?

Хорошо, молодцы! Еще мы потренируемся составлять свой рассказ о животных.

Что мы сделаем в конце урока?

Верно, молодцы. По такому плану мы сегодня и будем работать.

Скажите, знакомились ли вы с жизнью и творчеством Ирины Пивоваровой?

Если ответят, что знакомы:

Расскажите, что вы уже знаете?

С какими ее произведениями знакомились?

Тогда сейчас я расскажу вам о ее жизни и творчестве. Слушайте внимательно и будьте готовы ответить на несколько вопросов.

Ирина Михайловна Пивоварова (1939-1986) - русская детская писательница.
Родилась 3 марта 1939 г. в Москве в семье врача. Её отец мечтал, чтобы дочь пошла по его стопам и выбрала медицинскую карьеру. Но с детства Ирину привлекало творчество, поэтому после окончания школы она поступила в Московский институт на факультет прикладного искусства.

После института Ирина несколько лет работала на киностудии «Мосфильм» художником по костюмам, заработав себе репутацию замечательного художника. Там она познакомилась со своим будущим мужем —Виктором Пивоваровым. Семья Пивоваровых внесла огромный вклад в детскую литературу — Ирина начала писать стихи и рассказы для маленьких читателей, а её муж создавал иллюстрации к её произведениям. Сначала рассказы Ирины печатали в небольших, не очень известных журналах. И только после того, как её стихи были опубликованы в журнале «Веселые картинки», Ирина Пивоварова получила известность.

Самыми популярными сборниками рассказов и повестей Ирины Пивоваровой стали «О чём думает моя голова», «Однажды Катя с Манечкой». Сборники «Жила-была собака», «Венок из колокольчиков», «Хочу летать» «Лесные разговоры», «Потерялась птица в небе», «Только для детей» составлены из стихотворений автора.

Итак, вы прослушали рассказ о И.М. Пивоваровой.

Где родилась будущая писательница?

Как она получила известность?





Очень хорошо. Молодцы.

Итак, сегодня мы начинаем изучение произведения «Жила-была собака».

Как вы думаете, о чем это произведение?



Хорошо. Когда мы ознакомимся с произведением, то узнаем были ли вы правы.







Отвечают по поднятой руке.

В мире книг.





В этом разделе мы познакомимся с произведениями разных авторов.







На выставку книг.





Не везде. Автор не указан на энциклопедии «Мир животных».



Предполагают.















Отвечают по поднятой руке.

«Книги о природе», «Природа и животные» и др.













Да.

Шесть.









«Удивительные животные», «Бэмби», «Лиса и журавль», «Чьи это ноги?».

Узнать биографию Л.Н. Толстого.

Они все о животных и соответствуют теме выставки.



Поднимают руки.

Олененок.











Желающие рассказывают о произведении, которое читали.







Высказывают свое мнение.

















Автор – Ирина Пивоварова.

Затрудняются.









Жила-была собака.





И. М. Пивоварова «Жила-была собака».



Познакомиться с произведением Ирины Пивоваровой «Жила-была собака».



Слушают учителя







Узнать биографию автора.





Прочитать произведение.



Проанализировать произведение.







Подведем итоги.









Нет.









































































































В Москве.

Она получила известность, когда ее стихотворения опубликовали в журнале «Веселые картинки».









О собаке, о ее жизни.

Ф




Речь

Учебник

Презентация






























Учительский контроль (беседа)

- отвечать на вопросы;

- строить устные монологические высказывания в соответствии с учебной задачей;

- осознанное использование изученных литературных понятий.

- корректно и аргументированно высказывать свое мнение (К);

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К);

- с помощью педагогического работника формулировать цель деятельности (П);

- корректно высказывать свое мнение (К);

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата (Р);

- выстраивать последовательность выбранных действий (Р).

- сформированность познавательных интересов, активности, инициативности и самостоятельности в познании.

Установка на слушание

Настрой обучающихся на восприятие текста.

Словесный (беседа).

Сначала прочитаю его вам я. Потом будем читать с первого ряда, первой парты по цепочке. Каждый читает по одному предложению до точки. В это время остальные внимательно читают про себя, следят.

В конце нашего чтения я предлагаю оценить некоторых по критериям. Чтобы это сделать, надо быть особенно внимательными! Посмотрите на доску:

Скорость чтения, то есть медленно или, наоборот, быстро, может быть, размеренно – так, как надо.

Правильность чтения. Чтение без ошибок, повторов, замены слов или их пропуска.

Выразительность. Как думаете, про что здесь речь?





Верно, как были расставлены паузы, ударения, интонация, было ли передано настроение.

Способ чтения.

Как вы читали? Слогами или целыми словами.

Слушают учителя





































Передавалось ли настроение произведения, чувства, эмоции.

Ф

Речь

Презентация




- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. (Р)


Первичное восприятие.

Прочтение отрывка из произведения.

Словесный (чтение текста сказки)

Наглядный (учебник, иллюстрации).

Итак, ребята. Попрошу вас стать ответственными слушателями. Поставьте пальчик на первое слово в произведении, слушайте меня очень внимательно и следите.

Читает:

Жила-была собака,

Она была большая,

И был у той собаки,

Огромный рыжий хвост...

...

А вот что было дальше,

Ещё я не придумал.

Сначала я придумаю,

А расскажу потом.

Итак, ребята, читать вы должны с выражением, соблюдая все знаки препинания и передавая настроение.

Начинаем читать по цепочке.

Слушает чтение учеников и исправляет ошибки.













Читают рассказ Л.Н. Толстого «Котёнок»:

Вася влез по лестнице под крышу амбара…

…Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.















Читают.

Ф

Речь

Учебник


Учительский контроль

Взаимоконтроль

- использование разных видов чтения (ознакомительное);

- овладение техникой чтения вслух.

- овладевать навыком смыслового чтения текста.


Проверка первичного восприятия.

Проверка понимания обучающимися прочитанного отрывка произведения и анализ прочитанного отрывка.

Словесный (беседа), наглядный (учебник)

Давайте побеседуем о том, что вы только что прочитали.

Вы были правы на счёт названия произведения?

О чем это произведение?

Хорошо. Скажите, всё ли, что происходит в произведении является правдой?





Совершенно верно. Но если эта собака будет обычного размера, то она, конечно же, может быть реальной.

Скажите, понравилось ли вам это произведение, которое мы прочитали? Почему?





Замечательно. Скажите, ребята, а это стихотворение с преувеличением или небылица?

Почему?











Совершенно верно.

Давайте теперь оценим по критериям ваше чтение.

(Имя), оцени, пожалуйста, (Имя).

Что получилось?

Что не получилось? Почему? Что надо сделать, чтобы в следующий раз закрыть этот критерий?







Да/нет.

О большой собаке, которая гуляла по городу, но она была очень доброй.

Нет, не всё. Таких больших собак не существует, собака не может так громко лаять и так сильно дышать.











Да, понравилось, потому что оно веселое, забавное, его было интересно читать.





Стихотворение с преувеличением.

Небылица – это произведение с выдуманным, фантастичным сюжетом, а тут есть много реальных событий, но преувеличенных.





Несколько человек оценивают друг друга по критериям.







Высказывают свое мнение.

Ф


Речь


Учительский контроль (беседа)

- отвечать на вопросы;

- строить устные монологические высказывания в соответствии с учебной задачей.

- воспринимать и формулировать суждения (К);

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К).

- сформированность познавательных интересов, любознательности и самостоятельности в познании.

Анализ

Проверка понимания обучающимися прочитанного отрывка произведения и анализ прочитанного отрывка.

Словесный (беседа, объяснение, чтение текста), наглядный (учебник, презентация).

Давайте рассмотрим иллюстрацию к этому стихотворению.

Поднимите руку те, кто представлял себе собаку из произведения именно так.

Хорошо. Те, кто не поднял руку, попробуйте описать собаку, которую вы себе представили.

Очень хорошо, спасибо за ваши ответы.

Скажите, ребята, какие события в этом стихотворении могут быть реальными. Зачитайте прямо из текста.





















Сейчас я предлагаю вам поработать в парах, у вас на столах лежат листы с этим же стихотворением. Вам нужно в тексте найти слова и словосочетания, описывающие собаку. Их вы подчеркнете красным карандашом.

Потом зеленым карандашом подчеркните все преувеличения в этом тексте.

Но перед тем, как вы начнете работать, нам нужно вспомнить правила работы в парах. Кто может их назвать?







Хорошо. Можете приступать к выполнению задания. Когда будете готовы, поднимите руки домиком вместе со своей парой.



Заканчиваем.

Назовите слова, описывающие собаку, которые вы подчеркнули.

У всех так, ребята. Есть ли у кого дополнения?

Хорошо, молодцы. Спасибо за ответ.

Теперь назовите преувеличения, которые вы нашли.

У всех так, ребята?

Есть ли у кого-то замечания или дополнения?

Отлично. Отложите листочки в сторону. Давайте с вами встанем и немного разомнемся.

Физминутка











Поднимают руки.





Рассказывают, как они представляли собаку.









Жила-была собака,

Она была большая,

И был у той собаки,

Огромный рыжий хвост.



И вот когда собака

Бежала по дороге,

За нею пыль вставала...


Она была послушной

И доброю была.


Со мной гулять ходила

И ласково крутила

Своим большим хвостом.
























Не перебивать друг друга, работать вместе, помогать друг другу, работать полушепотом, чтобы не мешать другим.





Выполняют задание, подчеркивают слова и словосочетания нужным цветом.





Называют.

(если есть, то дополняют).





Называют.

Проверяют.



(если есть, то дополняют).







Физминутка

Ф








Раздаточный материал Учебник

Речь








Учительский контроль (беседа)

- отвечать на вопросы;

- овладение техникой смыслового чтения вслух;

- овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий.




- анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей (П);

- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии (П);

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе текста (П);

- находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде (П);

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К);

- корректно и аргументированно высказывать свое мнение (К).


- сформированность познавательных интересов, активности, самостоятельности в познании.


Вторичный синтез

Обобщение полученных в ходе ознакомления с текстом произведения знаний.

Словесный (беседа)., практический (упражнение), наглядный (карточки с планом, презентация)

Скажите, ребята, а бывают ли собаки разные?

Посмотрите на изображения на доске. Чем отличаются эти две собаки?









Верно. Какой можно сделать вывод?

Совершенно верно. Разный характер бывает не только у собак, но у всех животных, и у людей.

Давайте рассмотрим другое изображение. Что вы можете сказать об этих двух собаках?

















Верно, молодцы. Какой вывод мы можем сделать?







Все верно. Все животные разные по своим размерам, так же, как и люди, бывают разного роста.

Давайте рассмотрим последние два изображения. Чем отличаются эти собаки?





Совершенно верно. Существуют разные породы собак, бывают даже вот такие лысые. Еще существуют лысые кошки. Кто знает, как называется такая порода кошек?

Правильно, сфинкс.

Ребята, поднимите руку те, у кого есть домашние питомцы.

Очень хорошо. Опускайте руки.

А кто хочет рассказать о своем питомце? Постараться подробно его описать, рассказать о его характере?

Спрашивает несколько человек.



Замечательно. Спасибо, что рассказали нам о своих пушистых четвероногих друзьях.



Да, все собаки разные.





Одна выглядит доброй, ласковой. У нее большие глаза, она как будто бы улыбается. А вторая собака злая, она рычит, скалится, прижала уши. Очень злобно смотрит.

У собаки может быть разное настроение, разный характер.











Одна собака очень большая, у нее длинные ноги и висячие уши. Она смотрит вниз, взгляд у нее добрый.

Другая собачка совсем маленькая, она пробегает под этой большой собакой. У нее маленькие ушки, лапки и хвостик.



Собаки бывают разных размеров и разных пород. Бывают собаки очень большие и очень маленькие.













Одна совсем лысая, у нее нет шерсти, а другая собака очень пушистая.









Сфинкс.





Поднимают руку.











Поднимают руки.

Рассказывают о своем питомце.

Ф

П




Презентация

Речь










Учительский контроль (беседа)

- отвечать на вопросы;

- овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.

- анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей (П);

- корректно высказывать свое мнение (К);

- проявлять уважительное отношение к собеседнику (К);

- признавать возможность существования разных точек зрения (К);

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению (К);

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К).


Рефлексия учебной деятельности

Создать условия для самооценки обучающимися своей деятельности.

Словесный (беседа)

На этом наш урок подходит к концу. Домашним заданием будет выразительно читать это стихотворение.

Давайте вспомним, какая же у нас была тема урока?

Хорошо.

Какую цель вы ставили перед собой в начале урока?



Вы достигли ее?

Отлично!

Что вы можете рассказать об авторе стихотворения?

А о самом произведении?





Хорошо, и сейчас я предлагаю каждому оценить свою деятельность на уроке. Продолжите предложения, которые видите на доске.

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Я бы хотел…

Мне было трудно…?

Что надо сделать, чтобы больше не сталкиваться с такой трудностью?

Хорошо.

Я хочу сегодня вас похвалить за активную работу и хорошее поведение на уроке. Очень надеюсь, что сегодняшний урок не прошел для вас зря. Всем спасибо, до свидания!



Слушают объяснение домашнего задания.





И.М. Пивоварова «Жила-была собака»



Познакомиться с произведением И.М. Пивоваровой «Жила-была собака».

Да.



Рассказывают.

Рассказывают кратко, о чем произведение.











Несколько учеников продолжают предложения.



Рассказывают, что нужно сделать.

Ф





Речь

Презентация
















































Самоконтроль

Учительский контроль


- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями (К);

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К);

- устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности (Р);

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок (Р).